на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

История храма

Коротенький Хохловский переулок, где уютно устроился наш храм, имеет стародавнее происхождение. По одной версии переулок и площадь названы были Хохловскими в XVIII и XIX вв. по урочищу "Хохловка", где первоначально после воссоединения Украины и России в 1654 г. селились украинцы. Здесь же стоял дом знаменитого гетмана Мазепы.



Сытин П.В. в своей книге "Откуда произошли названия улиц Москвы" пишет: "В этом районе города уже в начале XVII века находились дворы, сады и огороды поселившихся в Ямоскве выходцев с Украины до соединения ее с Россией, по тогдашнему - "хохлов". Здесь стояла их церковь - Троицы в Хохловке". По другой версии, топоним "Хохловка" не от хохлов, а от князей Хохолковых-Ростовских (дворян по московскому списку, служивших государю). Подтверждают это источники, где обозначение "на Хохловке" известно с 1653 г.
Деревянная церковь существовала уже в первой половине XVI в. Упоминание о ней в письменных данных относится к 1613 г. В церкви творилось поминовение матери первого государя из рода Романовых великой инокини Марфы, которую следует считать основательницей храма, заложенного в память о пребывании ее с сыном в Свято-Троицком монастыре в 1613 г.

Каменный храм, построенный на месте обветшавшего деревянного, стоял уже в 1657г. Но он не сохранился. 14 апреля 1696 г. (по новому стилю) была заложена новая церковь на деньги вдовы окольничего Ильи Ивановича Чирикова, Евдокии Авраамовны. Она, "сетуя безутешно о кончине дочери своей Неонилы, в цвете лет своих скончавшейся, заложила 1696 года апреля 1-го ныне видимый нами храм и на отстроение оного употребляла изготовленное для замужества дочернее приданое" (цит. - историк А.Ф. Малиновский). С левой стороны от входа, с южной стороны храма сохранилась плита, на ней написано:

" […] месте в сем месте в основании сея церковныя […] Бог погребена […] возлюбленнаго своего и избранного сосуда живущего в мире сем и страсе Божии […] жития девственной чистоте девицы Неонилы, дщери окольничьяго Ильи Ивановича Чирикова. Божественнаго насыщася приобщения Духом Святым, неуклонное возыме всегда […] к нетленным улучити желая, вечную жизнь, чистое житие и венец имея, еже паче ума делы совершая непрестанно, читая Божественное Писание и не бо плоти и крови ревновах пожити, но желая Христова Царствия, не жила есть плоти, но Богу и Духу, имже питаяся и кончину свою матери и сущим окрест себя провозвещая. И помази ея дух чистым и пресвятым елеем радости, преславно дарованием множества украси. Дева Неонила, девам одобрение и победа, ееже преселил Бог от мирскаго сего мятежа в вечный покой, от сотворения мира в лето 7203 году месяца июня в 1 день в часу дня. Жития ея было в маловременном сем веце 14 лет, 7 месяцев, 4 дня. А мать же ея болярыня вдова Евдокия Аврамовна, дщерь думнаго боярина Аврама Микитича Лопухина, иже был во иноцех схимонах Александр, видя, яко лишися своего чада, с велием усердием и любовию ото всего сердца своего, вдохновениям вня Духа Святаго, благословила в сию св. церковь немалое подаяние дати от сокровищ своих, которое уготовано было ей, и положи начало здания храма сего святаго во имя Живоначальной Троицы, яже зовома в Старых Садех на Хохловке и в приделе Пресвятыя Богородицы честныя иконы Владимирския, яже начата бысть строити в лета 7204 апреля с 1 числа, тоя церкви при священнике Иоанне Феодорове. Читавый же сие, боголюбивый всяк да глаголет: Господи, девицу Неонилу упокой со святыми Твоими во Царствии Небеснем."

Имя девицы Неонилы было запечатлено также на камне при западных дверях храма свят. Николая Чудотворца Мокрого, что в Мокринском переулке. "В облегчение горести, томившей ее", скорбящая вдова буквально через год в 1697 году построила близ Зарядья еще одну церковь . К сожалению, Никольскому храму, да и самому Мокринскому переулку не суждено было сохраниться: сейчас на их месте возвышается гостиница "Россия" .

Храм по конструкции своей получился стройным, благолепным, композиция его определялась как восьмерик на четверике. Внешний декор отличался простотой и изяществом. До наших дней сохранились многоцветные изразцы, выполненные знаменитым художником - белорусом Степаном Ивановым Полубесом.

В ХVIII в. была построена колокольня. В 1722 г. возвели придел Владимирской иконы Божией Матери, а в 1757 г. - придел Святителя Димитрия митрополита Ростовского, ныне упраздненный. В 1737 году Москва пострадала от сильнейшего пожара, который охватил Кремль, Китай-город, Белый город. Погорели и некоторые подворья в Земляном городе. Сильно пострадал от московского пожара и наш храм. Сохранились сведения о дьяконе Иосифе Федоровиче, который в это время служил в нашем храме и погиб во время пожара. Он окончил Славяно-греко-латинскую академию и преуспел, "произойдя до пиитики". Он значился в списках 1736 года о ученых людях на Московских приходах, которые были поданы Святейшему Синоду на рассмотрение в качестве кандидатов на служение и учительные места во "вновь устроенный" по приказу ея императорского величества Анны Иоанновны город Оренбург. К сожалению, его имя не значилось в списке избранных. Он остался в Москве и погиб в этом пожаре 1737 года.
В 1761 году храм Св. Троицы сильно пострадал от бури.
Наступил бедственный 1812 год. По вступлении французов в Москву разрешение совершать богослужение получили лишь четыре монастыря и десять церквей. Милостью Божией в числе десяти был и наш храм. Божественную службу у нас совершали по особому письменному дозволению от французского начальства (сохранился текст разрешения за подписью коменданта 5-й части Швейегю). Служил настоятель о. Петр Иванов с причтом в теплой церкви, в приделе Владимирской иконы Божией Матери, так как в настоящей и в приделе Свят. Димитрия Ростовского престолы были сдвинуты в своих местах.
Благодарение Богу, в годину войны ризница храма сохранилась в целостности, так как заблаговременно была зарыта под полом церкви. Но тем не менее, насколько церковь пострадала свидетельствует простое перечисление данных: с 1813г. по 1816 г. храм был приписан к церкви Трех Святителей, а после к церкви бывшего Ивановского монастыря.

Выяснены некоторые данные о жизни и трудах делателей нивы Божией, служивших в нашем храме. Вот два пастыря:
Отец Алексий Епифанов-Беляев в 1820 г. был рукоположен в священники Троицкого храма, с 1823 г. обучал Закону Божию в Константиновском межевом институте, с того же времени исполнял в Покровских казармах привод к присяге, занимая увещательную должность по военной и следственной комиссиям. В 1833 г. был награжден фиолетовою бархотною скуфиею, а в 1839 г. такою же камилавкою. С 1841г. законоучительствовал в школе по артиллерии разных батарей.
Отец Николай Георгиев Успенский был произведен в священники Троицкого храма в 1912 году. Он состоял действительным членом Общества по устройству в Москве народных чтений, преподавал Закон Божий в двух городских училищах, вел по воскресным дням беседы и состоял заведущим читальни для детей Хитрова рынка. Отец Николай имел серебряную медаль и Александровскую ленту в память царствования Александра 111. При отце Николае в 1913 г. к востоку от старого церковного здания был возведен новый трех-этажный прибытный дом, то самый, в полуподвальной помещении которого находится наша трапезная.

В 1822 г. - был заново освящен придел Свят. Димитрия Ростовского;
В 1825 г. - причт получил разрешение продать жемчуг на старых иконах для проведения ремонтных работ;
1826 г. - под этим годом датируется дело о ремонте и освящении церкви.

В 1820 г. тщанием московского купца Василия Адрабежанова для священно-и-церковно-служителей был построен двух-этажный дом (располагался к югу от храма). Он был снесен в годы советской власти. А между тем, известно (по плану 1910 г.), что в нем на первом этаже 5 светлых комнат отводились для "денного приюта Ея имп. выс. Елизаветы Федоровны".

"По словам осведомленного москвича, в прошлом веке Троицкая церковь славилась своей феноменальной бедностью, ибо приход ее был небольшой, да в нем жило и немало иноверцев. "Митрополит Филарет обратил такие убогие приходы, как церковь Троицы, как бы в исправительные колонии для тех членов своего клира, которые провинились в незначительных проступках - переводил их из сравнительно богатых приходов в бездоходные""
Романюк С.К. "Из истории московских переулков" - М. 2000.-268 с

И тем не менее, когда читаешь предреволюционное дело о церковном и ризничном имуществе нашего храма, одновременно на душе возникают чувства радости и грусти о его богатстве и благолепии. Святой антиминс в Троицком приделе, освященный рукою самого свят. Филарета Московского, оригинальный резной в виде драпировки пяти-ярусный высеребряный иконостас(XVIII в.), множество чудных икон в серебрянных, позолощенных ризах - все это было … и все это исчезло… Сейчас известно, что, Слава Богу, часть Троицкого иконостаса сохранилась в запасниках Новодевичьего монастыря.

Из описи, составленной в 1812 году, скрепленной Златоустовским архимандритом Иннокентием:
З престола (холодный Троицкий и два теплых)
Причта по штату: священник, дьячок, пономарь и дьякон на пономарской вакансии.
Земли при церкви погостной и под церковью 230 кв. сажень; под церковным домом и во дворе - 210 кв. сажень; через улицу противу северной стороны церкви впусте лежащей бывшей причетнической земли 133 кв. сажень.
Домов священно-и-церковнослужители не имеют, а живут в церковном доме тщанием московского купца Василия Адрабежанова для жительства их с дозволения церковного начальства, постоенном в 1820 году на церковной земле, которая пределе принадлежала священнику.
На содержание священно-и-церковно-служителей ежегодно по билетам, хранящимся в ризнице, процентов с капиталов от различных лиц в сохранную казну положенных для поминовения их родственников, 218 рублей 50 копеек ассигнациями. Достаточное.

Из клировой ведомости за 1913 год:
По штату: священник, псаломщик. Жалования не положено.
Кружечных доходов 440 р. 40 копеек за 1913 год. Другие источники: процент с капитала на вечное поминовение по синодику 1095 р. 59 коп., по книжке сберегательной кассы 65 коп, процент с капитала купца Сорокина 79 р. 58 коп., арендной суммы на участке земли под деревянный склад 300 р., за квартиру в церковном доме 300 р. в год (когда бывает занята).
Земли 553 кв. сажень и при церкви через улицу 130 кв. сажень.
В приходской библиотеке 43 тома книг. Школы не имеет в приходе. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1901 году. Священник отец Николай Успенский, 50 лет.
Дьякон на вакансии псаломщика - Василий Иванович Холмогорцев, 70 лет. Имеет серебряную медаль на Александровской ленте в память церствования Александра III. За усердную службу преподано ему благословение Св. Синода с выдачею грамоты. Содержания от казны не получает.
Староста церковный крестьянин Иван Михайлов Канабин.
Просфирница Елизавета Сергеевна Никольская, 54 года, девица (из духовного звания). Переведена из села Дегунино московского уезда. (скромная, честная).

Судьба церкви после 1917 г. выяснена пока фрагментарно. Храм был закрыт и обезглавлен.
В 20-е годы в бывший доходный дом нашего храма переселилась из Питера семья Негребецких (мать, отец и два сына). Один из сыновей, Георгий Алексеевич, поведал в свое время дочери, что уже к моменту их переезда в церкви не совершались богослужения, она была закрыта. Утварь из нее была вывезена в помощь голодающим.
Деда, Алексея Александровича, репрессировали в 1935 году, в памяти же осталось воспоминание о том, как он с саблей в руках отгонял беспризорников с Хитрова рынка, желавших поживиться остатками храмового имущества.
В 1935 году вынесено постановление о закрытии храма Св. Живоначальной Троицы в Хохлах и переоборудовании его под лабораторию музея антропологии.
Известно, что какое-то время храм оставался разоренным, обезглавленным и заброшенным. С середины 70-х началась медленная реставрация. К 1983 г. восстановили основной объем здания, наличники и замечательный ажурный крест. Колокольня оставалась невычиненной. Помещение внутри было перестроено и в 1980г. занято институтом геофизики. В 1990 году здесь уже располагался Инженерно-информационный центр ВНИИПК Техоргнефтегазстроя.
Наконец, в 1992 г. храм передали братству Святого Князя Владимира, и он получил должное освящение. Время возобновления хохловская церковь переживала вместе с Владимирской церковью в Старых Садах, будучи приписанной к ней. С 1998 года приход числится самостоятельным.


ПОГОСТ ТРОИЦКОГО ХРАМА

Сведения о церковном погосте известны как из документальных источников, так и из археологических изысканий, проводившихся при восстановлении храма.

Сохранилась Книга московских церквей и состоящих при них кладбищах (1657 г), в которой про наш храм написано:

Под церковью земли и кладбища мерою длиннику 15 саж., похад олитарей длиннику ж 14 саж., поперег по улице 13 саж., да посторонь церкви 11 саж. и то кладбище тесно...
И по государеву указу к церкве Живоначальныя Троицы, что на Хохловке, взято вновь под кладбище из попова двора из огорода из длинника 6 саж. с полусаженью, поперег подле Григорьевского двора холщевника 6 саж. с полусаженью...
И по государеву указу старое кладбище огорожено заборами наглухо; а новое кладбище, что взято из попова двора... огорожено надолбами изредка; и впредь той земле быть в новом кладбище безповоротно".

Самая старая плита, к сожалению, утраченная, относилась к 1540 г. На ней была зафиксирована надпись о смерти Варвары, Ивановой жены:

Лета мца августа восмый на десятый днь преставис раба жия Варвара Иванова жена

Эта белокаменная плита, украшенная треугольчатым орнаментом, была обнаружена в конце 50-х годов во время земляных работ на Хохловской площади на глубине 2 метров. Под плитой находилось захоронение в полуистлевшей дубовой колоде.

С 1636 г. по начало ХVIII в. на погосте находились фамильные захоронения Глебовых.
Род Глебовых числил свое начало от легендарного Облагини, который в 1375 году выехал из Швеции на службу Дмитрию Донскому. Первыми, кто стал писаться Глебовыми, были сыновья Глеба Ивановича-Семеновича, жившего в середине XVI века. У церкви Живоначальной Троицы были похоронены потомки Моисея Федоровича Глебова , чья ветвь пресеклась в начале XVIII века.
В 164956 г. умер Данило Моисеев Глебов. В 1625-1640 он числился московским дворянином. 5 августа 1934 г обедал у царя Михаила Федоровича. 24 мая 1637 года во время поездки Михаила Федоровича в село Покровское находился в Москве при охране Государева двора. 30 октября 1648 года назначен объезжим головой для береженья от воров и огня от Покровских ворот по Яузские ворота и до Васильевского спуска.
На одной плите с ним были надписи о смерти его двух жен: раба Божия Параскева Андреевна Данилова, (27 марта 1636 года) и раба Божия Пелагея Данилова, уроженная княжна Юсупова (21 ноября 1656 г). Здесь же похоронены и один из его троих сыновей Никита Данилович (1702), московский дворянин, участник Литовских (1679) и Крымских (1689) походов, и его жена Просковья (1656).
Сохранились сведения и захоронениях третьего поколения : Ивана Никитича (22 сентября 1705) и его жены Марии Ивановны (30 октября 1705). Иван Никитич родился в 1666 году, был стольноком, участвовал в Троицком походе, за что получил придачу в окладе 50 четей земли и в жалованье в 5 рублей. Участвовал и в Крымских походах, за них получил придачу в окладе 200 четей земли и в жалованье 77 рублей. 5 февраля 1696 года стольник дневал и ночевал у гроба царя Ивана Алексеевича. Умер бездетным.

Помимо Глебовых, есть сведения о захоронениях семьи Шишкиных, Лопухиных и Чириковых.
Из книги Надгробная летопись Москвы: "Лета 1726 года марта в 20 день в 5 часу на память преподобного Иллариона Милостиваго, преставися раба Божия Евдокия Ивановна стольника Феодоровича Шишкина и погребена вшед в трапезу, подле перваго окна от входа".
Здесь были захоронены Аврам Никитич Лопухин ("во иноцех Александр") и его дочь Евдокия Аврамовна, жена стольничего Ильи Ивановича Чирикова. Это она, сетуя о конце своей дочери Неонилы, заложила в 1696 году наш каменный храм.


Рассказывает староста храма Владимир Хасанович:

Трудно сказать, как велик был погост. В ограде хоронили священнослужителей и благочестивых мирян, но даже на противоположной стороне Хохловского переулка, когда прокладывали теплоцентраль, находили останки, так что кладбище было не маленькое.
В период восстановления нашего храма проводили земляные работы и тоже находили останки. Отец настоятель и все, кто имел дело с нашими рабочими, просили, чтобы они внимательно относились к такого рода находкам. Необходимо было каждую косточку собрать, сложить в домовину для дальнейшего захоронения. И рабочие с большим тщанием относились к этому вопросу.
Когда в 1993 году били вручную шурфы, проверяли, в каком состоянии фундамент, тоже находили останки. Их осторожно вытаскивали, а потом аккуратно на том же месте закопали.
И вот ведь как Господь устраивает! Когда-то в нашем переулке было Хохловское подворье, а теперь, когда Украина стала другим государством, приезжают на заработки украинцы и безвозмездно помогают нашему храму и с радостью. Уже на протяжении 10-11 лет это происходит. Конечно, не постоянно, это разовые работы, но помогают всегда.
Останков, видимо, еще очень много. Сейчас в нашей мастерской сделали домовину и крест, и мы собираемся захоронить их на территории храма, только придется подождать, пока спадут холода, сейчас земля просто каменная. Предстоит еще одна очень ответственная работа: планировка территории. Мы не знаем, как располагаются захоронения, - обычно хоронили по периметру храма. Будем все так устраивать, чтобы, по возможности, не тревожить захоронения.

Декабрь 2001
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru