на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

Архитектура


Первое документальное известие о храме относится к 1620 году, когда московской переписью были упомянуты дворы причта церкви "Троицкого попа Трофима и дъякона Насона".

В Строельной книге церковных земель 1657 года, составленной в связи с расширением кладбищ после моровой язвы 1654 года Троицкая церковь названа каменной. Возможно, она была каменной изначально, но не исключено, что строительство небольшого каменного храма было осуществлено именно в середине 1650 годов на средства богатого прихожанина в поминовение близких, при церкви или в ней похороненных.

В 1696-97 годах на средства Евдокии Абрамовны Чириковой был построен новый каменный храм. Часть средств на его строительство дал думный дьяк Посольского приказа Е.И. Украинцев, купивший и перестроивший палаты в Хохловском переулке (дом 7)

Поскольку после перестройки храм стал больше (14 на 7 сажен), под его строительство была взята земля из погоста, при этом в качестве материала были использованы некоторые белокаменные надгробные плиты, до сих пор видные в кладке церкви.

В основном, в таком виде храм сохранился до настоящего времени. Он принадлежит к лучшим образцам нарышкинского или московского борокко, стиля, который возник в храмовой архитектуре в конце XVII века. Это лебединая песня древнерусского зодчества, ставшая переходом к архитектуре нового времени, в которой будет доминировать светское, мирское начало, а красота станет синонимом богатства. Храмы в стиле нарышкинского борокко отличаются изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием": использованием только красного и белого цветов.

Капитель (от позднелат. сapitellum - головка) - пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны).
В архитектуре Троицкого храма заложена традиционная форма композиции "восьмерик на четверике".

Любое, даже самое сложное деревянное сооружение древней Руси можно разложить на простейшие составляющие, производные от простейших геометрических фигур - четверик (прямоугольник) и многоугольник (самый распространенный - октаэдр, он же восьмерик).

Лазаревская церковь Муромского монастыря

Четверик - часть здания, имеющая в плане квадратную форму - самая простая и самая древняя форма, которую когда-либо использовали в строительстве на Руси. В культовое зодчество четверик пришел из бытовых построек. Прямоугольный сруб возводить было и легче, и быстрее, он был надежен и прочен. Поэтому в раннехристианские времена на Руси, когда внешность была еще не так важна, как содержание, зодчие переносили бытовые формы на свои храмы. Да и внешне те церкви мало чем отличались от обыкновенных изб, разве что главка имелась. Такие храмы назывались клетскими от слова клеть (изба). Посмотрите, например, на самый древний памятник, который дошел до нашего времени - Лазаревскую церковь из Муромского монастыря, ныне стоящую в музее-заповедник Кижи. Три разновеликих четверика составляют единое целое: центральный, самый большой, отведен под молельное помещение; в четверике размером поменьше располагается алтарь, третий четверик, чуть вытянутый и, в отличие от первых двух, не рубленый, а тесовый - это трапезная. Все три крыты простой двускатной кровлей, разный угол наклона которых создает дополнительную игру форм.

Восьмерик - более молодая и более сложная форма родом исключительно из культового зодчества. Первоначально форма восьмиугольника использовалась при возведении колоколен, впоследствии распространилась на храмовые и некоторые хозяйственные (например, мельницы) и фортификационные (сторожевые башни) строения. Самый ранний тип - так называемый "восьмерик от пошвы", то есть от самой земли. Позже настало время комбинированных построек, среди которых самой распространенной стал "восьмерик на четверике". Восьмерик был удобным переходом от квадратного сруба-клети к круглой шатровой крыше. Шатровые крыши обычно ставились над колокольней, а над храмом ставились купола.

Основной квадратный объем бесстолпного Троицкого храма представляет собой двусветный четверик с установленным на него восьмериком, крытым первоначально белокаменной лещадью, а в дальнейшем железом и медью. Восьмерик увенчан двумя последовательно уменьшающимися глухими восьмигранными барабанами с ложными окнами и небольшой главкой - куполом в виде луковки с крестом.

Лопатка - плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов.
Стены четверика гладкие, усиленные по углам лопатками и украшенные полуколоннами.

Верхняя часть храма, восьмерик, отделан сдвоенными колонками, сложными наличниками и ранее был оформлен изразцами, авторство которых приписывают известному ценинному мастеру конца 17 века Степану Полубесу.

Как восьмерик, так и четверик заканчивается повалом - легким скруглением плоскости стены наружу, предохранявшем стены от воды.

Сочетание красного фона с белым узором украшений создают сочную цветовую гамму. Несколько подобных храмов в конце XVII-начале XVIII веков было возведено в Москве и Подмосковье. Не исключено, что строила их одна артель мастеров, возможно, под руководством выдающегося русского зодчего Якова Бухвостова.

Очень маленький храм дополняет большая квадратная в плане низкая трапезная с северным приделом иконы Владимирской Божией Матери, известным со дня основания церкви.

Трапезная (или Предхрамие) - это пристройка с западной стороны церкви, служившая в старину местом общественных собраний, ожидания церковной службы и т.п.; в позднейших церквах, а также в "благолепно обновленных" трапезная уже используется как помещение для свершения литургии.

Первоначальная колокольня, вероятно, возвышалась над западной частью крыши трапезной - прием, часто встречавшийся в нарышкинском борокко. Со стороны придела трапезная сильно выступает от стен основного храма, в то время как южная ее сторона является продолжением объема храма. И храм, и придел изначально имели по одной апсиде.
Апсида - полукруглый (иногда снаружи граненый) выступ в восточной части церкви, в котором расположен алтарь. Если церковь имеет три апсиды, то в боковых расположены жертвенник и дьяконник (помещение в южной части алтаря или южной боковой апсиде).


В 1757 году Троицкий священник Михаил Иванов с прихожанами подал с Консисторию прошение "о дозволении при их церкви, по их обещанию, построить придел Дмитрия, митрополита Ростовского" в трапезной. Разрешение на это Синодальная Контора дала 25 июня 1757 года.

На плане 1802 года (приложение 4 и 5) показан одноапсидный храм, с пристроенными к нему Дмитриевский северным приделом и небольшой двухъярусной колокольней в стиле классицизм, построенной прямо на тротуаре. Колокольня сохранилась до настоящего времени, и, судя по стилистике ее архитектуры, свойственной классицизму, была построена в последней четверти 18 столетия. Нижний ярус ее, примыкавший к западной стене трапезной, представлял собой сводчатую палатку с открытыми на три стороны проходными сквозными арками.

Церковь сильно пострадала при пожаре 1812 года. В результате при ее восстановлении апсида главного храма была перестроена в стиле ампир. Придел свт. Димитрия Ростовского был возобновлен только в 1821 году.

В 1821-1822 годах был построен 2-этажный дом причта. Здание торцом в пять окон выходило выходило в Хохловский переулок и имело скромный ампирный декор. В 1822 году отделка дома еще продолжалась. (Приложение 7)

На генплане владения 1882 года двор причта имеет структуру, характерную для небольших мелкомасштабных владений Москвы первой четверти 19 века. Ядром его является двухэтажный каменный дом, обстроенный с двух строн каменными и деревянными 1-2-этажными пристройками. Вдоль южной внутриквартальной межи выстроен длинный одноэтажный каменный корпус служб, между которыми и главным домом существовал узкий проезд с воротами по переулку на пустующий задний двор (приложение 8)

В 1882 году по проекту архитектора П. Самарина между церковью и северной стороной одноэтажной пристройкой была построена ризница с церковными воротами. Постройка выполнялась в период проявления активного интереса в русском обществе к древнерусской архитектуре, и поэтому была стилизована в формах церковного зодчества 17 века, повторяя его элементы и структуру. От этого времени сохранился чертеж постройки и церкви, выполненный П. Самариным (Приложение 9). Очевидно, что тогда же была выстроена новая металлическая в каменных столбах церковная ограда по переулку взамен старой глухой, изображенной на фото из альбомов Н. Найденова.

В 1909 году выполнена подробная опись храма и его иконостаса, приведенные в приложении 10.

В 1910 году снесли деревянную двухэтажную пристройку у заднего торца дома и выстроили новую в камне, большего объема. Числилась она, как 1-этажная с полуподвалом. (Приложение 11 и 12).

В 1913-14 годах после сноса деревянного сарая на заднем дворе и каменных служб вдоль южной межи, на участке причта архитектором Ильинским был построен скромный трехэтажный с жилым полуподвалом восьмиквартирный дом церкви, сохранившийся до настоящего времени (стр. 2). Выстроенное здание выходило главным фасадом к пустующему пространству за алтарем церкви (Приложение 13).

В 1914 году по полицейскому делению владение причта получило № 12, а церкви 14 по Хохловскому переулку. В советское время оба владения были объединены под административным названием № 14, при этом № 12 из нумерации переулка просто исчез.

После революции Троицкий храм был закрыт и перестроен с устройством межэтажных перекрытий. Его главки были сняты.

В начале 1970 годов был снесен дом причта постройки 1822 года вместе с церковными воротами 1882 года.

В начале 1970 1980 годов была произведена частичная реставрация церкви - по фасадам двух верхних восьмериков. В таком виде 25 февраля 1992 года храм был передан церковной общине.


Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru