ВОПРОС:
    Весь пост служилась по воскресеньям Литургия Василия Великого. Я, честно сказать, не уловил большой разницы с литургией Златоуста. Слышал, что Иоанн Златоуст просто сократил литургию Василия Великого. Но, где он сократил, если они почти одинаковые?

На вопрос отвечает диакон Александр Гумеров
Литургии Василия Великого или Иоанна Златоуста называются так по авторству Евхаристических молитв, в которых священник просит о ниспослании на Святые Дары Святого Духа, прелагающего Святые Дары в Тело и Кровь Христовы. Эти молитвы - центр всей Литургии; они называются анафорой (т.е. по-гречески «возношением») и читаются в алтаре священником, в то время, когда хор поет «Милость мира...» и следующие за этим песнопения.

А открытая для молящихся сторона Литургии – песнопения, ектении – действительно для обеих литургий общая. Дело в том, что хотя наша Литургия и представляет собой гармоничное целое, складывалась она постепенно. Многие ее элементы сложились спустя века после смерти Вселенских святителей. Например, в их времена еще не были написаны ни «Херувимская», ни «Единородный Сыне», ни «Трисвятое». Символ веры тоже стал исполняться за богослужение позднее. Все эти привычные нам части Литургии дополняли творения Святителей. При этом, и в Византии и на Руси всегда служились обе Литургии, и поэтому развивались и дополнялись они вместе, одновременно, пока не приобрели тот вид, который мы знаем. Хотя, повторим, центром каждой из этих двух последований Литургии являются совершенно особые Евхаристические молитвы.

Что же касается точки зрения, что свт. Иоанн Златоуст просто сократил творение свт. Василия Великого, то она признается неверной. Действительно, анафора свт. Василия Великого значительно длиннее анафоры свт. Иоанна Златоуста, но достаточно внимательно прочитать их, чтобы убедится, что одна никак не может быть сокращением другой.