ВОПРОС:
    В Псалтири в начале многих глав говорится о музыкальных орудиях: Шошаним Эдуф (Шошан), Гефское орудие, Аламоф, Махалаф. Что это за музыкальные орудия? И кто такой "начальник хора"? Кто такой Идифум (Пс. 38)? Асаф, "Сыны Кореевы" - кто они?

На вопрос отвечает священник Николай Лызлов:
В начале многих псалмов стоит так называемое надписание, где может называться автор псалма и даваться указания об образе его исполнения. Псалом нередко передавался для исполнения начальнику хора, каким был, например, Идифум.
"Идифум (восхваляющий - евр.)... левит назначенный Давидом начальником музыкального хора, потомки которого составляли особый хор при царе Соломоне, Иезекии, Иосии и Неемии" ("Полный Православный богословский энциклопедический словарь". Т. 1, Стб. 928).

Асаф и сыны Корея - авторы некоторых псалмов.
"Корей - старейшина в роде Левином за возмущение против Моисея наказан огнём ниспавшим с неба. Кореевы сыны - потомки Корея, стражи храма Соломонова, музыканты и псалмопевцы. Ими написаны псалмы 41 и 43-48" ("Полный Православный богословский энциклопедический словарь". Т. 2. Стб. 1470).
"Асаф - "прозорливец", левит, начальник певцов и музыкантов, при храме Соломоновом, потомки которого под именем "сынов Асафа", составили в последствии целую школу певцов и музыкантов. Асафу принадлежат 12 псалмов (49-й и 72-82-й)" (Там же. Т. 1. Стб. 250).

Из справки "Музыкальные инструменты упоминаемые в Библии" узнаём, что:
Аламоф (Пс. 45:1) (от еврейского алма - девица) неизвестный инструмент; это слово понимается как исполнение тонким голосом;
Махалаф (Пс. 87:1) - неизвестный инструмент или указание на какую-то мелодию начинающуюся этими словами.
Шошанним-Эдуф (Пс. 79:1) и Шушан-Эдуф (Пс. 59:1) - неизвестные инструменты.
Гефское орудие (Пс. 8:1; 80:1; 83:1) - (происходящее из филистимского г. Гефа) - струнный инструмент

"Древнееврейские музыкальные инструменты фигурируют в 25 из 30 книг еврейского канона. <...> Из фигурирующих в Ветхом Завете 29 наименований связанных со сферой музыкального инструментария 21 типологически атрибутировано с большей или меньшей степенью точности. Это: а) духовые инстркменты, куда входят рога (шафар, керен, йобел, карна), трубы (хацоира) и деревянные духовые (халил, угаб, машрокита); б) струнные щипковые, включающие лиры (киннор, катрос), арфы (небел, саббха), цитры (асор), а так же струнные ударные, к которым относится тип цимбал (псантерин); в) ударные состоящие из мембранных (тоф) и самозвучащих шумовых (мнааним, шалишим и паамоним). Идентификация остальных восьми названий <...> весьма спорна" (Журнал "Альфа и Омега" 1998. № 4(18). C. 29-30).