ВОПРОС:
    В Евангелие сказано, что ни один волос не падает с головы человека без воли Божией. Неужели человек действительно может ничего не боятся в этой жизни: ни терять, ни приобретать? Насколько глубоко весь ход нашей жизни проходит под этой волей Божией. Ведь человек часто делает поступки противные этой Воле. Главное, что все время сам постоянно промышляет о своей жизни без веры в эту Волю. Как при этом, может эта Воля продолжать действовать в нашей жизни? Как эта Воля может продолжать строить нашу жизнь, когда человек все равно делает что хочет, или это только кажется? Тут я спрашиваю даже не о духовной, но о внешней стороне жизни, но которая все равно не отрывается от духовной.

На вопрос отвечает священник Николай Лызлов:
Когда мы размышляем над Священным Писанием, пытаемся постигнуть смысл тех или иных утверждений, содержащихся в нём, мы никогда не должны упускать из вида, что оно содержит Божественные истины, того что Бог – Абсолютная Истина, что Он Всемогущ, Всеведущ, Вечен, Бесконечен, Всесовершен… Человек же не вечен, не всеведущ, не совершен… Поэтому его разуму не возможно во всей полноте постичь премудрость Божию.

Преподаватель МДС прот. Александр Шаргунов писал о чтении Священного Писания: «Есть два способа чтения книг. Первый – когда читающий ставит свой ум судией текста, стараясь подчинить его своему пониманию, затем сравнивает то, что он познал, с уже известным ему. Второй способ – когда читающий рассматривает текст как нечто превосходящее его разумение и старается подчинить себя смыслу этого текста. <...> Постигнуть Священное Писание значит подчинить себя ему».

Это в полноте касается и того, что Священное Писание говорит о действии Промысла Божия. Сам Господь Вседержитель говорит: Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55:8-9).

По совокупному свидетельству Священного Писания и святых отцов благое промышление Божие всецело распространяется как на судьбы всей вселенной, так и на конкретную судьбу каждого человека. Об этом хорошо пишет христианский апологет II века Афинагор Афинский: "Как на небе, так и на земле ничто не изъято из провидения и управления Божия, и попечение Творца простирается на все, как на невидимое, так и видимое, как на великое, так и на малое, потому что все творения имеют нужду в промышлении Творца, и каждый порознь по своей природе и по своему назначению".

Подводя итог высказываниям Священного Писания и христианской письменности о Промысле Божием иерей Олег Давыденков в «Догматическое богословие» пишет: "Различают два вида Промысла: общий Промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа".

Промысл — это определенное предназначение, которое определяет Бог, а также те пути, которыми Бог ведет мир и человека к осуществлению этого предназначения. Через Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его (Сир. 43, 28). И мы знаем, что Промысл Божией о каждом человеке в том, чтобы он достиг спасения. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Но Промысл Божией не игнорирует свободную волю человека.

Это хорошо сформулировал «Догматическое богословие» В.Н. Лосский: "Промысл есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари. Эта воля - воля всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий, если только человек умеет ее познавать. Можно сказать с некоторой извинительной неточностью что Бог нисходит в Своей промыслительной деятельности к свободе людей, действует в соответствии с этой свободой, согласует Свои действия с действиями существ тварных, чтобы, выполняя Свою волю, управлять падшим миром, не нарушая их тварной свободы. Следовательно, тайна, сокрытая от вечности в Боге и открытая через Церковь ангелам (см. Еф. 3, 9-10), - незыблемое и вечное предопределение воплощения, - имеет в то же время некоторый условный характер; можно было бы сказать, что оно случайно, если бы это выражение не заключало в себе понятия чего-то неожиданного".