на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 116 - 25 ноября 2007 г.


НЕДЕЛЯ 26-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Глас 1


АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: Еф., V, 9-19.

9. Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10. Испытывайте, что' благоугодно Богу,
11. И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12. Ибо о том, что' они делают тайно, стыдно и говорить.
13. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14. Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".
15. Итак, смотри'те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16. Дорожа временем, потому что дни лукавы.
17. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что' есть воля Божия.
18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19. Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., VIII, 41-56.

25. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что' мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26. Он же сказал ему: в законе что' написано? ка'к читаешь?
27. Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.



Свт. Феофан Затворник. МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА

Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.





СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ПОСТЕ
(память святителя 13/26 ноября)

Услышав о посте, не испугайтесь его как страшного начальника: он страшен не нам, но демонам. Если кто одержим злым духом, покажи ему лице поста, и он, оковываемый страхом и удерживаемый как бы какими цепями, станет неподвижнее самых камней, особенно когда увидит в союзе с постом сестру и подругу поста - молитву. Поэтому и Христос говорит: сей род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). Если же он так прогоняет неприятелей нашего спасения и так страшен врагам нашей жизни, то надобно его любить и принимать с радостию, а не бояться. Если же должно бояться, то бояться надобно пьянства и объедения, а не поста. Те, связав у нас сзади руки, предают нас рабами и пленниками жестокому владычеству страстей, как некоему свирепому господину; а пост, найдя нас в рабстве и в узах, разрешает от уз, избавляет от жестокого владычества и возвращает на прежнюю свободу.



Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела.



Бог поста и воздержания требует от нас не просто для того только, чтобы мы пребывали в неядении, но для того, - чтобы, удаляясь от житейских дел, употребляли все свободное от них время на занятия духовные. Если бы мы устрояли жизнь свою внимательно, и всякую свободную минуту посвящали духовным занятиям, если бы и пищу принимали только для удовлетворения потребности, и всю жизнь провождали в добрых делах, то не было бы нам нужды и в пособии от поста. Но так как человеческая природа нерадива и расположена к невоздержанию и роскоши, поэтому человеколюбивый Господь, как любящий отец, и изобрел для нас врачевство в посте, дабы отвлечь нас от удовольствий, и обратить от забот житейских к делам духовным.



Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с апостолами и, посредством поста достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного - праведным, из злого добрым, из нечестивого - благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни.



Чего только не исцеляет пост. Какого душевного недуга не уничтожает. Изгоняя пресыщение и надменность, он обновляет сердце, уничтожая роскошь, подавляет пыл гнева, утишает жестокую ненависть, снимает бремя вожделений, уничтожает горячку страстей, изгоняет надменное тщеславие, отгоняет бессонные заботы, снимает пелену с глаз, очищает душевные и телесные чувства, так как этот художник получил силу лечения свыше... Итак, кто любит здоровье, пусть усердно предается посту, который не требует платы за исцеление, но еще и сам прибавляет награду...- целомудренные помыслы; не золото, но добрые нравы; не серебро, но чистоту членов; не драгоценные камни, но благочестивые мысли; не блестящие одежды, но безгрешные чувства. Дает в награду блудницам - целомудрие, пьяницам - трезвость, скупым - щедрость, сребролюбцам-любовь к бедным, братоненавистникам- братолюбие и гостеприимство, малодушным - великодушие. И что важнее всего, - животворя, он приближает к Богу



И Моисей, и Илия, сии столпы ветхозаветных Пророков, хотя знамениты и велики были по другим добродетелям, и имели великое дерзновение, однакож, когда хотели приступить к Богу и беседовать с Ним, сколько это возможно человеку, - прибегали к посту и на его руках возносились к Богу. Поэтому и Бог, лишь только создал человека, тотчас отдал его на руки посту, ему поручил его спасение, как нежной матери и наилучшему наставнику. Ибо заповедь: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт. 2, 16,17) - есть род поста. Если же пост необходим в раю, то гораздо более вне рая; если лекарство полезно прежде раны, то гораздо более после раны; если оружие было нужно нам еще до начала войны с страстями, то гораздо более необходимо споборничество поста по открытии такой брани со стороны страстей и демонов. Если бы Адам послушал повеления Божия, то не услышал бы приговора: земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3,19). Но как не послушал он того повеления, так за это постигли его смерть, и заботы, и горести, и печали, и жизнь тягостнейшая всякой смерти; за это терния и волчцы; за это труды и болезни, и полная скорбей жизнь.



Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание...



Пост избавляет от рабства и дает свободу, возвращает из плена в отечество. Пост исцеляет душевные раны, обновляет растленную грехами душу, пробуждает ее, укрепляет ум, внушает страх Божий, уничтожает страсти, смиряет помыслы. В дни поста угасают похоти, процветают добродетели, является в большей чистоте красота целомудрия и тело преображается в душу, делаясь, вопреки природе, духовным



Итак, чтобы нам, и совершив подвиг поста, не лишиться венца за него, поучимся, как и каким способом должно производить это дело. И фарисей тот постился, но после этого поста вышел из храма лишенным плодов поста. Мытарь не постился, и непостившийся упредил постившегося, чтобы ты знал, что нет никакой пользы от поста, если ему не сопутствует все прочее… Если же пост угрожает такою опасностию не знающим, как надобно поститься; то изучим законы поста, чтобы нам не течь безвестно (1 Кор. 9,26), не бить воздуха, не сражаться с тению. Пост есть лекарство; но лекарство, хотя бы и тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и количество самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойство страны, и время года, и приличный род пищи и многое другое; и если одно что-нибудь будет оставлено без внимания, то повредит всему прочему, о чем сказано. Если же для нас нужна такая точность, когда надобно лечить тело: тем более необходимо со всею строгостью разбирать и рассматривать все, когда лечим душу и врачуем помыслы.

"Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста,
архиепископа Константинопольского"





ПАМЯТИ КЛАЙВА ЛЬЮИСА
(день рождения писателя 29 ноября)

Люди постоянно тщатся сочетать небо и ад. Они считают, что на самом деле нет неизбежного выбора и, если хватит ума, терпения, а главное - времени, можно как-то совместить и то, и это, приладить их друг к другу, развить или истончить зло в добро, ничего не отбрасывая. Мне кажется, что это тяжкая ошибка. Нельзя взять в путь все, что у тебя есть, иногда приходится даже оставить глаз или руку.



Я не считаю, что всякий, выбравший неверно, погибнет; он спасется, но лишь в том случае, если снова выйдет (или будет выведен) на верный путь. Когда сумма неверна, мы исправим ее, если вернемся вспять, найдем ошибку, подсчитаем снова; и не исправим, если просто будем считать дальше. Зло можно исправить, но нельзя переродить в добро. Время его не врачует. Мы должны сказать "да" или "нет", третьего не дано. Если мы не хотим отвергнуть ад или даже мир сей, нам не увидеть рая. Если мы выберем рай, нам не сохранить ни капли, ни частицы ада.



Есть только два вида людей - те, кто говорит Богу: "Да будет воля Твоя", и те, кому Бог говорит: "Да будет твоя воля".



В естественной любви есть то, что ведет в вечность, в естественном обжорстве этого нет. Но в естественной любви есть и то, из-за чего ее можно принять за любовь небесную, и на этом успокоиться. Медь легче принять за золото, чем глину. Если же любовь не преобразить, она загниет, и гниение ее хуже, чем гниение мелких страстей.



Естественные чувства не высоки и не низки, и святости в них нет. Она возникает, когда они подчинены Богу. Когда же они живут по своей воле, они превращаются в ложных богов.



Есть только одно благо - Бог. Все остальное - благо, когда смотрит на Него, и зло, когда от Него отвернется.



Но если ты пытаешься выйти в вечность и увидеть, как всё будет (иначе сказать ты не сумеешь) тогда, когда все возможности сменятся единственно-сущим, ты спрашиваешь о том, чего тебе не понять. Ты смотришь сквозь маленькие и ясные стекла времени. Свобода - дар, сильнее всего уподобляющий тебя Творцу; но увидеть ее ты можешь только в перевернутый бинокль, иначе она была бы слишком велика для тебя. Для тебя сменяются диапозитивы моментов, и во всяком из них ты волен сделать выбор. Ни смена этих временных кусочков, ни призрак "того, что могло бы быть" - еще не свобода, это всё стекла, линзы.



Они (люди) говорят о временном страдании: "этого ничто не изгладит", и не знают, что блаженство окрасит и преобразит всё прошлое. Они говорят о греховной усладе: "я согласен на любую цену", и не ведают, что погибель обращает в боль усладу греха. И то, и это начинается в земной жизни. Прошлое святого преображается, - раскаянный грех и ушедшая скорбь окрашиваются красками рая. Прошлое нечестивца уходит во мрак. Вот почему, когда здесь взойдет солнце, а там, внизу, настанет ночь, блаженные скажут: "мы всегда были в раю", погибшие - "мы всегда были в аду". И никто не солжет.

Из книги "Расторжение брака"



Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru