на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 118 - 9 декабрь 2007 г.


НЕДЕЛЯ 28-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Глас 3


АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: Кол., I, 12-18.

12. Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13. Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14. В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16. Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано;
17. И Он есть прежде всего, и все Им стои'т.
18. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., XIII, 10-17.

10. В одной из синагог учил Он в субботу.
11. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи'те исцеляться, а не в день субботний.
15. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16. Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17. И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.




Тропарь свт. Иннокентию, еп. Иркутскому

Светильниче Церкве пресветлый, / озаривый лучами доброт твоих страну сию, / и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою / Бога прославивый, / молим тя, святителю Иннокентие, / ограждай молитвами твоими град сей / от всех бед и печали.
Кондак свт. Иннокентию, еп. Иркутскому

Непорочности соименнаго пастыря, проповедника веры в языцех монгольских, славу и украшение иркутския паствы, любовию восхвалим вси вернии: той бо есть хранитель страны сея и молитвенник о душах наших.





СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ О МОЛИТВЕ, ПОСТЕ И МИЛОСТЫНЕ
(память 26 ноября/9 декабря)

Иисус Христос велит нам молиться непрестанно.

Многие говорят: как можно молиться непрестанно, живя в мире? Если мы займемся одною молитвою, то когда же мы будем исправлять свои должности и заниматься своими делами? Конечно, иметь непрестанной молитвы мы не можем наружно, т.е. всегда стоять на молитве: потому что мы должны исправлять и другие обязанности и трудиться. Но кто чувствует свою внутреннюю бедность, тот не перестанет молиться и среди своих занятий; кто усердно желает войти в Царствие небесное, тот найдет случай и время молиться и внутренне и наружно: он и при самых тяжких и беспрерывных работах найдет время сказать слово к Богу и поклониться Ему. Не находит времени молиться только тот, кто не хочет молиться.

Еще сказано, что грешников Бог не послушает, т.е. грешники не получат от Бога того, чего они просят. И правда: но каких грешников не послушает Бог? Таких, которые молят Бога, но не думают о своем обращении; или просят Бога простить им грехи их, а сами ничего не хотят простить другим и ни за что. Конечно, таких грешников Бог не послушает и не исполнит их мольбы. А потому ты, когда молишься Богу об оставлении долгов твоих, то и сам оставляй долги другим и имей намерение отстать от твоих грехов. Когда молишь Бога, чтобы Он был к тебе милостив, будь в то же время и сам милостив к другим, и тогда Бог тебя послушает.

Некоторые думают, что молиться можно только по книгам. Конечно, хорошо, если ты умеешь молиться и славить Бога во псалмах и песнях духовных; но если ты неграмотный, то довольно для тебя знать важнейшие молитвы, особенно же молитву Господню (т.е. Отче наш): потому что в этой молитве, данной нам Самим Иисусом Христом, изложены все наши нужды. Но когда обстоятельства не дозволяют тебе молиться долее, то говори обыкновенные молитвы, как-то: Господи помилуй! или: Боже, помоги мне! или: Господи, очисти грехи мои! или: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!

Некто из святых отцев сказал: ежели хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла, т.е. пост и милостыню.

Прежде, нежели мы будем говорить о том, что есть пост, посмотрим, для чего установлен пост. Цель и намерение поста - те, чтобы усмирять и облегчать тело, и тем делать его более послушным душе: потому что сытое и тучное тело требует неги и покоя и располагает к лености, и препятствует мыслить о Боге; оно как бы связывает и сжимает душу, и в таком случае оно есть как бы самовольная, избалованная и капризная жена, которая властвует над своим мужем. Итак, что же есть пост? Пост может быть различен; для человека, воспитанного в неге, пост может быть такой, а для воспитанного в простом и грубом состоянии - другой: потому что для одного ничего не значит употреблять самую грубую пищу и быть здоровому, или пробыть без пищи несколько дней, а для другого большая перемена в пище может быть очень ощутительна и даже вредна. И потому для всякого вообще пост наипаче есть воздержание н строгая умеренность в употреблении пищи. Следовательно, употребляй пищу умеренно, а наипаче старайся обуздывать пожелания тела и совсем не исполняй его прихотей, ненужных для сохранения здоровья и продолжения жизни, - и тогда пост твой будет истинный.

Но постясь телесно, надобно а то же время поститься и душевно, т.е. удерживать язык свой от зла и не говорить худого и ненужного, умерять свои желания и истреблять страсти; так например: сегодня не делай того, что пришло тебе на ум непристойного или ненужного; завтра, если обстоятельства располагают тебя осердиться на кого-нибудь, укроти себя и не давай воли твоему сердцу и языку; послезавтра, если придет к тебе желание идти на веселие, и особенно на такое, где ты можешь увидеть или услышать что-нибудь худое, не ходи туда, - и так далее, и таким образом продолжай преодолевать себя. После того начинай удерживать и устраивать твои мысли, чтобы они не бродили там, где совсем не надобно: потому что от мыслей много происходит зла. И надобно сказать правду, что нет ничего труднее, как останавливать свои мысли и приводить их в устройство; но надобно знать, что вдруг устроить и очистить свои мысли невозможно: точно так, как невозможно вдруг усмирить и сделать ручным таких коней, которые долго были на воле и не знали узды, так невозможно вдруг устроить и свои мысли тому, кто всю жизнь свою давал им волю. И при том, когда ты живешь, как обыкновенный человек, занимаясь только своими мирскими обязанностями, мало думая об обязанностях христианина, то тебе кажется, что мысли твои в порядке и даже чисты; но лишь только ты начинаешь помышлять и заботиться о спасении своем, то они тотчас начнут мутиться, как застоялая болотная вода, которая обыкновенно, пока ее не трогают, кажется даже светлою и чистою, но чем более станут очищать болото, тем более мутится вода. Точно так и мысли; и наконец, сам диавол будет возбуждать их. Но не смотря на все это, все это, борись с мыслями своими, крепись и мужайся, и никогда не отчаивайся и не думай, что никак не можно остановить и очистить свои мысли: но сколько сил твоих будет, подвизайся и проси помощи от Бога. И Дух Святый, видя твое искреннее желание, вселится в тебя и поможет тебе.

Что есть милостыня? Милостынею мы обыкновенно называем подаяния нищим. Но под именем милостыни должно разуметь все дела милости и милосердия, как-то: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больного и заключенного в темнице, и помочь им; и также дать место бездомному, призреть сироту и проч. Но чтобы милостыня твоя была истинная, то все это ты должен делать без хвастовства, не желая похвалы от людей за благодеяния твои или благодарности от бедных. Но поступай так, как говорил Сам Иисус Христос, т.е. чтобы левая рука твоя не знала того, что делает правая; и тогда Отец небесный, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Из книги "Указание пути в Царствие Небесное"





НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ДЛЯ МАМ И ПАП

Представлять эту книгу не было бы необходимости, если бы она переиздавалась последние 15 лет. Автор - писатель Симон Соловейчик, даже не столько педагог, сколько писатель, философ, исследователь педагогики. Скорее всего, неверующий. Почему же он нам так интересен сейчас?

Соловейчик первым перевел предмет педагогики из школьной сферы в семейную, он одним из первых писал не учителю, а родителю, даже - будущему родителю, что было ново (и сейчас тоже редкость). Вероятно, это было тогда очень актуально - вспомните журнал "Семья и школа", телепередачу "Контрольная для взрослых", замечательные детские и юношеские фильмы - и все это на высоком нравственном и художественном уровне! Дети стали интересны обществу, оно задумалось о себе… Не это ли было началом религиозного ренессанса 80-90 гг? Не искренний ли интерес к внутреннему миру человека?

"Отчего в одинаковых условиях в одних семьях вырастают хорошие дети, а в других плохие?" - так начинается книга С. Соловейчика. Написанная легко, очень литературно, она весьма глубоко проникает в тайны личности - и ребенка, и взрослого. Что скрывается за однообразной, привычной картинкой повседневной жизни? Что в воспитании - реальность, а что - наши представления о реальности? Соловейчик старается поставить человека нос к носу… с самим собой. С собой настоящим.

"По известным словам Толстого, все счастливые семьи счастливы одинаково. Почему?"… "Отчего одни люди всегда счастливые, сияют, а другие всегда несчастны, и никак их не уговоришь, что нечего им горевать?"… "Перед каждым ребенком широкий веер хороших и дурных примеров, однако одни дети почему-то учатся у хороших людей, а к другим всякая грязь так и липнет. Отчего так?"… "Чем виноват перед тобой ребенок?"… "Подумаем, а что, собственно говоря, нужно нам от детей?"

Подумаем… Автор позволяет нам сомневаться, вспоминать, недоумевать, жалеть о содеянном… Читая эту книгу, понимаешь, что быть просто приличным человеком невероятно трудно, что уж говорить о жизни христианина…

"Для Соловейчика жизненная ситуация - это не проблема, решение которой обсуждается, а притча, позволяющая точнее увидеть подлинную суть неразрешимых противоречий, непрерывного и неизбывного драматизма духовной жизни" (А. Русаков).

Когда известный психолог того времени (Б.С. Братусь) попытался дать определение "психологической нормы", оказалось, что внутри психологии это сделать невозможно, сама психология этого не знает. Стало понятно, что ответ находится в другой области, преимущественно - в области этики. "Нравственная ориентации составляет суть, путеводную нить нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья". .А ведь "единственной наукой, когда-то системно обосновывающей этику, было богословие, признающее нормой - святость!. Требовалась особая смелость, чтобы "призвать на помощь" в атеистическую эпоху те высокие слова, что прежде обладали теоретической значимостью только в богословской традиции: "Идите сюда, слова несерьёзных, неделовых людей: совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, красота, добро, вера, надежда, любовь, справедливость, нравственность, долг, дух, душа и духовность. Без этих понятий нам не справиться с детьми..." Опыт внерелигиозного этического обоснования педагогики и опыт педагогического обоснования этики - наверное, так можно обозначить историческую суть сделанного, показанного и доказанного Корчаком, Сухомлинским, Соловейчиком, Амонашвили и наиболее целостно выраженного в "Педагогике для всех". Точнее, и обоснования, и постижения таких законов этой взаимосвязи, законов, которые можно принимать и трактовать в равной степени как с церковной, так и с нерелигиозной точки зрения, как с профессионально-научной позиции, так и с обычной, человеческой, ясной каждому". (А.Русаков)

У многих из нас есть неверующие или нецерковные родственники, друзья, коллеги. Некоторые из них никогда не читали религиозной литературы, полагая христианство просто сводом правил и запретов. Возможно, книга Соловейчика окажется для них введением в христианскую или близкую к христианству область нашей культуры.

Адрес книги в Интернете: http://1001.vdv.ru/books/pdv

Вероника Агафонова




ОБЪЯВЛЕНИЕ

Дорогие прихожане!
Объявляется сбор средств на трапезу праздника Святителя Николая Чудотворца (19 декабря). Свои пожертвования вы можете передавать Ларисе Амвросиевне
за свечной ящик или Силаевой Татьяне.
Спаси вас Бог.

* * *

За свечным ящиком вы можете получить новые приходские списки.
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru