на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 119 - 16 декабрь 2007 г.


НЕДЕЛЯ 29-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Глас 4


АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: I Тим., I, 15-17.

15. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
16. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
17. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., XVIII, 18-27.

18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25. Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.




Тропарь прп. Савве Сторожевскому

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне,/ от юности бо изволил еси чистое житие,/ духовному твоему учителю последуя,/ и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твоему премудр наставник показался еси,/ тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати.// Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.
Кондак прп. Савве Сторожевскому

Господним желанием распалився,/ страсти плотския воздержанием оттряс,/ Божественнаго света незаходимое светило явился еси,/ чудес лучами всех просвещаеши,/ притекающих к мощем твоим,// Савво преподобне, отче наш.





ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО
(память 3/16 декабря)

Прп. Савва родился в 1327 г. Он пришел к прп. Сергию двадцатилетним юношей и был одним из первоначальников Радонежской пустыни. Впоследствии прп. Сергий (память его 25 сент.) поставил его духовником братии, так как он стяжал большой духовный опыт и дар рассуждения. Но говорил он крайне редко и мало. Когда преемник прп. Сергия, игумен Никон (память его 17 нояб.), ушел в затвор, прп. Савва был в течение б лет настоятелем Радонежской пустыни. Но потом прп. Савва сам возжелал безмолвия. Тогда князь Юрий Димитриевич звенигородский уговорил его поселиться около его стольного града на горе, называемой Сторожевской.

Здесь он воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и поставил для себя келью. Сюда собрались к нему братия, и так основался Саввин-Сторожевский монастырь. Прп. Савва ввел устав прп. Сергия и во всем подражал своему великому наставнику, трудясь наравне с братией. А для молитвы он уединялся в выкопанную им в горе пещеру. Под горой прп. Савва выкопал колодец, существовавший до нашего времени. Прп. Савва стяжал дар прозорливости. Скончался он 3 декабря 1407 г.

В конце XV в. он явился во сне иконописцу игумену Дионисию и велел написать его икону. По свидетельству его ученика, инока Аввакума, эта икона - его точный портрет. С тех пор Господь стал прославлять его чудесами. В 1540 г. игумен Мисаил был при смерти. Раз перед утреней пономарь Гурий встретил у церкви неизвестного старца, который спросил его о здоровье игумена. "Скажи ему, чтобы призвал Пресвятую Богородицу и начальника месту сему, - сказал он. - И открой мне церковные двери, чтобы я мог войти!" Гурий поколебался, исполнить ли ему приказание неизвестного монаха, как вдруг тот, на глазах его, прошел через запертые двери и исчез в церкви. Гурий пошел к игумену и рассказал ему бывшее. Тогда игумен велел отнести себя на могилу прп. Саввы и получил исцеление.

Было много и других чудес. В 1651 г., на охоте около Саввина монастыря, на царя Алексея Михайловича напал большой медведь. Но царю явился прп. Савва и спас его. По повелению царя Алексея Михайловича в 1652 г. святые мощи прп. Саввы были открыты и положены в раке в монастырском соборе, где они почивали до нашего времени, а сам он был причислен к лику святых. В 1812 г. прп. Савва явился ночью принцу Евгению Богарне, итальянскому вице-королю, который со своими войсками остановился около монастыря, и сказал ему, что, если его войска не тронут монастыря, он сам благополучно вернется на родину, а потомки его будут жить в России. Утром принц пошел в монастырь и узнал явившегося ему на иконе. Он приказал солдатам не трогать монастырь. А затем сбылось предсказание преподобного. Сам принц Евгений благополучно вернулся на родину и мирно скончался в 1824 г., с титулом герцога Лейхтенбергского, а сын его, герцог Максимилиан, женился на вел. княжне Марии Николаевне, и дети его стали русскими. Сейчас потомки его находятся за границей.

Монахиня Таисия из книги "Русские святые"





ИЗ ИСТОРИИ САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

Октябрьский переворот 1917 года, так страшно изменивший всю жизнь Российского государства, в полной мере коснулся и главной святыни Саввина монастыря - честных мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.

Существует предположение, что святые мощи преподобного Саввы Сторожевского первый раз пытались вскрыть задолго до официального решения большевистской власти. По одной из версий, главной причиной печально знаменитого "Звенигородского мятежа", вспыхнувшего в мае 1918 года в стенах Саввинской обители и закончившегося убийством комиссара по продовольствию и коменданта монастыря Константина Макарова, была не конфискация зерна в монастыре, а кощунственные действия большевиков в отношении святых мощей преподобного Саввы. Согласно этой версии, после конфискации 600 пудов хлеба, представители продразверстки во главе с К. Макаровым отправились в Рождественский собор, где находилось несколько монахов и прихожан. Большевики вошли в Храм Божий, не сняв шапок, с папиросами в зубах. Макаров потребовал открыть раку с честными мощами преподобного Саввы. Возмущенный игумен отказался. После длительных препирательств рака была вскрыта. Один из членов комиссии нагнулся и взял в руки череп преп. Саввы, повертел его в руках и плюнул на него. Такого кощунства верующие вынести не смогли. Началось крестьянское волнение, достаточно быстро, впрочем, подавленное присланным из Москвы отрядом из красноармейцев и матросов. Если принять эту версию событий далекого 1918 года, то получается, что первые святые мощи, вскрытые (читай - оскверненные) большевиками, были святые мощи преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца.

1(14) февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного Комиссариата Юстиции о повсеместном организованном вскрытии мощей. 4/17 марта (по другим данным - 16 февраля/1 марта) того же года были вскрыты святые мощи преподобного Саввы Сторожевского. Утром этого дня в Звенигороде собрался уездный съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов, постановивший вскрыть мощи Преподобного. Не откладывая, весь состав съезда (около ста человек) немедленно отправился в монастырь. В тот день на службе в соборном храме, где почивали святые мощи, было несколько монахов и прихожан, в основном женщин. Один из большевиков вошел в храм, объявил о предстоящем вскрытии и потребовал сократить службу. Самого наместника, игумена Ионы, в соборе не было, он находился в своей келье. Когда его позвали в храм, около паперти уже собралась толпа народа. После появления отца Ионы и окончания службы приступили к вскрытию раки со святыми мощами преподобного Саввы.

Пока сами монахи открывали покровы и разоблачали святые мощи, в храме было относительно спокойно, но как только святые мощи были открыты в виде черепа и других костей (всего в количестве 32), со стороны большевиков начали сыпаться насмешки, оскорбительные выражения и действия: "Смотрите, товарищи, не собачьи ли кости набрали монахи и наклали сюда?" На серебряном блюде игумен Иона внес святые мощи в алтарь, за ним в алтарь вошли некоторые большевики, где также позволяли себе оскорбительные высказывания и действия. Когда святые мощи вновь переложили в раку, безбожники сами разложили их так, "чтобы посмешнее выглядели", причем ничего трогать в раке было нельзя. Когда духовника обители иеромонаха Савву, очевидца событий, спросили о происходящем: "Как, отец Савва, было при вскрытии?", он отвечал: "Ужас … все, как в Гефсиманском саду, и поругание, и оплевание…"

Вечером того же дня игумен Иона пишет рапорт о произошедшем епископу Можайскому Димитрию, настоятелю монастыря.

20 марта в монастыре и городе расклеили объявления, приглашая публику на осмотр "трухи". Прихожане монастыря в жалобе на оскорбительные действия местных властей при вскрытии святых мощей писали: "Для этих осмотров с публикой являются лица в воинской форме, которые и теперь позволяют брать в руки кости преподобного Саввы и показывать их знакомым, хотя при этом присутствуют и священного сана лица из монашествующих Саввина монастыря". Приходили смотреть на вскрытые мощи и глубоко верующие люди.

Крестьянин Николаев, бывший в Рождественском соборе на другой день после вскрытия, вспоминает: "Я видел косточки в очень плохом виде, они лежали в большом беспорядке, все собранные и смешанные в кучу. Мне было крайне тяжело на это смотреть и я все время плакал. Я два раза ходил на это смотреть… Пойдешь, посмотришь, поплачешь и пойдешь из собора. Было очень тяжело. Поглядишь и горько поплачешь". После этих событий монастырские прихожане составили заявление с жалобой на оскорбительные действия местных властей у раки преподобного Саввы, указав, что "Грубость и издевательство членов комиссии по вскрытию мощей дошли до того, что один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп Саввы, останки которого составляют святыню русского народа". Заявление было адресовано в два наркомата - Внутренних дел и Юстиции. Община верующих при монастыре просила, чтобы "местными властями был, чрез посредство монастырских священнослужителей, придан раке преподобного Саввы и его мощам приличествующий вид … обращается … с горячею и усерднейшею просьбою передать ей раку с мощами преподобного Саввы, глубоко почитаемого своего молитвенника и благодатного помощника на хранение - под полную ответственность за сохранность как раки, так и находящихся в ней мощей, саму же раку оставить на том же месте, где она находится в настоящее время. Исполнением таковой просьбы общины будет хоть несколько удовлетворено глубоко оскорбленное чувство православно верующих членов ее". Заявление подписало 113 человек.

Защита прихожанами звенигородской святыни ни к чему не привела. 5 апреля 1919 года святые мощи преподобного Саввы вывезли из монастыря.

Следствие велось в монастыре около полутора месяцев - с июня до середины июля 1919 года. Согласно материалам, собранным Шпицбергом, все свидетели и обвиняемые отказываются от изложенного в апрельском заявлении и признают, что никаких кощунств не было.

В конце июня 1919 года И. Шпицберг выступал на заседании уездного Съезда советов, где было принято следующее решение: "Признавая, что монастыри являются не только все еще пылающими очагами контрреволюции и отживших суеверий, но и местами растления гражданской нравственности, - поручить Звенигородскому Совдепу в течение не позже месяца от сего дня выселить все монашеское население из монастырей Звенигородского уезда, просить центральную власть по тем же мотивам подобные же меры провести по всей Советской России и монастыри передать на нужды просветительные и лечебные для детей трудящегося населения…".

Основной вывод Шпицберга после проведенного им в монастыре расследования состоял в том, что саввинские монахи и прихожане хотели дискредитировать советскую власть. Об этом Шпицберг докладывал на заседании коллегии Наркомата Юстиции 15 июля 1919 года. В результате, действия большевиков были признаны "правильными и соответствующими революционной дисциплине".

После кощунственного вскрытия и изъятия честных мощей преподобного Саввы Сторожевского, казалось, осиротела Звенигородская земля. Но Бог поругаем не бывает. Преподобный Савва, по милости Божией, не оставил свою Обитель, храня ее и даруя исцеление, духовное утешение и благодатную помощь к радости и укреплению веры православных и недоумению и злобе властей века сего.

Чудом является уже то, что часть честных мощей преподобного сохранились. Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского чудотворца, успевшие в 20-е годы побывать экспонатом выставки по охране здоровья при Наркомате здравоохранения и переданные после этого на Лубянку, навсегда канули в подвалах этого мрачного ведомства. И лишь совсем недавно стало известно, что, по величайшей милости Божией, честная глава преподобного Саввы более 50-ти лет тайно хранилась в одной православной семье. Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с большим риском для себя сберегли Святыню.





ОБЪЯВЛЕНИЕ

Дорогие прихожане!
Сердечно поздравляем отца Николая, а также всех прихожан, носящих это имя, с днем Ангела!
Желаем многая и благая лета, и помощи Божией во всех Ваших трудах!


* * *
Дорогие прихожане, пожалуйста, жертвуйте на трапезу праздника Святителя Николая Чудотворца (19 декабря). Свои пожертвования вы можете передавать Ларисе Амвросиевне за свечной ящик или Силаевой Татьяне.

* * *

В воскресение 16 декабря в 19.00 в храме св. бессребр. Косьмы и Дамиана на Маросейке состоится музыкальный вечер, посвященный памяти сщмч. Серафима (Чичагова), чьи произведения исполнит священник Валерий Буерин.
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru