на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 124 - 3 февраля 2008 г.


НЕДЕЛЯ 36-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Глас 3


АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: 1 ТИМ, I, 15-17.

15. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
16. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
17. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: ЛК, XVIII, 35-43.

35. Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
36. и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
37. Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
38. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
40. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
41. чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
42. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
43. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.





ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК И ЕГО ОТКРОВЕНИЯ
(память 21 января/3 февраля)

О мирской жизни Максима мы знаем немногое. Происходил он из старинного и знатного рода и был, кажется, в родстве с имп. Ираклием. Родился в Константинополе около 580-го года. Получил хорошее образование и с особой любовью изучал философию. Позже в спорах с монофелитами сказалось большое диалектическое дарование преподобного и его формально-логическая культура. Но кроме того и большая начитанность, и не только в церковной, но и в светской литературе. От юности Максим отличался не только любомудрием, но ещё и смиренномудрием. В молодые годы он служил при дворе, в царской канцелярии. Вряд ли могла удовлетворить врожденного созерцателя шумная и мутная жизнь двора, в особенности среди начинавшихся тогда монофелитских интриг. И очень скоро он оставляет мир, уходит в уединённую Хризопольскую обитель, вблизи Халкидона, "где процветало тогда любомудрие". Его смиренный подвиг стяжал ему уважение братии и против воли он был избран игуменом. По смирению он не принял священного сана и оставался только монахом. Хронология этих уединённых лет его жизни остаётся неясной. Во всяком случае, в 30-х годах VII-го века он уже не в своём монастыре. И с этих пор его жизнь неразрывно связана с историей догматической борьбы против монофелитов.

Он был не только богословом, но и мистиком, учителем созерцательного подвига и любви. И его богословие питается прежде всего из глубин духовного опыта. Он не строил богословской системы. всего больше любил он "писать главы в виде наставлений". Большинство его творений именно богословские отрывки, "главы", заметки. Он любил писать отрывочно. Только по нужде и в спорах он рассуждает. Чаще всего он объясняет. Предпочитает уходить вглубь, обнажать глубины каждой темы, - а не вширь, чтобы развернуть диалектические ткани умозаключений. Умозрения у него больше, чем умозаключений... Максим был большим эрудитом. Но не был только хранителем отеческих преданий. Он жил в них и они творчески оживали в его претворяющем синтезе. Всего сильнее чувствуется у него влияние Каппадокийцев, особенно Григория Богослова.

Всю систему преп. Максима можно понять легче всего из идеи Откровения. Это есть тот первофакт, к которому восходит всякое богословское размышление. Бог открывается, - в этом начало становления мира. Весь мир есть откровение Божие, всё в мире таинственно и потому символично. Весь мир обоснован в мысли и воле Божией. И потому познание мира есть раскрытие этого символизма, восприятие Божественной воли и мысли, вписанной в мире... И далее, мир есть откровение Слова. Слово есть Бог откровения. Бог Слово открывается в мире. И это откровение завершается и исполняется в Воплощении. Для преп. Максима Воплощение есть средоточие мирового бытия, - и не только в плане искупления, но и в изначальном миротворческом плане. Воплощение изволено вместе с самим творением, но не только в предведении падения. Бог созидает мир и открывается, чтобы в этом мире стать человеком. И человек создаётся затем, чтобы Бог стал человеком, и через то человек был обожен... "Основавший бытие (происхождение, "генезис") всякой твари, видимой и невидимой, единым мановением воли, прежде всех веков и всякого возникновения тварного мира неизреченно имел о нём преблагий совет (решение), чтобы Самому Ему непреложно соединиться с естеством человеческим чрез истинное единство по ипостаси, и с Собою неизменно соединить естество человеческое, - так, чтобы и Самому стать человеком, как знает Сам, и человека сделать чрез соединение с Собою богом"... - Учение о Логосе, отодвинутое на задний план в богословии IV-го века, у преп. Максима вновь получает широкое развитие. У него вновь оживает архаическая традиция II-го и III-го века, - впрочем, никогда не прерывавшаяся в александрийском богословии (срв. "О воплощении" св. Афанасия, у св. Кирилла особенно в толковании на Иоанна).

Воплощение Слова есть основание и цель Откровения, его основная тема и смысл. И от начала Бог Слово определяется к вочеловечению, чтобы в Богочеловеческом соединениии совершилось освящение и обожение всей твари, всего мира. Ибо человек есть микрокосм, стоит на грани миров, соединяет в себе все планы бытия, и призван к объединению и собиранию всего в себе (срв. у Григория Нисского). В перспективах этого универсального освящения бытия в особенности ясно видна и понятна умозрительная верность строгого и точного диофизитизма. Это не только сотериологическая аксиома (или постулат). И полноту ("совершенство") человеческого естества во Христе преп. Максим показывает не только из необходимости Искупления ("что не воспринято, не уврачёвано", - повторяет и он эти слова св. Григория Богослова). Ибо и создан мир только затем, чтобы во исполнении его судьбы Бог был во всём и всё стало Ему причастно, через Воплощенное Слово. Отсюда понятно, что в Воплощении должна быть воспринята Словом и усвоена вся полнота тварного естества (panta ta hmwn), "безо всякого опущения"... - В мире падшем Воплощение оказывается Искуплением, спасением. Но изволено оно искони не как средство спасения, но как исполнение тварного бытия вообще, как его оправдание и обоснование. И потому именно самое Искупление совсем не исчерпывается одними только отрицательными моментами (освобождение от греха, осуждения, тления, смерти). Главное есть самый факт неразрывного соединения естеств, - вхождение Жизни в тварное бытие... Для нас, впрочем, легче понять Воплощение, как путь спасения. И важнее всего именно эта сторона, - ибо нам надлежит, прежде всего, именно спасаться во Христе и через Христа.

Тайна Богочеловечества действуется в мире от начала. Преп. Максим различает два момента и периода: "таинство Божественного вочеловечения" и "благодать человеческого Обожения". Ветхий Завет и несвершившаяся ещё история Церкви. Евангельская история есть средоточие и раздел двух эпох, вершина и мистический фокус домостроительства... Это есть исполнение (завершение) откровений Слова в творимом им мире, в данном Им законе и писании... - Христос рождается от Девы. И прежде всего Он поэтому единосущен нам ("тот-же по существу"). Но рождается он не от семени, а непорочным и девственным рождением, котрым "управлял не закон греха, но закон Божественной правды". Потому он свободен от греха (от наследственного греха, передаваемого прежде всего в "беззаконии" плотского зачатия; срв. особенно у Григория Нисского). Он воспринимает первозданную, ещё непорочную человеческую природу, как она была Богом сотворена искони, как имел её Адам до падения. И этим "обновляет" естество, являет его кроме греха, "в котором и состоит ветхость" (обветшание)... Однако, ради нашего искупления Господь изначально подчиняет себя порядку страданий и тления, добровольно приемлет и соизволяет смертность и самую смерть, от чего он мог быть вполне свободен, будучи вне греха. Господь подчиняет себя последствиям греха, оставаясь непричастным самому греху... В этом Его целительное послушание. Он становится человеком "не по закону естества", но по домостроительному изволению. "Невинный и безгрешный, Он заплатил за людей весь долг, как если бы Сам был повинен, и тем снова возвратил их к первобытной благодати царствия. Дал Себя самого за нас ценой искупления и избавления, и за наши тлетворные страсти воздал своим животворящим страданием, - целительным врачевством и спасением всего мира"... ... Христос входит в "страдательный" (или "страстный") порядок вещей, живёт в нём, но остаётся от него внутренно независимым и свободным. "Облекается" в страдательность (скорее, нежели "страстность) нашего естества, чрез которую мы вовлекаемся в грех и подпадаем власти нечистого; но остаётся без-страстным, т.-е. неподвижным или не-страдательным ("не-пассивным", т.-е. свободным и активным) по отношению к "укоризненным" или "противоестественным" ("пара-физическим") побуждениям. Это есть "нетление воли" ("призволения"). Воздержанием, долготерпением и любовью Христос отразил и преодолел все искушения, и явил в Своей жизни всяческую добродетель и премудрость... Это нетление воли закрепляется позже нетлением естества, т.-е. воскресением. Господь нисходит даже до врат ада, т.-е. в самую область смерти, и низлагает или обезсиливает её. Жизнь оказывается сильнее смерти. Смерть побеждается в воскресении, как в отмене всякой страдательности, немощи и тления, т.е. в некоем "преображении" естества в безсмертие и нетление... Ряд ступеней: бытие; благобытие (добродетель); вечно-бытие (т.-е. в Боге, или "обожение")... И вместе с тем ряд искупительных действий: соединение с Богом (воплощение), нетление произволения (праведность жизни) и нетление естества или воскресение... Преп. Максим всё время подчёркивает интегрирующую деятельность Богочеловека. Христос в Себе всё обнял и объединил; снял разсечения бытия. В своём безстрастном рождении Он соединил мужеский пол и женский. Своей святою жизнью соединил вселенную и рай, Своим вознесением - землю и небо, созданное и несозданное. И всё возвёл и свёл к Перво-Началу или Перво-Причине... Не только потому, что Он есть Слово и творчески всё в Себе объемлет и содержит. Но Своей человеческой волею, человеческим произволением, осуществляющим волю Божию, т.е. органически совпадающим с нею, приемлющим её, как свою собственную внутреннюю и интимную меру или образец... Ведь грехопадение было волевым актом, а потому и повреждением воли (человеческой), - разобщением воли человеческой и Божией воли, и распадением самой человеческой воли, среди страстей и подчиняющих внешних впечатлений или воздействий... И исцеление должно было проникнуть до первораны и первоязвы греховности, должно было быть врачеванием и восстановлением воли человеческой в её полноте, собранности, цельности и согласии с Божией волей (срв. обычную антитезу: Адамово непослушание и Послушание, покорность, Христово, - преп. Максим углубляет её своим онтологическим толкованием)...

Прот. Георгий Флоровский
"Восточные Отцы V-VIII веков"





ИЗ НАСТАВЛЕНИЙ ПРП. АНАТОЛИЯ ОПТИНСКОГО, СТАРШЕГО
(память 25 января/ 7 февраля)

...Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит.



Надо так молиться Богу, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого. Только Бог и душа. Чтобы молящийся не чувствовал ни неба, ни земли и ничего, кроме Бога, а то молитва будет несовершенная. Когда молишься под впечатлением хорошего пения или чтения, эта молитва еще не есть истинная молитва. Вот истинная молитва: пророк Илия положил голову на колени, молясь, и в несколько минут умолил Господа изменить гнев Свой на милость



Всяк, кто желает достигнуть Христова царства, не должен, озираясь, припоминать свои высокие добродетели - и особенно высокие думы, - а зреть подвиги и славу святых: и будем с ними! А свои зри немощи, грехи и исход души и ужасающие истязания тогдашние - и не согрешишь



Бывает у тебя в прохождении молитвы сон, леность, тоска и охлаждение ко всему по несколько дней и даже недель. Очень может быть, что ты окрадена была пред этим сопротивником, тайным тщеславием, гордостью, или осуждением, или гневом, или чем другим. Вот враг душевный и насилует нашу природу, чтобы в праздности и разленении иждивали дни свои вместо того, чтобы готовиться к вечности. И промыслительно бывает с великими подвижниками, что благодать как бы на время отступает, чтобы познал человек более немощь своего естества и более прибегал к Богу, прося Его помощи и заступления. Это время для великих подвижников, борющихся и труждающихся в молитве, самое благоприятное для восприятия великих венцов. Так как Царствие Божие нудится и нуждницы восхищают оное (Мф. 11, 12). А если и побеждаемся своею немощию, не будем унывать от сего, но паче смиряться и подвизаться при помощи Божией. Сила Божия в немощи совершается.



Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце. Главное: считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сама ко всем оные имей -вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, тогда прощай, мир душевный!



Где Бог - там и мир. И противное само себя показывает: где зависть, вражда, нетерпение, самолюбие - там и диавол. Где диавол - там и все губительное, гордое, враждебное.



ОБЪЯВЛЕНИЕ

Дорогие прихожане!
В четверг 7 февраля в 19.00 после Акафиста в нашем приходе состоится концерт старинной музыки. Приглашаем всех желающих!

***

Просим одолжить кота-мышелова для борьбы с грызунами в трапезной!





Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru