на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 128 - 2 марта 2008 г.


НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ
глас 7



АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: 1 Кор., VIII, 8 - IX, 2.

Глава 8.
8. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11. И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1. Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2. Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; || ибо печать моего апостольства - вы в Господе.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мф., XXV, 31-46.

31. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32. И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
34. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36. Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38. Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39. когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43. Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46. И пойдут сии в му'ку вечную, а праведники в жизнь вечную.




Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет.




СВЯЗАТЬ ВОЕДИНО СТРАХ И ЛЮБОВЬ

Служить Богу в страхе - хорошо;
служить Ему в любви - лучше;
но тот, кто умеет связать воедино
страх и любовь, выбирает
совершеннейшее.


Майстер Экхарт

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей (Мф.25:31)
Господь рассказывает притчу о Страшном Суде. О том, как сядет во славе Своей Сын Человеческий и будет судить всех людей. Поставит одних по правую сторону, а других - по левую сторону от Себя. И будут одни, как овцы, а другие, как козлища. И тех, кто по правую, он призовет к Себе:
- Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Потому что был Я голоден, и вы накормили Меня, был Я болен, и вы посетили Меня, был в темнице, и вы пришли ко Мне.
А те скажут:
- Господи, когда же мы это делали?
И Господь ответит:
- Так, как вы сделали одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне.
А тем, кто по левую руку, Господь скажет:
- Отойдите от Меня, проклятые, был я голоден, и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня, был болен и в темнице, и вы не посетили Меня.
И те скажут:
- Господи, когда же все это было, когда же мы не послужили Тебе?
- Так, как вы не сделали этого одному из сих меньших, вы не сделали Мне.
И пойдут они в муку вечную, а праведники - в жизнь вечную (см.: Мф. 25, 34-46)

Вот такое Евангелие о Страшном Суде.

Человек начинает трудиться над собой, стремиться к Богу и вдруг понимает, что весь в грехах, что в том состоянии, в котором он сейчас находится, он совершенно чужд Царствию Небесному и жизнь его подлежит геенне и муке, что слова: отойдите от Меня, проклятые относятся не к каким-то неизвестным людям, а к нему лично.

Кто же те, кому Господь сказал проклятые? Ведь речь не шла о разбойниках, убийцах, гонителях...Никому из них Он не сказал: "Идите от Меня, потому что вы убивали, воровали, блудили, творили другое беззаконное". Господь не называет ни одного греха этих людей. Эти проклятые, видимо, прожили свою жизнь так, как многие из нас: просто занимаясь собой, внимая себе и не замечая никакой другой жизни, кроме собственной. Вот и все. Ничего такого уж отталкивающего эти люди не сделали. Может быть, им не за что было себя строго судить. А их жизнь подлежит проклятию.

И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую (Мф. 25:32-33)
В чем же смысл того, что мы христиане? Почему так строго спрашивает с нас Господь? Чем мы отличаемся от других? Бог один, а людей много и много разных вер. Какая разница, в какого Бога человек верит? Все религии призывают быть честными, хорошими, не убивать, не воровать. Все так считают. И христиане так считают. Что же требуется от меня, христианина? Я же ничего плохого никому не делаю: даю взаймы тем, кто возвращает долги, помогаю кому надо, люблю тех, кто меня любит. И все хорошо у меня, у христианина. Совесть меня не обличает.

А вот Евангелие обличает.

Какой смысл нам быть христианами, если мы так же чувствуем, так же думаем, так же поступаем, как и все вокруг нас, ничуть не лучше, а некоторые даже похуже? В чем смысл нашей веры, если мы любим любящих нас, помогаем помогающим нам, заботимся о заботящихся о нас, принимаем участие в тех, кто по-настоящему нам близок? Какой в этом смысл для нашей веры? Никакого, потому что христианская вера заключается совершенно в другом. Господь к нам совсем по-другому относится. Он называет нас Своими детьми, а Себя называет нашим Отцом. Будьте так милосерды, как и Отец ваш Небесный (Лк. 6, 36). То есть будьте не верующими, не религиозными, а детьми Божиими. Это означает, что надо с Богом соединиться, по-настоящему стать Ему совершенно равными, чувствовать совсем другими чувствами, определять свою жизнь совсем другими поступками, как велит Господь.

И может получиться, что Царство любви, к которому люди как-то стремились, как-то его себе представляли, окажется вдруг недоступным по одной простой причине - они представляли себе Царство любви иначе, чем оно есть на самом деле. О другой любви говорится. О той любви, которая делает человека милосердным. О той любви, которая делает человека смиренным. О той любви, которая делает человека совершенным во Христе.

Прот. Алексий Уминский
"Тайна примирения"




СВЯТИТЕЛЬ ЛЕВ, ПАПА РИМСКИЙ
(память 18 февраля/2 марта)

О происхождении Льва Великого сохранились весьма скудные сведения. Известно лишь, что родом он был из Этрурии и что имя его отца - Роман Квинтиан. В 430 году Лев стал диаконом и ближайшим помощником тогдашнего папы Целестина I (422-432), а затем и его преемника - папы Сикста III (432-440). После смерти папы Сикста III диакон Лев был избран Римским Первосвятителем.

Лев Великий принял управление Церковью в смутное для нее время. В Риме ему пришлось вести борьбу с манихейской ересью и пережитками язычества, колдовством и астрологией, по-прежнему весьма распространенными среди паствы. Другой заботой святителя Льва было укрепление папской власти как в метрополии, так и в отдаленных провинциях.

В 452 году полчища гуннов во главе с Аттилой вторглись в пределы Италии, разграбив северные области. Римские войска не смогли оказать захватчикам достойного сопротивления, а император Валентиниан III бежал из Равенны в Рим. Для переговоров с Аттилой было направлено посольство в составе консула, префекта и папы Льва Великого. По преданию, святитель Лев приветствовал вождя варваров словами: "Приветствую тебя, бич Божий". Вид римского первосвященника и его увещевания так поразили последнего, что он согласился удалиться за Дунай. Посольство увенчалось успехом, город был спасен. Это подняло авторитет святителя Льва на небывалую высоту. Но спустя несколько лет, в 455 году, его заступничество перед очередным захватчиком Гензерихом уже не смогло уберечь Рим от разграбления.

Однако главное деяние в жизни святителя Льва оказалось связано вовсе не с его дипломатическими или административными способностями. Промыслом Божиим именно ему, человеку, не искушенному в тонкостях тогдашних богословских споров, суждено было стать главным защитником чистоты Православия.

Весной 448 года святитель Лев получил послание от Евтихия с жалобой на Константинопольский Собор, осудивший его воззрения как еретические. Извратив в письме суть дела, Евтихий ввел святителя в заблуждение, и тот, в свою очередь, обратился к тогдашнему епископу Константинопольскому Флавиану, выражая свое недовольство действиями последнего. Недоразумение скоро обнаружилось, и святитель Лев пишет еще одно письмо епископу Флавиану, излагая в нем свое понимание соединения во Христе человеческого и Божественного естества.

На христианском Западе существует предание о том, что сам Апостол Петр принимал участие в создании этого документа. Написав послание, Лев Великий положил его на гроб Апостола и обратился к святому Петру с просьбой исправить текст послания, если в нем что-либо противоречит истине. По прошествии некоторого времени святителю Льву во время молитвы явился Апостол и сказал: "Прочитал и исправил".

На IV Вселенском Соборе послание святителя Льва, наряду с антиохийским вероизложением 433 года и двенадцатью анафематствованиями против Нестория, легло в основу вероисповедания. Когда на Соборе огласили послание святителя Льва, присутствующие святые отцы воскликнули: "Святой Апостол Петр глаголет устами Льва!".

История не оставила нам сведений о последующих годах жизни Льва Великого. Кончина его последовала 10 ноября 461 года. Он стал первым папой, похороненным в Ватиканском соборе святого Петра. Мощи его и сейчас покоятся там, в приделе его имени. В 1754 году по инициативе папы Бенедикта XIV состоялось прославление Льва Великого как учителя Церкви. Почитается он и в России как святитель и пастырь Церкви Божией. Память его празднуется 18 февраля/ 2 марта.

Д. Зотов
Журнал Московской Патриархии, № 1, 2000




Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru