на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 132 - 30 марта 2008 г.


НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ
Глас 3


АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: Евр., IV, 14 - V, 6.

14. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2. Могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3. И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6. Как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мк., VIII, 34 - IX, 1.

34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37. Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
Глава 9.
1. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.



Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, - а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот - вот конец и венцы!



ТАЙНА КРЕСТА

В послании к Евреям апостол Павел изображает искупительное дело Богочеловека как Первосвященническое служение. Христос приходит в мир сотворить волю Божию. Духом вечным Он приносит Себя в жертву и Своей кровью очищает человеческие грехи. С кровию Своею, как с кровью Нового Завета, Он проходит небеса и входит в самое Святилище, за завесу... За претерпение смерти увенчивается славою и честью, и садится одесную Бога навсегда... Жертвоприношение начинается на земле и завершается в небесах, где Христос предстал и ходатайствует за нас Богу как вечный Первосвященник. "Первосвященник грядущих благ," как Архиерей нашего исповедания, как литург истинной скинии и святилища Божия... Через смерть Христа открываются силы или возможности будущего века... В крови Иисуса открывается путь новый и живой, путь в тот вечный покой, каким почил Бог от дел Своих.

Так Крестная смерть есть жертвоприношение, не только жертва. И приносить жертву не значит только жертвовать. Даже с моральной точки зрения смысл жертвы не в одном только отречении или отказе, но в жертвенной силе любви. Жертва есть не столько пожертвование, сколько посвящение - приношение и дар... И совершающая сила жертвы есть именно любовь (ср.: 1 Кор. 13:3).

Но жертвоприношение есть больше, чем свидетельство любви - оно и священнодействие... Крестное жертвоприношение есть жертва любви - "Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" (Еф. 5:1). И эта любовь не есть только сострадание и милосердие к падающим и обремененным. Христос предает себя не только за грехи мира, но и ради нашего прославления. Он предает Себя не только за грешное человечество, но за Церковь - чтобы очистить ее и освятить, чтобы соделать ее святою, славною и непорочною (Еф. 5:25-27). Сила жертвоприношения - в его очищающем и освящающем действии. И сила Крестной жертвы в том, что она есть путь славы. В ней прославляется Сын Человеческий, и Бог прославляется в Нем (Ин. 13:31). Первосвященническая молитва Господа была о славе и жизни: "Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им" (Ин. 17:22). В этом исполнение жертвы... "Так надлежало Христу пострадать и войти в славу Свою" (Лк. 24:26).

Сила Крестной смерти не в том, что это смерть неповинная, но в том, что это смерть Богочеловека... "Чтобы нам ожить, - говорит святитель Григорий Богослов, - мы имели нужду в Боге, воплотившемся и умерщвленном". В этом "страшное и преславное таинство" Крестной смертью... На Голгофе священнодействует воплощенное Слово... и приносит в жертву Свое "собственное" человеческое естество, от зачатия воспринятое Им в нераздельное единство Его Ипостаси и в этом восприятии восстановленное во всей первозданной непорочности и чистоте... Во Христе нет особого человеческого лица: есть всецелая полнота человеческой природы, но нет человеческой ипостаси... И на кресте умирает не человек. "Страдал и подвизался подвигом терпения не человек малозначащий, но воплотившийся Бог," - говорил святитель Кирилл Иерусалимский. Можно сказать: умирает Бог, но - по человечеству. "Се бо в мертвецех вменяется в вышних Живый, и в гроб мал странно приемлется". Это вольная смерть по человечеству Того, кто по неразлучному от человечества Божеству есть Вечная Жизнь, Кто есть Воскресение и Жизнь... Смерть по человечеству, но смерть Слова Воплощенного, и потому смерть воскрешающая.

Спаситель говорил ученикам: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже разгорелся... Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится" (Лк. 12:50). Огонь - это Дух Святый, в огненных языках изливающийся свыше в "страшном и неисповедимом тайнодействии" Пятидесятницы. Это - крещение Духом. И Крещение - это крестная смерть и излияние крови, "крещение мученичеством и кровью, которым крестился и Сам Христос," как говорил святитель Григорий Богослов. Крестная смерть как крещение кровью - в этом смысл Крестного таинства. Крещение есть всегда очищение. И Крестное крещение есть некое очищение человеческого состава, человеческой природы, проходящей путь восстановления в Ипостаси Богочеловека. Это - некое омовение человеческого естества в изливаемой жертвенной крови, и омовение тела прежде всего... Очищение во уготование воскресения... И очищение всей человеческой природы - очищение всего человечества в его начатке, всего человечества в его новом и таинственном родоначальнике, во "втором Адаме." Это кровавое крещение всей Церкви - "Церковь Твою стяжал еси силою Креста Твоего." И Крестным крещением Христовым подобает и надлежит креститься всему Телу... "Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься" (Мк. 20:23).

Более того, Крестная смерть есть очищение всего мира, кровавое крещение всей твари - очищение космоса через очищение микрокосма... "Очищение не малой части вселенной и не на малое время, но очищение всего мира, и очищение вечное," - говорит святитель Григорий Богослов . И потому вся тварь таинственно соучаствует в смертной страсти Богочеловека... "Вся тварь изменяшеся, зрящи Тя на кресте висима, Христе... Солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся..." Это не сострадание жалости, но сострадание страха - "основания земли позыбашася страхом Державы Твоея." Сострадание в радостнотворном созерцании великого таинства воскрешающей смерти - "кровию бо Сына Твоего благославляется земля".

"Много было в то время чудес,- говорит святитель Григорий Богослов, - Бог распинаемый... солнце омрачающееся и снова возгорающееся - ибо надлежало, чтобы и твари сострадали Творцу... Завеса раздравшаяся... Кровь и вода, излиявшиеся из ребра,- кровь потому, что был Он человек, и вода потому, что был выше человека... Земля колеблющаяся, камни расторгающиеся ради Камня... Мертвецы, восставшие в уверение, что будет последнее и общее воскресение... Чудеса при погребении, которые кто воспоет достойно... Но ни одно из них не уподобится чуду моего спасения... Немногие капли крови воссозидают весь мир, и для всех людей делаются тем, чем бывает закваска для молока, собирая и связуя нас воедино".

Крестная смерть - таинство, имеющее не моральный только, но и сакраментальный смысл. Это Пасха Нового Завета. На Тайной Вечери открывается сакраментальный смысл Крестной смерти. Странным кажется, что Евхаристия устанавливается прежде Крестной смерти - и уже в Сионской горнице Сам Спаситель преподает ученикам Свое Тело и Кровь... "Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас изливается" (Лк. 22:20). И, однако, Тайная Вечеря была не только преобразованием, не только пророческим символом - как и Евхаристия не есть только символическое воспоминание... Это - истинное таинство... И Христос совершает его как Первосвященник Нового Завета. Это - таинство Крестной смерти, Тело ломимое и Кровь изливаемая... И вместе с тем таинство неизреченного преображения - таинственное и сакраментальное преложение немощной плоти в пищу духовную и прославленную. Тело ломимое, умирающее, но в самой смерти воскресающее... Ибо добровольно восходит Господь на Крест - на Крест скорби и славы.
Прот. Георгий Флоровский из статьи "О Смерти Крестной"




СВЯТЫЕ ОТЦЫ О КРЕСТЕ

Взирать на крест - значит всю свою жизнь сделать как бы мертвой и распятой для мира, пребывать неподвижным на всякий грех.
Святитель Григорий Нисский




Сознанием своей греховности, благодарением Богу, покорностью воле Божией сделаем крест свой - орудие казни и знамя бесчестия - орудием победы и знамением славы, подобно Кресту Господню.

Таково божественное назначение для человека во время земной жизни его! Он должен уверовать в Искупителя, исповедовать Его сердцем и устами, исповедовать своею деятельностью, приняв с покорностью тот крест, который благоугодно будет Иисусу возложить на ученика Своего. Не принявший креста не может быть учеником Иисусовым.

Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте распят и повешен на Древе Крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека.
Епископ Игнатий (Брянчанинов)




ОБЪЯВЛЕНИЯ

Дорогой отец Алексий, от всего сердца поздравляем Вас с днем Ангела! Желаем Вам помощи Божией во всех Ваших трудах, а также душевных и физических сил. Многая и благая лета!

* * *
Нашей прихожанке Мосуновой-Короткиной Маше
предстоит сложная дорогостоящая стоматологическая операция.
Просим вас откликнуться. Свои пожертвования вы можете передавать через отца Настоятеля или за свечной ящик Ларисе Амвросиевне.
* * *
Отец Настоятель и священники нашего храма обращаются ко всем прихожанам с убедительной просьбой исповедываться в субботу после Всенощного бдения. Время воскресной утренней исповеди отводится немощным, болящим, пожилым прихожанам и прихожанам с маленькими детьми.
Спаси вас Бог.
* * *
В четверг 3 апреля в 18.00 в нашем храме состоится таинство Соборования.
* * *
Напоминаем вам, что в ночь с субботы 29.03 на воскресение 30.03 произойдет переход на летнее время (часы переводятся на час вперед). Однако традиционно в нашем храме воскресная служба пройдет по старому времени.


Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru