на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 134 - 13 апреля 2008 г.


НЕДЕЛЯ 5-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА
Глас 5


АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: Евр., IX, 11-14.

11. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12. И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14. То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мк., X, 32-45.

32. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что' будет с Ним:
33. Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34. И поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37. Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40. А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.
41. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо'льшим между вами, да будет вам слугою;
44. И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.



ПУТЬ К ПОЛУЧЕНИЮ ДАРОВ ДУХА СВЯТОГО

Когда человек принял веру Христову во всей ее чистоте, смиренно и послушно, без всяких поправок или оговорок, то вот средства, которые Господь дал ему к получению даров Духа Святого:
1. Чистота сердца и целомудрие.
2. Смирение.
3. Слушание гласа Божия.
4. Молитва.
5. Самоотверженность.
6. Чтение Священного Писания.
7. Таинства Церкви и в особенности Святое Причащение.
Чтобы получить дары Святого Духа, надо, прежде всего, очистить сердце от грехов, самолюбия и гордости. Дух Святой всегда и со всех сторон окружает нас; Он желает наполнить нас, но зло, гнездящееся в нас, наподобие стены, преграждает Ему путь. Всякий грех удаляет Духа Святого, но особенно противны Ему телесная нечистота и гордость. Поэтому если мы хотим, чтобы Дух Святой, Которого мы получили при Крещении, не отдалялся от нас, или если мы удалили Его от себя греховной жизнью и хотим, чтобы Он вернулся к нам, то мы должны:

1. Очистить себя покаянием, а после покаяния избегать греховных мыслей и желаний. Ввиду ужасной распущенности современного общества, христианину надо всячески беречь себя от всего, оскверняющего душу, а тело свое не допускать до блуда. Ведь наше тело предназначено быть храмом Духа Святого. Когда человек чист внутренне и внешне, тогда Дух Святой вселяется в него. При целомудрии единственное, что может воспрепятствовать Духу Святому пребывать в человеке, это, если он кичится своей праведностью и рассчитывает на дары Духа Святого как должную награду. Если же ты по несчастью осквернил себя плотским грехом, то перестань грешить и покайся. С сокрушенным сердцем сожалей, что ты оскорблял Бога, своего любящего Отца, и начни жить с большей осмотрительностью. Тогда и ты можешь получить Духа Святого.

2. Одно из надежнейших средств к привлечению Духа Святого - это смирение. Хотя бы ты был человек честный, добрый, справедливый и милостивый - словом, хотя бы ты сочетал в себе многие добродетели, все же продолжай считать себя негодным рабом Божиим и ничтожным орудием Его. Действительно, если мы внимательнее рассмотрим свои добрые дела, то увидим, что ни одно из них не безупречно полностью. Как часто, например, при подаче милостыни или оказания помощи ближним мы примешивали к этому тщеславные мысли, огорчение, самолюбие, осуждение и другие недобрые чувства. Конечно, доброе дело всегда остается добрым, и ты продолжай делать и умножать добрые дела. Ведь золото, даже неочищенное, имеет какую-то цену. Стоит лишь дать его в руки опытному мастеру, и оно получит свою полную цену. Так и ты доверь свои добрые дела Небесному Мастеру, и Он сделает их ценными.

Поэтому если хочешь, чтобы твои добродетели были угодны Богу, не хвались ими. Ты не мастер, а лишь подмастерье. Искусство дает цену золоту, а добродетелям дает цену чистая и бескорыстная христианская любовь, которая приходит от Духа Святого. Все, что сделано без христианской любви, т.е. без Духа Святого, не есть еще полноценная добродетель. И потому человек, не имеющий в себе Духа Святого, при всех своих добродетелях остается нищ и жалок.

Кроме сознания своего недостоинства, смирение заключается еще в том, чтобы с терпением и безропотно переносить разные жизненные скорби и несчастья, считая их заслуженными и посылаемыми нам на пользу. Не говори: "Как я несчастен!" Но говори: "Я заслужил еще и большее наказание за свои грехи!" И не столько проси Бога избавить тебя от бедствий, сколько о том, чтобы дал тебе терпение и силы переносить их.

3. Духа Святого можно получить, внимая голосу Божию. Господь говорит с нами и внутренним голосом совести и внешними жизненными обстоятельствами. Очень важно развить в себе чуткость, чтобы внятнее слышать все, что Бог внушает нам. Он как самый любящий Отец заботится о тебе. Он ежедневно зовет тебя к Себе, предостерегает и вразумляет. Так, например: печален ли ты, обидел ли кто тебя, случилось ли с тобой несчастье, или ты болен - в этом ты можешь слышать голос Божий, призывающий тебя покаяться и стать лучше. Во время скорбей вместо того, чтобы искать помощи у людей или развлекать себя разными забавами, обратись к Богу и у Него одного проси помощи.

Или, допустим, что ты благоденствуешь, живешь в достатке и все у тебя складывается удачно. Это тоже голос Божий. Здесь Господь призывает тебя быть милостивым к нуждающимся, как Он милостив к тебе. Грешно и опасно быть глухим к голосу Божию: не каяться и не исправляться во время скорбей, или не благодарить Бога и не помогать другим в периоды успеха. Еще губительнее поступать вопреки тому, к чему Господь ведет нас: роптать и озлобляться в трудных обстоятельствах, или забывать Бога и жить лишь для удовольствия в благоприятных условиях. Тогда может получиться, что Бог после повторных вразумлений, отвернется от нас как от упрямых детей и допускает нам делать все, что нам вздумается. Тогда страсти легко овладеют нами, наш ум и совесть помрачатся, и мы можем дойти то того, что и самые свои ужасные грехи начнем оправдывать как неизбежную слабость человеческой природы. Чтобы избежать такого падения, необходимо научиться прислушиваться к голосу Божию и следовать тому, что он внушает нам.

4. Духа Святого можно получить молитвой. Молитва - это самое простое, надежное и доступное всем средство к получению Духа Святого. Так как человек состоит из души и тела, то и молитва может быть внутренней и внешней. Главное в молитве это сосредоточенность и искренность, что достигается внутренним усилием. Однако и тело не должно оставаться безучастным: оно может и должно помогать душе молиться. Молитве содействуют благоприятные внешние условия: уединение и тишина, иконы с горящей лампадой, поклоны, воздевание рук, чтение молитв вслух, а когда человек в храме: церковная живопись и архитектура, стройное негромкое пение, благолепное богослужение и т.д.

Сосредоточиться на молитве и обратить свое сердце к Богу - это немалый труд. Для этого необходимо регулярно уделять молитве известное время (например, утром и вечером), нужны постоянство и терпение. Надо постоянно бороться со спешкой, рассеянностью, холодностью, неискренностью; надо стараться, чтобы сердце согрелось любовью к Богу. Требуется много старания, чтобы научиться правильно молиться, и, как мы знаем, святые люди учились искусству молитвы всю жизнь. При этом одних личных усилий недостаточно. Чтобы молитва была горячей и исходила из глубины сердца, необходима помощь Духа Святого. Только Он дает совершенную молитву.

Святитель Иннокентий, митр. Московский (память 31 марта/13 апреля)
"Указание пути в Царство Небесное"




О ЧУДЕ, ИЛИ КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА СОЛНЦЕ

Каждый пост, а особенно Великий, по вполне понятным причинам, начинается с искушений. Иногда больших, иногда маленьких - какие заслужим, такие и происходят.

Отец настоятель в первые недели поста очень жестко пенял нам: на вечерни не ходим, исповедаться норовим в Воскресенье …Что же с нами происходит? И в храм каждый пришел по своей воле, и считаем себя людьми верующими, в целом благочестивыми: посты соблюдаем, домашнее правило вычитываем … А потом на службы опаздываем, во время Литургии треплемся. Ну, и кто мы?

Несколько лет назад в нашем "Листочке" была такая тема: мы христиане, счастливые люди, потому что имеем реальную возможность каждый день сталкиваться с Чудом. Вера в Бога - это вера в Чудо. Рождество - чудо, Преображение, Богоявление … не говоря уже о Литургии. Чудо - это наш обиход, практика жизни. Но почему, то гораздо ближе (не то, чтобы исполнить, но хоть понять) те суровые слова Спасителя - "если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф.19), чем непостижимое "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18)

У Г.К. Честертона в "Вечном человеке" написано: "Чудо - это мгновенная власть духа над материей". А чудо - вещь хрупкая. Мгновенная власть духа над материей требует огромного сосредоточения и огромной бережности. Благоговения. Иначе ничего не будет. А благоговение - это ответственность, ответственность каждого, хотя мы упорно считаем, что за происходящее в церкви Чудо отвечают батюшки и особо продвинутые прихожане. А мы, остальные - так, при них...

Есть такая сказка. Жил-был человек, считавший, что он отвечает за солнце - потому что оно ему светит.

- Ну мало ли что тебе светит, - говорили друзья, - за все отвечать? Ты же не дурак все-таки …

- Нет , погодите, - терпеливо объяснял всем человек, - я люблю солнце. Я хочу, чтобы оно было, понимаете? Вот и получается, что отвечаю …

- Очень интересно, - усмехались друзья, - как это, спрашивается, ты можешь отвечать за то, чего изменить не в состоянии? Это, брат, того … гордыня это. Отвечаешь ты там, или нет - оно же светит!

И так они его в конце концов допекли, что начал человек сомневаться.

- Ну в самом деле: закат, рассвет, каждую тучку встреть - проводи .. Разве от меня что-то зависит? И он престал волноваться пасмурными днями, и перестал чувствовать себя виноватым, когда наступала ночь. И тогда солнце погасло...

Конечно, это всего лишь сказка. Но кто знает, может быть, солнце светит и сейчас еще только потому, что в течение каждого века находился человек, считавший, что он отвечает за солнце.
Елена Четвертушкина




ОБЪЯВЛЕНИЯ

Приближается Светлый Праздник Пасхи. Приглашаем вас поработать на уборке храма и в трапезной. Можно не оставлять всю уборку на последнюю неделю Поста, а сделать часть работ заранее.
В храме необходимо:
1. Почистить подсвечники - 10 человек,
2. Почистить и помыть полы - 15 человек,
3. Помыть окна и двери - 10 человек,
4. Смести паутину и пыль (стены, потолок) - 3 мужчины,
5. Убрать ризницу - 2 человека,
6. Почистить коврики - 3 человека.
Ответственная за уборку храма - Анна Ковалева. Тел. 8-915-243-9201


* * *

В трапезной необходимо:
1. Помыть окна - 2 человека,
2. Снять и вымыть плафоны, смести пыль, паутину - 1 мужчина,
3. Уборка в маленькой комнате с холодильником - 2 человека
4. Уборка в комнате с плитой - 4 человека
5. Уборка в самой трапезной комнате - 4 человека.
Ответственная за уборку в трапезной - Татьяна Силаева. Тел. 8-916-355-4097
Очень надеемся на вашу помощь!


* * *

Также просим вас жертвовать на Пасхальную трапезу. Свои пожертвования вы можете передавать за свечной ящик Ларисе Амвросиевне с пометкой "На трапезу" или Татьяне Силаевой.
* * *


* * *

В четверг 17 апреля в 18.00 нашем храме состоится таинство Соборования. Просим тех, прихожан, которые хотят поучаствовать в этом таинстве записаться заранее у Ларисы Амвросиевны за свечным ящиком.


* * *

Обращаем ваше внимание, что вечернее богослужение в воскресение 20 апреля состоится сразу после воскресной трапезы (ориентировочно в 15.00)


* * *

Редакция листочка выражает благодарность тем прихожанам, которые передают свои материалы для печати в нашем маленьком приходском вестнике. Напоминаем, что поучаствовать в выпуске листка может каждый. Если у вас есть желание рассказать о вашем послушании, поделиться предложениями и мыслями о жизни нашего прихода, обратиться за помощью к другим прихожанам или у вас просто есть интересный рассказ или другой актуальный материал, вы можете высылать их выпускающей листок Потаповой Даше по адресу di_sun (a) mail.ru (если вы не имеете возможности воспользоваться электронной почтой, звоните Даше по телефону 8-909-646-22-99 или приносите текст, написанным от руки). Благодаря вашему участию наш листок станет действительно приходским. Спаси вас Бог.


Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru