на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 139 - 25 мая 2008 г.


НЕДЕЛЯ 5-Я ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ


АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: Деян., XI, 19-26, 29-30

19. Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
24. Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу
25. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

29. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30. Что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Ин., IV, 5-42

5. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12. Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14. А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18. Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28. Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29. Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30. Они вышли из города и пошли к Нему.
31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41. И еще большее число уверовали по Его слову.
42. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.


Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: "уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос". И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова - восстановление падшего. Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.





О ВСЕХ СОЗДАНИЯХ БОЖИИХ

Однажды в передаче о. Аркадия Шатова для молодежи на радио Радонеж был прочитан отрывок из книги "О всех созданиях, больших и малых" известного писателя Джеймса Хэрриота из английского местечка Йоркшир. Передача была посвящена семейной жизни. Что же мог написать простой сельский ветеринар о семейной жизни, чтобы к его произведению обращался известный православный проповедник?

А ведь он писал книгу не о семье, а о своей работе, семья в ней появляется вследствие правдивости повествования - и даже свой медовый месяц автор с молодой супругой провели, проверяя коров на туберкулез. Тем не менее нет никаких сомнений в том, что семья эта была счастлива. Вот, кажется, и верное слово - эта книга написана счастливо и о счастии; вероятно, поэтому у автора столько поклонников и даже последователей - лично я знаю ветеринара, ставшего таковым под влиянием Хэрриота. Описывая эту непростую профессию, писатель проявляет такую доброту, такт и чувство юмора, что не полюбить ее невозможно.

"Нет, авторы учебников ничего об этом не писали", - подумал я, когда очередной порыв ветра швырнул в зияющий дверной проем вихрь снежных хлопьев и они облепили мою голую спину. Я лежал ничком на булыжном полу в навозной жиже, моя рука по плечо уходила в недра тужащейся коровы, а ступни скользили по камням в поисках опоры". Это начало главы, которая называется "Никогда не приедающееся чудо" - речь идет о рождении теленка. Написать о работе как о чуде, ощущать ее так - не есть ли это исполнение Божьего замысла о нас?

Кажется, что Хэрриот совершенно не критикует никаких недостатков кого бы то ни было, хотя и подсмеивается над ними. Описывать людей без осуждения может тот, кто их действительно не осуждает. Это сильное место англоязычной литературы; оно близко к христианскому или, по крайней мере, аристократично. Возможно, о чем-то подобном писал Бродский, анализируя творчество американского поэта Одена: "…То, как он обращался со строкой, говорило мне нечто вроде "Не кричи "волк", даже если волк у порога". (Даже если, я бы добавил, он выглядит точно как ты. Именно поэтому не кричи "волк")". Действительно, известно, что чужие недостатки нам бросаются в глаза примерно в той мере, в какой свойственны нам самим, точнее пропорция указана в Евангелии в притче о соринке и бревне.

Название книги гласит: "о ВСЕХ созданиях Божиих", и действительно, автор близок к ощущению любой жизни как Дара, который необходимо беречь. Хэрриот пишет не только о животных, его зарисовки о людях потрясающе точны и трогательны, их можно сравнить с рассказами Елизаветы Глинки о хосписе или о. Ярослава (Шипова) - "Райские хутора", где речь идет о самых обычных, "неуспешных" людях. Жизнь их, тем не менее, так или иначе "окрашена красками рая" (Льюис). Чудо есть всякая жизнь, и чудесен Божий мир, окружающий нас. Многим ли из нас дается так чувствовать? Так выразить свои чувства?

"Я встал и подошел к окну. Утро обещало быть ясным, лучи восходящего солнца скользили по лабиринту крыш, красных и серых, свыкшихся с непогодой, кое-где просевших под тяжестью старинной черепицы, и озаряли зеленые пирамидки древесных вершин среди частокола дымовых труб. А надо всем этим - величественные громады холмов.

Как мне повезло! Ведь это было первым, что я видел каждое утро, - после Хелен, разумеется, а уж на нее смотреть мне никогда не надоедало".


"Богу угодно, чтобы человек был счастлив" - так сказал в беседе о семейной жизни о Димитрий (Смирнов). Как ни странно, в наше время это стало особенно трудной задачей. Люди разрываются между семьей и работой, и часто приоритет отдается работе. Эту почти неразрешимую для городского человека проблему Хэрриоту удалось решить по-своему: "Тогда я толком не понимал, какой я счастливец. Работал я буквально круглые сутки и тем не менее много времени проводил со своими детьми. Столько мужчин с таким усердием трудятся во имя семейного очага, что практически не видят своих детей. А какой же тогда это семейный очаг? Слава Богу, у меня все сложилось иначе.

И Джимми, и Рози, пока не подошли их школьные годы, чуть ли не целые дни проводили со мной на фермах.(…) …Следить, как твои собственные дети впервые знакомятся с четвероногими обитателями ферм, наблюдать их растущую любовь и интерес к окружающей природе, слушать детскую болтовню, не способную надоесть, разделять веселье и смех, скрашивающие трудности и заботы каждого дня, - все это мне было даровано дважды"
.

Дети Хэрриота, конечно же, стали медиками. А у нас с вами есть еще одна возможность сорадоваться истине и удивительному писательскому таланту. Чудо писательства, "дотягивающегося до Реальности" (Бродский), позволяет нам узнать нечто новое о привычных вещах.

Вероника Агафонова




МЫСЛИ СВЯТЫХ ОТЦОВ О ВЕРЕ


Благодарность Богу за всякое благодеяние - признак живой веры.
Укрепляется и умножается святая вера причащением пресвятых Христовых Таин. Ибо "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом", говорит святой Павел (1 Кор. 6, 17). И Христос говорит: "Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 56); и "кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин. 15, 5). Как человеческая плоть укрепляется и растет от естественной пищи, так вера Христова, зачавшаяся в сердце человеческом, укрепляется и растет таинственной пищей святейшего Тела и Крови Христовой. Ибо Тело и Кровь Христовы - животворящие, и кто приобщается их достойно, духовно оживотворяется и исцеляется от немощей душевных
Свт. Тихон Задонский


Слушай Евангелие, говорящее тебе, и святых отцов, объясняющих Евангелие, слушай их внимательно, и мало-помалу вселится в тебя живая вера.
К вере способна только та душа, которая решительным произволением отверглась греха, направила всю волю и силу свою к Божественному добру
Свт. Игнатий Брячанинов


Душа без веры - сосуд, закрытый для благодати, а душа верующая - открытый. Вера открывает душу для принятия благодати.
Свт. Филарет Московский




Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru