на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 145 - 28 сентября 2008 г.
НЕДЕЛЯ 15-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПО ВОЗДВИЖЕНИИ
Глас 6

АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: 2 Кор.,VI, 6-15

6. потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9. мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12. так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13. Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14. зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15. Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо'льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мф, XXII, 35-46

35. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38. сия есть первая и наибольшая заповедь;
39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40. на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42. что' вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43. Говорит им: ка'к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44. сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46. И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.



О СПРАВЕДЛИВОСТИ БОЖЕСТВЕННОЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

- Геронда, что такое справедливость Божественная?

- Справедливость Божественная - это когда ты делаешь то, что доставляет покой твоему ближнему. К примеру, если тебе нужно разделить что-то между собой и ближним, то дай ему не половину того, что имеешь, а столько, сколько он хочет. Спроси его: "Сколько ты хочешь взять себе? Две с половиной, три части? На, возьми их". Отдавай другому хорошее, а себе оставляй гнилое. Отдавай другому большую часть, а себе оставляй меньшую. Вот представь, что сестра приносит нам сейчас десять слив. Съев от чревоугодия восемь слив и оставив тебе две, я поступлю с тобой несправедливо. Сказав: "Поскольку нас двое, то я съем пять, а пять останутся тебе", я поступлю по человеческой справедливости. А если, увидев, что сливы пришлись тебе по вкусу, я съем только одну и скажу тебе: "Окажи любовь, доешь остальные, а то мне они не очень нравятся, да так тому же у меня от них болит живот", это будет справедливостью Божественной.

- То есть в чем заключается человеческая справедливость?

- Человеческая справедливость заключается в том что, когда тебе нужно, к примеру, с кем-нибудь поделиться, ты одну половину даешь ему, а другую оставляешь себе.

- Геронда, а какое место человеческая справедливость занимает в духовной жизни?

- Человеческая справедливость предназначена не для людей духовных, но для того, чтобы служить тормозом для людей мира сего. Если духовный человек возлагает надежду на человеческую справедливость, то он глуп, потому что в сравнении со справедливостью Божественной человеческая равна нулю. Но даже и человек мирской, добившись чего-то в этой жизни, применяя человеческую справедливость, не будет иметь подлинной радости и душевного покоя.

Допустим, два брата владеют участком земли площадью десять стремм [стремма - мера площади]. По человеческой справедливости каждый из них должен взять себе по пять стремм, но по справедливости Божественной каждый должен взять столько, сколько ему необходимо. То есть, если у одного брата семь душ детей, а у другого только двое или если один получает высокую зарплату, а другой низкую, то большую часть земли следует взять тому, кто испытывает большую нужду. Если в этом случае второй брат возьмет себе столько же, сколько и первый, - это будет несправедливо. Однако человек мирской не принимает во внимание того, что его брат едва сводит концы с концами. Не мысля духовно, такой человек не понимает, что разделить имение так, как собирается сделать он, будет несправедливостью. "Тебе следует объяснить своим домочадцам, что твой брат нуждается, чтобы они согласились с тем, что большую часть ты отдашь ему", - говоришь такому человеку. А в ответ слышишь: "Почему? Ведь [разделив имение пополам] я вовсе не поступаю по отношению к нему несправедливо"'

Однако если бы говорящий так был духовным человеком, то даже несмотря на сопротивление жены и детей, ему следовало бы убедить их принять то, что согласится дать им испытывающий нужду брат. Если бы нуждающийся брат сказал: "Ты возьмешь себе одну стремму", то другому следовало бы взять себе одну и не сказать ни слова, чтобы брат, взявший себе большую долю, чувствовал себя свободно. Как ни взгляни, но самый справедливый раздел совершается по Евангелию.

Меня поражает великодушие Авраама. Когда пастухи Лота и Авраама стали ссориться из-за пастбищ, Авраам пошел к Лоту и сказал: "Негоже нам с тобой ссориться, ведь мы родственники. Какая сторона тебе больше по сердцу? Хочешь пойти направо или налево?". Лот хоть и отчасти, но поступил из человеческих побуждений, он выбрал Содом и Гоморру, потому что там были зеленые луга, хорошие пастбища для скота. И какого же лиха ему потом довелось там хлебнуть! А Авраам, движимый Божественной справедливостью, желал доставить радость Лоту. То, что Лот поселился в лучшем месте, даже принесло Аврааму радость.



ПРАВОСУДИЕ БОЖИЕ

- Геронда, что такое правосудие Божие?

- Правосудие Божие - это долготерпение, которое имеет в себе также смирение и любовь. Бог весьма справедлив, но Он и весьма сострадателен, и Его сострадание побеждает Его справедливость. Чтобы тебе было понятно, приведу такой пример: если человеку никогда не представлялось благоприятной возможности услышать о Боге, то Бог будет судить его не в соответствии с тем состоянием, в котором он находится, но в соответствии с тем состоянием, в котором он находился бы, если бы Его познал. Ведь в противном случае Бог не был бы справедлив. У Божественной справедливости свои математические законы: иногда один плюс один равняется двум, а иногда - двум миллионам.

- Геронда, а каким образом Божественная справедливость исполняется над человеком, совершающим какую-то погрешность?

- Человеческая справедливость говорит: "Ты совершил погрешность и должен быть наказан", а справедливость Божественная: "Ты признаешь свою ошибку и раскаиваешься? Получаешь прощение". Погляди, ведь если человек, совершивший преступление, искренне кается и сам сознается в содеянном - хотя на него еще не пало и малейшее подозрение, - то даже человеческий закон относится к нему снисходительно. И если такой человек снисходительно удится даже людьми, то насколько больше снисхождения оказывает ему Бог - праведный и сострадательный Судия.

Все мы находимся в руках Божиих. Бог наблюдает за нами и видит доподлинно все, Ему открыто сердце каждого человека. Он не будет к нам несправедлив. Поскольку есть Божественная справедливость, Божественное воздаяние и - что важнее всего - поскольку Бог нас любит, то все доброе, что делает человек, не пропадает зря. Поэтому тот, кто стремится к справедливому отношению людей, - человек никчемный, совершенно недоразвитый.

Я заметил, что если человек, с которым поступили несправедливо, относится к происшедшему так, как этого требует Божественная правда, то Бог оправдывает его еще в этой жизни. Помню, как после войны к нам в часть приехал генерал вручать ордена. Меня в тот день не было. Когда генерал выкрикнул мою фамилию, из строя вышел один мой сослуживец, родом из Фессалии, и получил награду, которая предназначалась мне. Другие солдаты промолчали, потому что в те времена за такой обман в армии сажали в тюрьму. А когда генерал уехал, тот солдат спрятался в страхе, что остальные изобьют его до полусмерти. И ко мне, когда я вернулся в часть, он боялся подойти. Ходил, ходил кругами и наконец сказал: "Прости меня, я сделал то-то и то-то". - "Ну и правильно сделал, что взял этот орден! - ответил ему я. - Что бы я с ним делал?" Потом он надевал этот орден на парады. А сорок лет спустя сюда в монастырь приехал командующий Первой Армией из Фессалии и привез мне награду - орден Александра Македонского. Увидев его, я не мог сдержать улыбки. Сорок лет спустя! И меня поразило то, что маршал приехал из Фессалии - с родины того солдата, который получил тогда мою награду. Видите, как бывает! Если же мы стремимся к тому, чтобы с нами поступили по справедливости, то, в конечном итоге, теряем и то, к чему стремимся здесь, и то, что Христос готовит нам в жизни вечной за то, что мы претерпели несправедливость. То есть из-за никчемных вещей мы теряем самое главное, вечное. Ведь так или иначе все земное никчемно. Зачем же оно нам нужно?

Старец Паисий Святогорец
"Слова" том III, "Духовная борьба"




ПОУЧЕНИЯ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО АЛЕКСИЯ МОСКОВСКОГО
(16/29 сентября Церковь празднует Перенесение мощей праведного Алексия Мечева)


Молитесь, говорил праведный Алексий Мечев, внимательно утром и вечером, представляйте себе, что вы стоите перед Господом; это заставит вас и днем чаще обращаться ко Господу с сердечной молитвой. Как какой соблазн, какой-нибудь случай ко греху, вспомните: а как же я вечером буду молиться, какими глазами взгляну на икону? - и вам захочется удержаться от греха и днем чаще сердечно будете обращаться ко Господу…



Недостаточно, - говорил он, - прочел все грехи по записке и конец, и ничего не получилось. Надо так себя подготовить, чтобы все внутри перегорело; вспомнить грех, подойти к нему со всех сторон, привести на память все мелочи его, чтобы грех опротивел, и тогда, подходя к исповеди, будем каяться Самому Богу, и будет все равно, есть кто-нибудь подле тебя или нет.



А что Спаситель велел? Что первое и самое Ему приятное? … это любовь к ближнему. Что может быть для Него радостнее, когда Он видит, что мы лишаем себя чего-нибудь, чтобы отдать ближнему; что мы стесняем себя в чем-нибудь, чтобы дать покой ближнему; что мы сдерживаемся, стараемся направить душу свою, характер свой так, чтобы ближнему было с нами легко жить. Трудное это дело, и скорбен путь, ведущий ко Господу. Идти по этому пути можно с помощью Божией; предоставленные самим себе мы погибли бы в самом начале. Поэтому нужно ежеминутно молить Бога о помощи: помоги, Господи; помилуй меня, Господи. Надо просить прощение грехов, просить силы жить, исправиться и служить Ему, как Он того желает.



Закон духовной жизни один на все времена, поэтому и на каждом из нас, как на христианине, лежит долг спасти себя и, поддерживая других, приводить окружающих ко спасению путем веры, страданий, терпения и покорности воле Божией. Ибо спокойное перенесение человеческих страданий окрыляет других, видящих это, и приводит ко Христу. И как бы ни было тяжело то, к чему призывает Господь, должны мы все принять спокойно.



Храм батюшка очень любил, благоговел ко храму как к месту особого присутствия Божия…Часто и усердно поучал он в проповедях, и на беседах, часто повторял, что храм есть земное небо, где присутствует Сам Господь и Матерь Божия, небесные силы и все святые, что в "храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним". Заповедовал детям свои духовным не иметь здесь никаких разговоров; к тем же, кто не радел о чистоте и порядке храма, неблагоговейно вел себя за богослужением, не имел страха Божия пред престолом, был строг и требователен.

По книге "Жизнеописание Московского старца отца Алексия Мечева"
Сост. Монахиня Иулиания




ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

Дорогие прихожане!
В среду 24-го сентября скоропостижно скончался прихожанин нашего храма Сергей Ковалев.
Выражаем глубокие соболезнования семье почившего.

Просим всех прихожан усердно молиться за упокой души новопреставленного раба Божия Сергия.



Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru