на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 147 - 12 октября 2008 г.
НЕДЕЛЯ 17-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Глас 8

АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: 2 Кор., VI, 16-VII, 1

16. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., VI, 31-36.

31. И ка'к хотите, чтобы с вами поступали люди, та'к и вы поступайте с ними.
32. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то' же делают.
34. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35. Но вы люби'те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.



Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Коренная, исходная заповедь - люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, "как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше "я", то не жди добра.



О СВЯЩЕНОМУЧЕНИКАХ ЛЕОНИДЕ (ПРЕНДКОВИЧЕ) и ПЕТРЕ (ПУШИНСКОМ)
(Память 30 сентября/13 октября)

Отец Леонид, служивший в Богоявленском храме в городе Верея Московской области, был женат на дочери предыдущего настоятеля храма и сам тоже был сыном священника. До революции вообще довольно часто церковное служение переходило по наследству от отца к сыну, от тестя к зятю; дети выбирали судьбу отцов, - к слову, сейчас эта традиция постепенно возрождается. И если говорить о том, что священник должен являться примером для следующих поколений - то отец Леонид, несомненно, может служить таким примером. Он был чрезвычайно добрым человеком, и, по воспоминаниям современников, всегда приходил на помощь, в какое бы время суток его ни позвали. Плату за требы в церкви священник не устанавливал даже в самые тяжелые для себя времена, - и это при том, что от государства он как "классовый враг" не получал никаких талонов или дотаций. Семью отца Леонида и его самого тайно кормили прихожане, - а когда советская власть отняла у него часть дома и почти все имущество, вскладчину купили ему корову. Эта корова буквально помогла священнику и его детям выжить.

В 1937 году отца Леонида "пригласили" в отделение НКВД и предложили выбор: или он становится осведомителем, или - арест. "Я не способен такими вещами заниматься, можете меня оставить здесь", - ответил священник. Его отпустили - чтобы уже через полгода арестовать. В тюрьме города Можайска на допросе он полностью отверг все обвинения в "создании контрреволюционной организации" (видимо, под ней имели в виду приход его храма), но 7 октября 1937 года его все же осудили на десять лет лагерей.

В начале 1938 года скончался мученик в лагере, - это стало известно, когда спустя всего четыре месяца после осуждения родственники отправили ему в лагерь посылку, которая вернулась обратно. Место захоронения отца Леонида осталось неизвестным.



В один день с памятью священномученика Леонида (Прендковича) празднуется и память его сослужителя и друга - священномученика Петра (Пушкинского). На протяжении почти всей жизни отец Петр был настоятелем храма во имя пророка Божия Илии в городе Верея, а, кроме этого, преподавал в местной женской прогимназии, и, вместе с протоиереем Леонидом, - на Верейских народных катехизаторских курсах.

Великолепный проповедник, еще во время учебы в Московской духовной семинарии отец Петр получил за свои проповеди особую награду. Но священник умел не только говорить, а и на деле исполнять то, чему учил паству. Так, во время Первой мировой войны отец Петр помимо своего основного служения постоянно совершал Таинства в развернутом в Верее военном лазарете. Описание его трудов этого времени напоминают жития древних святых бессребреников и чудотворцев: священник в одиночестве соборовал, причащал, отпевал инфекционных больных в отделении, куда больше никого не пускали из опасения эпидемии. Он и сам переболел тифом, но, как только встал на ноги, сразу вновь поспешил к больным.

В 1918 году будущего мученика впервые арестовали. Карательный отряд латышей остановил его прямо на улице, во время похоронной процессии, которую отец Петр сопровождал. На этот раз священника после издевательств отпустили, но вскоре, как грамотного, принудили работать секретарем городского ополчения. К счастью, после войны отец Петр смог вернуться на служение в Ильинский храм и был возведен в сан протоиерея.

В двадцатых годах священнику пришлось бороться с эпидемией скарлатины, разразившейся в городе. Власти не было дела до людей, и отец Петр сам ходил по домам и собирал деньги, чтобы послать старосту храма в Москву и закупить там вакцину для Вереи. Эпидемию удалось остановить. А в качестве "благодарности" за это в 1922 году Ильинский храм был подвергнут разграблению в рамках большевистской кампании по "изъятию церковных ценностей".

На священника началось давление; чекисты уговаривали его оставить службу, предлагали деньги, угрожали расправой. В конце концов даже семья протоиерея Петра начала убеждать его перестать служить, но на все требования священник отвечал твердым отказом. В конце концов его арестовали и по навету осудили за контрреволюционную деятельность. Особенно не понравилось следователям то, что отец Петр поддерживал контакты с московским старцем протоиереем Алексием Мечёвым и его сыном, священником Сергием (оба ныне прославлены в лике святых). Тройка НКВД приговорила протоиерея Петра Пушкинского к расстрелу, и 13 октября 1937 года его жизнь прервалась на Бутовском полигоне под Москвой - Русской Голгофе XX века.

По материалу журнала "Фома", октябрь 2008




НАСТАВЛЕНИЯ СВТ. ФИЛАРЕТА МОСКОВСКОГО
(05/18 октября празднуется память Московских святителей)

Дорожи данным тебе временем

Бытие и жизнь человека в своем начале есть свободное даяние Творца - дар, которого никто не мог у Него вынудить, никто не имел права истребовать. Следовательно, и продолжение бытия, и жизнь есть непрерывное продолжение того же даяния Божия. Жизнь временная есть ежеминутное благодеяние Божие. Бессмертие человека есть бессмертное, бесконечное благодеяние Божие.

Нет времени, которым не опасаясь можно было бы пренебрегать, ибо во всякое время можно спастись или погибнуть.

Проводи начинающийся день так, чтобы он мог вести тебя ко дню невечернему, а не к ночи вечной.

Помни прошедшее; положись на Господа в будущем; употребляй во благо настоящее.



Крест поднимает на Небо

Посмотри на птицу, когда она желает вознестись от земли: она простирается крестом и взлетает.



О любви к Богу и ближнему

Любовь к Богу ревнует по Богу; любовь к человеку милует человека. Любовь к Богу требует, чтобы был соблюден Закон правды Божией; любовь к человеку не оставляет и нарушителя Закона погибать в неправде своей. Любовь к Богу стремится поразить врага Божия; любовь к человеку вочеловечивает Божество, чтобы посредством любви к Богу обоготворить человечество.

Любовь к Богу все обращает в средства к нашему спасению и блаженству; без нее никакие средства не достигают цели. Не будет светить светильник без елея, и молитва не озарит духа без любви. Не взыдет без огня курение кадила, и молитва без любви не взыдет к Богу.

Любовь Божественная изгоняет из сердца самолюбие, попаляет в нем терние плотских желаний, очищает его и привлекает в душу новый свет.

Закон всеобщей любви, стремящейся обнять всех человеков, необходимо должен дать человеку так много дела, что не останется места досугу.

Учение, которое не сердцем любящим приемлется, есть семя, сеемое в снег.

Сколь высоко не восходила бы лествица ваших добродетелей, она не возведет вас на Небо и неожиданно может бедственно обрушиться вместе с вами, если вверху ее нет последней ступени, которая одна только крепко и непоколебимо прикасается к Небу. Спросите ваше сердце: любит ли оно Того, Которого веру и Закон приемлет, Которому приносит покаяние и молитву?

Что сказать о побуждениях к добродетели, о страхе суда и надежде воздаяния, которыми заменяют любовь те, кто не познал силы её? Это есть подпоры, необходимые для созидающих дом душевный. Но не на них лежит высота и красота здания духовного. Работающий из страха есть раб, трудящийся за воздаяние есть наемник.

Жизнь человеческая в своей деятельности движется между тремя пределами, приражаясь к которым неправильно, приводит она в замешательство собственные движения и повреждает сама себя. Эти духовные пределы суть: сам человек, ближний и Бог. Чтобы дать жизни во всех отношениях верное направление к истинной цели, то есть к вечному спасению и блаженству, спасительная благодать дарует и научает употреблять три силы: целомудрие, чтобы человек плотоугодием не повреждал сам себя; правду, чтобы он корыстолюбием не приражался к ближнему; благочестие, чтобы он гордостью и нечестием не оскорблял Бога.



О дарах Божиих

Не даров у Бога недостает для нас, а нас недостает для даров Его.

Благодарность Богу за полученные от Него дары есть сосуд, в который благодать Божия полагает новые.

Бог по беспредельной благости и милосердию всегда готов все даровать человеку, но человек не всегда готов принять от Него что-нибудь.

Как милосердию Божию свойственно открывать для нас, даже и недостойных, сокровища благодати Своей в ожидании нашего покаяния и исправления, так равно и правосудию Его свойственно отнимать Божественные дары, оскорбляемые пренебрежением, и наказывать неблагодарность.



Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru