на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 148 - 19 октября 2008 г.
НЕДЕЛЯ 18-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Глас 1

АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: 2 Кор., IХ, 6-11

6. При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9. как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11. так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., VII, 11-16

11. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
12. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
13. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
14. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
15. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
16. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.



Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: "кто меня поставил судьею"? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.



ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРП. АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО
(память 10/23 октября)

Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться; потому что с помощию Божиею человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого конечно нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление.



Если делаешь добро, то должно делать его для Бога, посему на благодарность людей и не должно обращать внимания. Награду ожидай не здесь, а от Бога на Небе, а если ждешь здесь, то напрасно и лишение терпишь.



Святитель Димитрий Ростовский пишет: "Если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь". Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Начни отдавать неимущему, что тебе не нужно, потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением для себя, наконец, уже готов будешь отдать и все, что имеешь".



Когда о. Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал: "Дай что можно, елико душа возможет. Некий странник просил милостыню; одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая и что ни просил у нее странник, все ему давала. Только ушел он от них, как сделался пожар и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал - той, которая много давала, много отдал, а скупой сказал: на тебе твой платок".



"Три апостола - Петр, Иоанн и Иаков, - говорил батюшка, - изображают веру, надежду и любовь. Иоанн изображает любовь - был ближе всех к Спасителю и на Тайной вечери возлежал на груди у Спасителя. Петру, хотя и был он за дверьми со служанками, потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Христово: он изображает веру. Об Иакове вообще говорится очень мало. Его даже нигде не видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию - он изображает надежду, так как надежда не видна: она таится для других всегда невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит".



Надо иметь больше простоты.



Учить - это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять - большие камни на колокольню таскать.



Господь почивает в простых сердцах. Где нет простоты, там одна пустота.



Смиряйся, и все дела твои пойдут.



Видение себя хуже других служит началом смирения.



"Любовь, - говорил старец словами апостола, - все прощает, долготерпит, не осуждает, ничего чужого не желает, не завидует.



Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, такому диавол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки старается помешать и тем и другим".



Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое истинную любовь. А главное, когда заметишь, что погрешил против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда от врага. Сама ты не можешь этого разобрать; а когда исповедуешь, враг и отойдет.



"Любить надо, - говорил еще старец, - а привязываться не надо. Заповедь повелевает чтить родителей и даже награду назначает за это. Но если ты, говорит Тот же Господь, любишь отца и мать больше Меня, то недостоин быть моим учеником. Значит, только пристрастие не дозволяется, а не любовь".



Одна особа спросила старца: "Мне непонятно, батюшка, как это вы не только не гневаетесь на тех, кто о вас нехорошо говорит, но и продолжаете любить их". Старец много этому смеялся и сказал: "У тебя был маленький сын. Сердилась ли на него, если он что не так делал и говорил? Не старалась ли ты, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки?" Еще по сему же вопросу говаривал и так: "Кто нас корит, тот нам дарит, а кто нас хвалит, тот у нас крадет".



Если помысл будет говорить тебе: "Отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, того-то и того-то не сказала?" - скажи своему помыслу: "Теперь поздно говорить - опоздал". Если придут хульные и осуждающие других помыслы, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания.



Один человек говорил батюшке: "Бывают помыслы, что вы, батюшка, мне доверяете". На это он ответил: "А я тебе притчу расскажу. Одного пустынника выбрали архиереем, он долго отказывался, но они настояли. Тогда он подумал: "Я не знал, что достоин; верно, есть что-нибудь у меня хорошее". В это время явился ему Ангел и говорит: "Рядниче (рядовой монах), что ты возносишься? Там люди нагрешили, и им нужно наказание, вот оттого и выбрали, что хуже тебя не нашлось"".



Человека постоянно смущают греховные помыслы; но если он не соизволяет им, то не бывает в них виновен.



Батюшка говорил часто: "Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца". Показывая на сердце, он прибавлял: "Древо при исходищах вод; воды (страсти) бурлят там".



"Вы жалуетесь на брань мысленную, - отвечал старец в одном из писем. - Хотя совершенно невозможно избежать этой брани ни в каком месте, ее острота и сила притупляются при правильном образе жизни и удобном к тому месте".

По письмам Оптинского старца и по книге
"Житие и наставления преподобного Амвросия, старца Оптинского"




О СВЯТОМ НИКОЛАЕ СЕРБСКОМ

Святой Николай Сербский - одна из ярчайших фигур в истории православия XX века. Сочетая в себе талант глубокого философа и проповедника, способного на самом простом языке говорить о своей вере, он доказал, что, несмотря на пять веков гонений, христианская мысль и традиция все еще живы в Сербии и остаются настоящим духовным сокровищем этой страны.



Никола Велимирович, так звали будущего владыку Николая, родился в 1881 году. Окончив гимназию, а затем семинарию, он отправился продолжать образование за границей: учился в Берне и Оксфорде, овладел немецким и английским языками. Позднее, поступая в Санкт-Петербургскую духовную академию, он не стал сообщать об этом и долгое время учился в ней, никем на замеченный, на правах обычного семинариста. Лишь однажды на одном из литературных вечеров он неожиданно удивил всех своими глубочайшими знаниями и талантом проповедника. Петербургский митрополит Антоний был настолько потрясен способностями студента, что выхлопотал для него государственную стипендию для совершения поездки по России.



Это путешествие сыграло важную роль в жизни будущего владыки Николая. Позднее он много писал о России, неизменно отзываясь о ней с любовью и глубоко переживая потрясения, выпавшие на долю нашей страны. Много общался с русскими эмигрантами, поддерживал их.



В 1920 году иеромонах Николай возведен в сан епископа и возглавил епархию города Охрид, а в 1934 году был переведен на кафедру древнего города Жича. В этой должности он встретил фашистскую оккупацию. К тому времени его авторитет был настолько высок, что он удостоился особого внимания Адольфа Гитлера. "Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первую очередь - Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича...", - писал тот командующему Южным фронтом.



Всю войну владыка Николай провел в немецких концлагерях, большую часть времени - в Дахау, откуда он был освобожден лишь в 1945 году. Однако вернуться на родину он так и не смог: коммунистический режим Тито назвал владыку Николая "пособником фашизма", дорога в Сербию была ему заказана.



Епископ Николай скончался в русском монастыре в Пенсильвании (США) в 1956 году. Смерть застала его за молитвой.



Наверное, главное наследие, оставленное нам этим святым, - его книги. Пятнадцать объемистых томов текстов на богословские, философские и миссионерские темы.

Алексей Соколов




Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru