на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 155 - 7 декабря 2008 г.
НЕДЕЛЯ 25-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Глас 8

АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: Еф., IV, 1-6

1. Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2. Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,3стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5. Один Господь, одна вера, одно крещение,
6. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., XIII, 10-17

10. В одной из синагог учил Он в субботу.
11. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи'те исцеляться, а не в день субботний.
15. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16. Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17. И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.











В пятницу утром, 5 декабря, скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, 18 лет возглавлявший Русскую Православную Церковь. Кончина Предстоятеля Русской Церкви последовала на 80-м году жизни в Патриаршей резиденции в подмосковном Переделкино.











ВОСПОМИНАНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II

Я родился 23 февраля 1929 года в городе Таллин (Эстония). У родителей я был единственным сыном. Мой отец, Михаил Александрович Ридигер, был из Санкт-Петербурга и эмигрировал в Эстонию после революции. Мать, Елена Иосифовна, родилась и выросла в Эстонии. Жизнь нашей семьи всегда была тесно связана с храмом Божиим, с жизнью прихода.

С шести лет я стал прислуживать в церкви. Первым моим послушанием было разливать воду в праздник Крещения Господня. Потом был алтарником, ризничным, псаломщиком. В 15 лет я стал иподиаконом.

Учился в русской средней школе Таллинна, потом в Санкт-Петербургской семинарии (1947-1949) и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1950-1953).

Студентом академии я был рукоположен в сан священника (в 1950 году) и сразу же назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллиннской епархии.

В 1961 году в Троице-Сергиевой Лавре я принял монашеский постриг. И в том же году стал епископом Таллиннским и Эстонским, а позднее и Митрополитом Ленинградским и Новгородским (1986).

В июне 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви меня избрали на Московский Патриарший Престол. Тогда же состоялась интронизация.

В моей памяти запечатлелся Спасо-Преображенский собор, который тогда был только что отреставрирован, и, казалось, весь сиял красками и золотом. Но и весь Валаамский монастырь произвел сильное впечатление. Всё в нем пробуждало у меня, 9-10-летнего мальчика, особые чувства. Это и удивительная северная природа, и так гармонировавшие с ней замечательные архитектурные памятники. Это и скиты Валаама, а главное - духоносные старцы, которые могли найти нужные слова для разговора и со взрослым, и с мальчиком.

Эти две поездки во многом определили мой дальнейший жизненный путь.

В детские годы моим любимым занятием было служить церковную службу, которую я почти всю знал наизусть. Родителей моё увлечение смущало, и они даже спрашивали у валаамских старцев, как к этому относиться. Старцы им сказали, что если всё делается серьёзно и благоговейно, то нет никаких возражений.

У меня сохранилась переписка с одним из валаамских монахов, который писал мне, мальчику, трогательные письма. Мои письма не сохранились, а письма монаха Иувиана были опубликованы в книге "Валаамский летописец". (Валаамский летописец: Труды монаха Иувиана (Краснопёрова). М., "Православная энциклопедия", 1995.)

В 1939 году, перед началом Второй мировой войны, мы уезжали из Валаамского монастыря. Провожали нас, паломников из Таллина, с пением Валаамского гимна "О дивный остров Валаам:". Пели и провожающие, и отъезжающие, со слезами на глазах, потому что понимали, что многим уже не суждено здесь побывать.

Мне особо запомнилось Игуменское кладбище Валаамского монастыря в 1988 году, когда всё там было разорено, а в нижнем храме Преображенского собора ещё оставался кинотеатр. На Игуменском кладбище я совершал панихиду. Перед мысленным взором проходила вся история Валаамского монастыря и его удивительные игумены.

Среди насельников Валаамского монастыря был, например, игумен Дамаскин, из русских крестьян, превративший этот северный остров в цветущий сад. Это был человек от земли, который любил её. Да ведь большинство насельников монастырей в прошлом были крестьяне. Они называли землю "кормилица", "матушка", и она щедро платила им за эту любовь.

Свой опыт труда на земле они приносили в монашескую жизнь и делали удивительные вещи. Ведь в Валаамском монастыре росло до 60 сортов яблок. Там был аптечный сад, где выращивали всевозможные лечебные растения - живую аптеку для монашествующих на Валааме. Были там каналы и мосты, которые были перекинуты через эти каналы.

До разорения Валаама там существовали строгие скиты, куда не разрешался вход женщинам. Особой строгостью монашеской жизни отличался Иоанно-Предтеченский скит, где скитоначальником был схиигумен Иоанн. Для нашей семьи он сделал исключение: посадил на весельную лодку моих родителей и меня, и мы побывали в этом скиту. И теперь, приезжая на Валаам, я стараюсь посетить Иоанно-Предтеченский скит, который долгие годы был разорён. Сейчас там восстановлен храм и келейный корпус.

Вспоминается Смоленский скит, который также был разрушен. Там жил иеросхимонах Ефрем. Он ежедневно совершал Божественную литургию, поминая воинов, которые погибли в Первую мировую войну. И вот сейчас Смоленский скит восстановлен. Мы хотим, чтобы там, как раньше, совершалась молитва, но уже не только о воинах Первой мировой войны, а обо всех солдатах, погибших в последующих войнах. Потому что воинских подвиг - это великий, жертвенный подвиг, и молиться о воинах нужно.

Восстановлен храм и в Коневском скиту. До войны пристань была довольно далеко, и дорога к нему вела через мостик. В Коневском скиту жил схимонах Николай, человек подвижнической жизни. Для паломников у него всегда был кипящий самовар, он с любовью встречал их и угощал чаем.

Деятельность Патриарха не ограничена только богослужением и приёмом людей. Патриарх Московский является и епископом города Москвы. А сегодня в Москве около пятисот приходов! Поэтому епископ Московский несет непосредственную ответственность за приходскую и монастырскую жизнь в Москве.

И очень часто приходится брать домой те огромные кипы бумаг, которые не успеваешь рассмотреть и подписать в рабочее время. Приезжаешь и занимаешься этим "домашним заданием". Так же, как дети, выполняющие дома то, что им задают в школе.

По материалам сайта Патриарх-детям




СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСТЕ

Первая заповедь, данная Богом человечеству, - заповедь о воздержании, о посте. Она была необходимой для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она после падения.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Вместе с телесным постом должен быть и душевный. Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Видишь, христианин, каков пост душевный?

Пост - дар древний, неветшающий, нестареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте.

Свт. Василий Великий

Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами... Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваясь на чужую красоту. Зрение есть пища очей: если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души... Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы...

Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?

Святитель Иоанн Златоуст

Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом, и умом. <...>

В той мере, как плоть постящегося становится тонкою и легкою, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Внешние чувства точно закрываются, и дух, отрешаясь от земли, возносится к небу и всецело погружается в созерцание мира духовного. <...>

Пищи употреблять должно каждый день столько, чтоб тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; а иначе может быть то, что, изнемогши телу, и душа ослабевает.

Прп. Серафим Саровский

Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех.

Прп. Паисий Величковский



Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти.
Да постится ум твой от суетных помышлений.
Да постится память от злопамятства.
Да постится воля твоя от злого хотения.
Да постятся очи твои от худого видения: "отврати очи твои, чтобы не видеть суеты" (См. Пс 118:37).
Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.
Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.
Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.
Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори благо (Пс 33:15; 1 Петр 3:11).
Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.
Если вы поститесь в ссорах и распрях, и бьете рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан. Не такой пост Я избрал и день, в который смирит человек душу свою, когда согнет шею свою, как серп, и подстилает под себя рубище и пепел. Не такой пост назовете постом приятным, не такой Я избрал, - говорит Господь. - Но разреши всякий союз неправды, разрушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание неправедное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и нищих, не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Свт. Тихон Задонский

Однажды Авва Зенон проходил Палестину. Утомившись, он сел, чтобы принять пищу у огуречного огорода. Помысл говорил ему: "Возьми один огурец и съешь, что в этом важного?" Но он отвечал помыслу: "Воры подвергаются наказанию, так испытай себя, можешь ли ты перенести наказание?" Он встал и пять дней простоял под жарким солнцем. Изнуренный зноем, он сказал себе: "Не могу снести наказания". И потом сказал помыслу: "Если не можешь вынести наказания, то и не воруй".

Достопамятные сказания




Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru