на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 156 - 14 декабря 2008 г.
НЕДЕЛЯ 26-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Глас 1

АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: Еф., V, 9-19

9. потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10. Испытывайте, что' благоугодно Богу,
11. и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12. Ибо о том, что' они делают тайно, стыдно и говорить.
13. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14. Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".
15. Итак, смотри'те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16. дорожа временем, потому что дни лукавы.
17. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что' есть воля Божия.
18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19. назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., XVIII, 18-27

18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20. знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25. ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.



ИЗ ЖИТИЯ ФИЛАРЕТА МИЛОСТИВОГО
(память 1/14 декабря)

Однажды, взяв двух своих волов, Филарет пошел возделывать оставшееся у него поле. Работая, он восхвалял и радостно благодарил Бога, что начинает, по заповеди Его святой, в поте лица своего есть хлеб свой (Быт.3:19), и что труд спасает его от лености и праздности, - этих учительниц всякому злу.

Вспоминал он и слова Апостола, возбраняющего есть ленивому и любящему праздность человеку: "если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2Фесс.3:10). И возделывал свою землю блаженный Филарет, чтобы не оказаться ему недостойным есть хлеб свой.

В тот же день возделывал свое поле и один поселянин. И вот внезапно один из волов его заболел и пал. Горько заплакал земледелец и скорбел неутешно, тем более, что и волы у него были не свои, - он едва выпросил их у своего соседа для обработки нивы. Тогда вспомнил он о блаженном Филарете и сказал:

- Ах, если бы не обнищал сам этот милостивый нищелюбец! Сейчас пошел бы к нему и получил бы от него наверно не только одного, но даже двух волов. Но он и сам теперь в большой нужде, и ему нечем помочь другому, как бы этого ни желало его сердце. Однако же, пойду я всё-таки к нему, - он, по крайней мере, пожалеет меня и хотя словом своим утешит меня и облегчит мою тяжелую скорбь и печаль.

Взяв свой посох, поселянин отправился к блаженному Филарету и, встретив его за работою в поле, поклонился ему и со слезами рассказал о своем горе - неожиданной гибели вола. Блаженный Филарет, видя, как огорчен этот человек, сейчас же выпряг из-под ярма одного из своих волов, отдал его поселянину и сказал:

- Возьми, брат, этого вола моего и ступай обрабатывать свою землю, благодаря Господа. С благодарностью поклонился поселянин блаженному Филарету, принимая его щедрое подаяние, и сказал:

- "Господин мой! велико и достойно удивления твое решение и угодно Богу твое милосердие, но не хорошо разлучать двух волов, трудившихся вместе, и с одним трудно будет обойтись тебе самому.

- Возьми, брат, вола, которого я тебе дарю, - отвечал ему праведник, - и иди с миром; у меня же есть еще вол дома.

Земледелец поклонился блаженному до земли и, взяв вола, отошел, прославляя Бога и благодаря милостивого благотворителя.

Филарет, взяв оставшегося вола и взвалив ярмо на свои плечи, пошел домой. Когда он подходил к воротам своего дома, то жена его, увидев, что вол идет впереди, а муж ее следует за ним с ярмом на своих плечах, сказала ему:

- Господин мой! Где же у тебя другой вол?

Филарет же отвечал ей:

- В то время, как я отдыхал после работы, а волы паслись на свободе, то один из них ушел и заблудился, - или, может быть, кто-нибудь взял его и увел к себе.

Услышав сие, жена Филарета сильно огорчилась и поспешила послать своего сына разыскать пропавшего вола. Обойдя много полей, юноша, наконец, нашел своего вола в ярме у того земледельца. Признав вола, он с гневом сказал земледельцу:

- Злой, нечестный человек! как смел запрячь ты чужого вола и работать на нем? Где и каким образом ты достал этого вола и припряг к своему? Разве это не тот самый вол, который пропал у моего отца? А ты, найдя его, похитил, как волк, и присвоил его себе. Отдай мне вола, а если не отдашь, то ответишь на суде за него, как вор!

Земледелец кротко отвечал ему:

- Не гневайся на меня, юноша, сын святого мужа, и не обижай меня без всякой вины с моей стороны. Ведь отец твой, сжалившись над моей бедой и нищетой, добровольно дал мне этого вола своего, так как мой вол, работая под ярмом, вдруг неожиданно пал.

Услышав сие, юноша устыдился своего напрасного гнева. Поспешив домой, он рассказал обо всем этом своей матери. Она же, выслушав его, со слезами воскликнула:

- Горе мне, бедной жене немилостивого мужа!

И рвала на себе волосы и, с криком и воплями прибежав к своему мужу, упрекала его:

- Бесчеловечный ты, с каменным сердцем человек! Зачем ты задумал преждевременно уморить нас голодом? Вот за грехи наши мы уже лишились всего своего имущества, но Господь, милующий и грешников, оставил нам двух волов, чтобы мы, с помощью их, могли прокормить детей наших; ты же, живший прежде в большом богатстве и никогда не работавший своими руками, находясь теперь в нищете, обленился и не хочешь трудиться и возделывать землю, но желаешь сладко почивать в своей комнате. И потому не ради Бога ты отдал своего вола поселянину, но ради себя самого, чтобы не трудиться впрягать его в ярмо, а жить в лености и праздности. Однако же, какой ответ дашь ты Господу, если из-за твоей лености я с детьми твоими погибну от голода?

Взглянув на жену свою, блаженный Филарет с кротостью ответил ей:

- Послушай, что говорит Сам Бог, богатый милостью: "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?" (Мф. 6:26); ужели не пропитает Он нас, несравненно более дорогих Ему, чем птицы? Он сторицею обещает воздать тем, кои ради Его и Евангелия раздают свое имущество бедным. Итак, подумай: если за одного вола мы приобретем сто, то зачем нам скорбеть о том воле, которого я во имя Господа отдал нуждающемуся?

Говорил же сие милостивый муж не потому, что он утешал себя надеждою на воздаяние сторицею в земной жизни, но для того, чтобы успокоить свою малодушную жену. И она замолкла, не находя возражений на благоразумные слова своего мужа.



СТЭНЛИ КРАМЕР. "БЛАГОСЛОВИ ЗВЕРЕЙ И ДЕТЕЙ

Фильм "Благослови зверей и детей" ("Bless the Beasts & Children", США, 1971, реж С.Крамер) можно отнести к серии "фильм и книга", потому что одноименная книга Гвендона Свортаута также заслуживает нашего внимания. Это небольшая повесть об американском подростковом лагере, где "из мальчиков делают ковбоев".

Послевоенное киноискусство получило название "кинематограф морального беспокойства". Очевидно, что мировая война с фашизмом подтолкнула человечество не только к политическим изменениям, но и к более внимательному осмыслению самого себя, внутренней жизни личности (американские писатели-гуманисты пример этого направления в литературе).

Фильм "Благослови зверей и детей" - это очень успешная попытка поговорить и о подростках, и об американском обществе, и об отношениях родителей и детей в современном мире, и о последствиях этих отношений и для будущего детей и для мира в целом. Кинематограф Стэнли Крамера наполняет американское по форме искусство совершенно нетрадиционным, культурно антиамериканским содержанием. Крамер, очевидно, всеми способами старается освободить зрителя от поверхностного мышления (чем в конце концов заслужил славу "тяжелого" и "устаревшего" режиссера), аккуратно переводя его внимание с внешних эффектов на внутренние. Книга Г. Свортаута иронично обозначает некоторые специфические особенности американского кино:

"… Ибо в том и заключается суть настоящего американского боевика: вооруженные мужчины отправляются невесть куда с невесть какой, но опасной миссией. Пересекают ли они континент в кибитке, защищают ли национальные интересы в дикой саванне, сражаются ли за демократию, бороздят ли океаны, вырывают ли с корнем джунгли, чтобы водрузить на их место наш флаг и насадить наш образ мыслей, суть мелодрамы не меняется: вооруженные мужчины отправляются невесть куда с невесть какой, но опасной миссией".

И не случайно оружие имеет такое значение в фильме - и как предмет убийства, и как предмет самозащиты. Оружие в искусстве, как и в частном доме, есть признак страха. Героям фильма, находящимся на вершине лучшего на планете общества, казалось бы, бояться нечего. Однако найти простое человеческое понимание у взрослых им так и не удалось, и смерть венчает сюжет. Весь путь мальчиков - это освобождение от страхов (которых у них даже больше, чем можно себе представить на первый взгляд), и действительно, там, где страх, нет ни любви, ни свободы, ни "команды".

Однако безнадежным этот фильм не назовешь, надежда его - в благословении Божием на малых сих. Один из мальчиков случайно погибает от руки воспитателя, в этом, конечно, огромный символический смысл. Убивает не только пуля - убивает обида, равнодушие, лицемерие взрослых, их зацикленность на своих "делах", на успехе - в том числе успехе детей (который нужен только взрослым). Убивает нелюбовь, а природа любви такова, что она распространяется на ВСЕХ или ни на кого, и нет никакой приемлемой середины, полулюбви, ни для "большого", ни для "маленького" человека, и это мы - с радостью - понимаем как истину.



Книгу можно найти в Интернете по этому адресу: http://halbien.fromru.com/books.htm

Вероника Агафонова




СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЧТЕНИИ СЛОВА БОЖИЯ

При бесчувствии души, брат, полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов Богоносных Отцев, памятование о страшном суде Божием, об исходе души из тела и об имеющих ее встретить страшных силах, с (соучастием) которых она делала зло в сей маловременной и бедственной жизни.

Прп. авва Дорофей

Уста и язык, часто упражняющиеся в молитве и чтении Слова Божия, стяжевают освящение, соделываются неспособными к празднословию, смеху, к произнесению слов шуточных, срамных и гнилых.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Не тогда только делай дело, когда хочется, но особенно тогда, когда не хочется. Это разумей как о всяком обыкновенном житейском деле, так особенно о деле спасения души своей, о молитве, о чтении слова Божия и книг душеспасительных, о хождении к службам Божиим, о добрых делах, какие бы они ни были, о проповедничестве Слова Божия.

Прав. Иоанн Кронштадтский




Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru