на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 181 - 4 октября 2009 г.

Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Глас 8

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕ:  Гал., 203 зач., II, 16-20.

16. Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. 

17. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. 

19. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 

20. И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1

34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 

35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. 

36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? 

      37. Или какой выкуп даст человек за душу свою?

 

 38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

 Глава 9.

1. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.


ХРИСТИАНСТВО: ЖИЗНЬ ИЛИ СХЕМА?

Приходя в Церковь и становясь христианами, мы часто идём по очень простому и лёгкому пути, не осознавая, не вычленяя, не осмысливая до конца то, что с нами происходит. Бывает так, что на вопрос “Почему мы христиане? Почему мы православные? Что для нас значит верить в Бога?” мы не можем ничего толком сказать. Это только знак того, что мы не приучены во всём искать смысл, отвечать за каждое слово. Мы уже в каком-то смысле продукты пустоты, продукты бессмыслицы. Скажем, многие из нас жили в советское время — время, когда смыслы были затемнены, оболганы и изуродованы; очень многие настоящие смыслы уходили, прятались, а вместо них подавалась ложь, иллюзия, фальшивка. Всё это сейчас очень востребовано, как ни странно, — оказалось, что даже ценности советского общества были более осмысленны, чем то, ради чего люди живут сейчас. Парадокс, но тем не менее это так.

Мы не приучили себя задавать вопросов и искать правильных ответов; мы привыкли пользоваться готовеньким, тем, что нам предлагают, и принимать это легко и просто, не оценивая и не осмысляя. Когда мы приходим в Церковь, с нами из-за этого начинают происходить неприятные вещи. Мы не утруждаем себя поиском смыслов нашей духовной жизни, значения наших поступков, нашей молитвы, нашего участия в Евхаристии, в богослужении, нашего участия в жизни церковной и приходской. Мы ищем схему, и последствия этого бывают страшными и катастрофическими — особенно когда дело касается воспитания наших детей в вере. Мы, оказывается, не веру им передаём, а передаём уже схему. То, что было живым для нас, взрослых людей, пришедших в Церковь с багажом определённого жизненного опыта, пройдя какой-то путь осознания, понимания самого себя и даже покаяния (ведь покаяние есть один из глубочайших моментов именно осмысления своей жизни в Боге, и именно покаяние даёт человеку возможность по-настоящему себя увидеть, осознать, осмыслить, оценить), — всё это “на выходе”, то есть при попытке передать наш опыт следующему поколению, часто оказывается мёртвым.

Когда мы переходим к тому, чтобы что-то передать другому, мы это делаем в виде некоей схемы, и… часто очень неудачной. Скажем, придя к Богу в моменты осмысленные и осознанные, мы потом всё очень быстро превращаем сами для себя в лёгкий путь, то есть в схему. Например, исповедь, которая для многих превратилась именно в такую схему. И вот, мы читаем книги с бесконечным перечислением грехов, составляем списки грехов, как будто заполняем квитанцию в прачечную, стараемся, чтобы эти грехи были как можно подробнее перечислены и высказаны священнику, превращаем саму исповедь в пропуск к причастию: то есть вместо покаяния формируем схему, забывая о главном — о смысле покаяния. Когда дело касается молитвы, мы запираем молитву только в молитвенное правило и не осознаём — почему оно такое? Почему оно состоит из этих молитв? Зачем нам их читать? Что значит три канона? Что значит то или иное слово? Часто мы читаем слова, смысл которых не понимаем. Например, каждый вечер мы каемся в мшелоимстве, но что это такое, подавляющее большинство не знает, и самое горькое — не утруждает себя тем, чтобы это узнать. Это один из маленьких примеров.

МЕЖДУ «МОЖНО» И «НЕЛЬЗЯ»

За каждое праздное слово, говорит нам Евангелие, мы дадим ответ на Страшном суде, в нашей жизни не должно быть пустоты. Наша религиозная жизнь, наше Православие, к сожалению, часто строится на этих двух названных параметрах, но к жизни в Боге это никакого отношения не имеет, хотя часто становится доминантой жизни христианина. Такое представление о христианстве — когда почти ничего нельзя — складывается у наших детей. Эта схема приходит вместо духовной жизни, вместо любви, вместо живого отношения человека и Бога. Это становится главным вопросом поста — что постом можно, что постом нельзя. Разве же в этом смысл поста?

Если мы зададимся этим вопросом, то отбросим раз и навсегда эту схему “можно-нельзя” и не будем мучить батюшку на исповеди тем, что “я в какой-то день был в гостях и съел кусочек рыбы”, “мне пришлось выпить глоточек вина”, “мне пришлось то сделать”… Какое это имеет отношение к посту? Пост — это не когда “можно-нельзя”. Пост — это путь твоей борьбы с грехом прежде всего, путь преодоления себя, путь победы над самим собой. А всё остальное — это средства, какими ты пользуешься. Вот тебе удобнее сейчас этим средством воспользоваться, или другим, или тем, который предлагает Церковь в своём Уставе. Но мы должны понять, что Устав — это тоже схема. Любая схема, не наполненная содержанием и смыслом, калечит человека, препятствует его духовному росту, как то же молитвенное правило может человеку помогать, а может его калечить. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что нельзя быть рабом молитвенного правила, потому что не человек для правила, а правило для человека, для помощи человеку. Если мы загоняем духовную жизнь в схему, не осмысляя её, это, конечно, может сильно искалечить нашу душу. Ведь когда писался устав о посте в монастырях Феодора Студита, Саввы Освященного в Иерусалиме — 1000 лет назад или больше — этот устав никак не мог учитывать, что в наше время будет телевизор, компьютер, информационные технологии, реклама, рок- и поп-музыка и так далее. Монахи составляли этот устав для себя, для жизни внутри монастыря. И поэтому он не охватывает тех сфер жизни, в которых мы сейчас живём. Было бы странно, исполняя устав, в среду и пятницу отказываться от растительного масла, но включать сериал “Моя какая-то няня” или что-то ещё, потому что об этом не написано.

Прот. Алексий Уминский

Полностью статью «Церковь и пустота»

вы можете прочитать в журнале «Альфа и Омега» № 2 (55) 2009

___________________________________________________

 

ДУХОВНЫЕ ПОУЧЕНИЯ СВТ. ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО

(память святителя 21 сентября/4 октября)

Нигде, христианин, ты не найдешь такого успокоения, как в смирении, и нигде не испытаешь таких волнений, как в гордости. Если хочешь иметь покой и тишину, будь кроток со всеми, и Господь возвысит тебя. Твое самовозвышение есть отпадение от Бога, Божие же возвышение есть благодатное. Постоянно же имей в виду необходимость смирения. Как не смиряться тебе, когда ты из земли взят и снова в землю пойдешь? Как не смиряться, когда ничего не имеешь своего? Как возвышаться, когда сам собой, без помощи Божией, никакого добра совершить не можешь? Между тем как Бог создал тебя смиренным, ты возносишься, тобою и для тебя Он всякое добро совершил, а ты все себе приписываешь. Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил (1 Кор. 4, 7)?

Имей же смирение в мыслях, речах, в поступках, так как сам по себе, без благодати Господней, ты ничто и не можешь совершить никакого добра, не можешь прибавить себе росту хотя на один локоть (Мф. 6, 27). Не можешь ни одного волоса сделать белым или черным (Мф. 5, 36). Был ли ты когда прежде в этом мире? Не был. Знаешь ли, как на свете появился, как возрастал, как сложился твой облик духовный? Знаешь ли, что впереди тебя ожидает, здесь и за гробом? Ничего не можешь сказать, ничего не знаешь. Будь же смирен и благоразумен. Не смотри на других, не знающих и не хотящих понимать, что все от Бога и все Божие. Он всему начало, все содержит, всему и конец в Нем. За образ смирения возьми себе сладчайшего Иисуса, Сына Божия, послушного до смерти крестной (Флп. 2, 8).

Однако твое смирение пусть не чуждо будет рассудительности. Ведь и бессловесные скоты бывают смиренными, но не заслуживают похвалы. Ты в "разуме смиренномудрствуй", смиряйся с сознанием необходимости смирения и той пользы, какую оно приносит человеку – разумному существу; смиряйся с пониманием, что смирение соединит тебя с Господом, а гордость отвергнет от него; смиряйся, помня, что смирение дает спасение, а высокомерие несет погибель.
Пусть же явятся все высокие здешнего мира, пусть размышляют все премудрые философы и дивятся Божиим чудесам! Как дивен Господь! Как милостив и праведен в своих премудрых планах! Ни в чем не нуждаясь, Он создал человека, создав, ничего не требует от Него, кроме правого разума и истинного покаяния, чтобы человек, сознавая Его благодеяния, любил Бога и, видя, что все Божие, проникался смирением, за все принося Господу славу и благодарение.

Никому не завидуй, человек, в благополучии настоящего мира – всякая здешняя вещь есть трава и полевой цветок. Не завидуй богатому и славному, не завидуй изобилующему земными благами, но лучше благоразумно подражай процветающему добродетелями. Зачем завидовать настоящему благополучию? Все в этом мире временно и тленно. Если кто славен или богат, останется ли таким навеки? Если кто изобилует благами – навсегда ли? Нет, на очень короткое время все это дано.

Итак, ничему не завидуй в этом мире. Не завидуй имению, богатству, славе и всякому плотскому удовольствию; не завидуй сану, чести и всякому достоинству; не завидуй жилищам и прекрасным зданиям или какому-либо изобилию. Все временно и тленно, все изменчиво и, как дым, исчезает, ничто не вечно на земле, все здесь останется, изменившись в прах и пепел. Благоразумно завидуй только тем, если кто присоединится Господу, если кто сподобится благодати Пресвятого Духа, потому что если кто ее примет, будет славнее и богаче всех богатых и славных.
Не завидуй, если кого почитают и прославляют более тебя или кто в чем-либо пред тобою имеет избыток. Считай все это за сонное мечтание. Не завидуй земным тленным предметам, но имей сердце свое обращенным к вещам небесным и вечным. Благодать Божия заключается не в богатстве и почете земном, но во всегдашнем пребывании в Боге. Велика боязнь и страх изобилующему земными благами, так как обычно внезапно приходит тяжкое лишение их. Разве мало было прежде славных, богатых, храбрых, премудрых людей, но теперь всех покрыла земля, и память их, как бы и не бывших, погибла. Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его (Пс. 102, 15–16).

Подумай, что ты ведь не очень бы стал завидовать, если бы кто в игре ненадолго взял на себя царское звание или бы разбогател во сне. Даже и тому не стал бы завидовать, кто на день получил бы какую-либо честь, а потом надолго бы подвергся бесчестью. Поэтому если кого хвалят – пусть хвалят, если кто богатеет – пусть богатеет, ты же наблюдай за собой. Хвалящийся хвались Господом (1 Кор. 1, 31), только и богатеющий пусть богатеет о Господе, говорит апостол.


Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru