на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 189 - 29 ноября 2009 г.

 

Неделя 25-я по Пятидесятнице. Глас 8

Рождественский пост

   

   

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕ:  Еф., VI,  1-6.

   

 

1. Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,

 

2. со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,

 

3. стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

 

 

4. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;

 

5. один Господь, одна вера, одно крещение,

 

6. один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

 

   

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., Х, 25-37.

   

 

25. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что' мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

 

26. Он же сказал ему: в законе что' написано? ка'к читаешь?

 

27. Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

 

28. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

 

29. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

 

30. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

 

 

31. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

 

32. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

 

33. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

   

34. и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

   

35. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

 

36. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

 

37. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

 

   

   

СЕМЬЯ – ЭТО ТАИНСТВО РАЯ

   

Что такое христианская семья

   

Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое христианская семья и брак. Сейчас это понятие достаточно трудно осмысляется в приходской жизни. Я вижу очень многих молодых людей, которые дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются. Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни - почерпнув свои знания в «Домострое», другие - в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Молодые люди, составляющие приход, очень часто смотрят вокруг себя, чтобы найти себе пару, которая могла бы соответствовать их представлениям о семье; как бы не ошибиться - ведь православная семья должна быть именно такой-то. Это очень большая психологическая проблема. Второе, что подбавляет градус к этой психологической проблеме: разделение понятий - что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Ведь такая же цель у мусульманской, буддистской, у любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному. И не имел в виду только деторождение.

   

Семья – малая Церковь

Помочь семье стать малой Церковью - вот наша главная задача. И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви, должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся. У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными. Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию - очень серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом. А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.

   

Прот. Алексий Уминский

Полностью статью вы можете прочитать  на нашем сайте www.trinity-church.ru,

где на странице Настоятеля опубликованы новые статьи.

   

__________________________________________________

   


О ПОСТЕ

 

Как ни хороши различные добродетели, которыми человек угождает Богу, но любовь побеждает все. Хорошо, конечно, и молиться, и поститься, и не осуждать и смиренным быть и прочими добродетелями христианскими украшаться; но любить Бога больше всего и эту любовь выражать в любви к ближним, выше и дороже всего. Вот, например, как это последнее наглядно, так сказать, оправдалось при встрече друг с другом двух святых.

Был некто старец в Сирии, который жил при дороге, ведшей в пустыню. Он постоянно сидел при пути и как только видел нищего или инока из пустыни идущих, тотчас с радостью приглашал к себе, успокаивал, насыщал и напоял. И вот, раз приходит к нему один отшельник. Старец по обычаю предлагает ему пищи; но тот не вкушает, отговариваясь тем, что он держит пост. Сколько ни умолял его старец вкусить брашна, отшельник остался непреклонен. Тогда старец сказал ему: "пусть же Сам Бог решит между нами, что выше: твой пост или моя любовь? Вот здесь есть дерево: помолимся, чтобы оно поклонилось или ко мне, или к тебе. Если к тебе поклонится, будем знать, что пост выше любви; если ко мне, то значит любовь выше поста". Отшельник согласился и, преклонив колена, стал молиться. Дерево осталось неподвижным. Помолился старец страннолюбец, и оно тотчас наклонилось к нему. Оба прославили Бога.

Итак, братие, украшайтесь и всеми вообще добродетелями христианскими, любовью же наипаче. Она есть основание всего закона христианского, и без нее даже и самая вера, есть не действующая и мертвая и потому не может привести к жизни вечной, как и сказано: вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20. 26). Любовь настолько велика, что и Сам Бог именуется ею: Бог любы есть, говорит возлюбленный ученик Христов, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Иоан. 4, 16). Помните же это и любви божественной наипаче всего держитесь.

 

***

Некоторые из простецов-христиан думают, что пост должен состоять в воздержании от пищи и пития, и только. Не есть в пост рыбы или не вкушать масла и вина - этим, по их мнению, и исчерпывается вся заповедь о посте. Но так ли? Нет. Поститься, правда, и телесно должно, но с воздержанием телесным непременно должен быть соединен и пост духовный. Так учит и святая Церковь. "Постящеся, говорит она, братие, телесне, постимся и духовно".

Что же это за духовный пост, и почему необходим он?

Св. Отцы так определяют его. "Если постишься, покажи от дел твоих. Каких? Видев нищего, помилуй; с врагом помирись; человеку, находящемуся в счастье, не завидуй; на жену, сияющую красотою, не гляди. Постись нелицемерно; постись и очами, и сердцем, и ушами, и руками, и всеми твоими членами... Руки воздержи от присвоения того, что тебе не принадлежит, ноги от хождения на игрища; слух удержи от слышания оклеветания и лжи, и пусть постятся и уста твои, воздерживаясь от осуждения.

Таков, братие, пост духовный. Он нам необходим, потому что без него пост телесный теряет всякое значение." Что пользы, говорит истончевать тело воздержанием, когда дух гордостью распыхается? Какую похвалу получим за бледность от поста, когда мы бледнеем от зависти? Какая добродетель не пить вина, а гневом и ненавистно упиваться?" (Посл. 14, том. 2). – «Ничтоже бо есть, говорится в Прологе, - еже не ясти мяс или рыб, снедати же плоти братий оклеветанием».

Итак, постящеся телесно, постимся и духовно, т.е. внешние действия поста сообразим с внутренними. Очищая тело воздержанием, очистим и ум от помыслов суетных, и сердце от желаний лукавых. Умерщвляя тело постом, умертвим и страсти: гнев, похоть злую, жадность к наживе и тому подобное зло. Украшая тело телесным постом, украсим и душу добродетелями: милосердием, кротостью, смирением, с врагами примирением, милостынею. Вот это и будет истинный пост, и Богу приятный, и для нас, следовательно, спасительный.

 

***

Два родные брата пришли жить в монастырь. Один из них был постник, а другой отличался великим послушанием и, что ему ни приказывали старцы, он все тотчас же беспрекословно исполнял и через послушание получил славу в монастыре. Брат его постник стал завидовать ему и сказал: "вот я искушу его, тогда и узнаем, насколько он преуспел в послушании". И с этими словами, пришел к игумену и сказал: "отче, отпусти со мною брата моего, нам нужно сходить в одно место". Игумен отпустил. Братья отправились. Когда они пришли к одной реке, постник сказал преуспевшему в послушании брату: "Войди в реку и перейди ее. Послушливый брат вошел, и крокодилы окружили его - и стали всячески ласкаться к нему. Увидев это, постник сказал: "выдь из реки". Брат вышел. Когда же они шли далее, то увидали тело мертвого человека, брошенное при дороге. Постник сказал брату: "как жаль, что нам нечем прикрыть его!" Послушливый отвечал: "станем молиться, он может быть и воскреснет". Стали на молитву, и после нее мертвец действительно ожил. Тогда постник стал хвалиться и говорил: "ведь вот мертвец, ради поста моего, ожил!" На самом же деле, это было не так. Игумену было открыто, что мертвец ожил не ради постника, а ради брата его, в послушании преуспевшего. Игумен позвал к себе постника и сказал ему: "зачем искушаешь брата? Не за твой пост воскрес мертвец, а за, послушание твоего брата; поэтому вперед не искушай никого, чтобы не погубить труда своего постного".

 «Пролог в поучениях» сост. прот. Виктор Гурьев

   

   

 

Дорогие братья и сёстры!

 

По благословению отца Настоятеля на сайте нашего храма www.trinity-church.ru

планируется открыть новый раздел – "Творчество наших прихожан", где будут размещены стихи и

проза, живопись и графика, фотографии, посвященные  жизни прихода, путям познания Бога.

Переданные на конкурс материалы будут (в печатном виде) переданы на рецензию о. Алексию.

Просим всех прихожан подумать о том, какие материалы вы могли бы подготовить и передать

ответственным для данного раздела – Елене Четвертушкиной или Елене Козиной.

 

Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru