на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 190 - 6 декабря 2009 г.

 

Неделя 26-я по Пятидесятнице. Глас 1

Рождественский пост

 

 

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕ:  Еф., V,  9-19.

 

 

9. потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

 

10. Испытывайте, что' благоугодно Богу,

 

11. и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

 

12. Ибо о том, что' они делают тайно, стыдно и говорить.

 

13. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

 

 

 

 

14. Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

 

15. Итак, смотри'те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16дорожа временем, потому что дни лукавы.

 

17. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что' есть воля Божия.

 

18. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

 

19. назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу

 

 

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., ХII, 16-21.

 

 

16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

 

17. и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

 

18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо'льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

 

19. и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

 

 

20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

 

21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

 

 

 

 

 

 

ТРУД СЕРДЦА

 Известно такое выражение в церковной среде, главным образом, благодаря одноименной книге ― «болезни новоначальных». О них пишут много. Но эти болезни чаще всего проходят со временем. А о других болезнях говорят меньше ― о том, что можно назвать «кризисом среднего возраста» в Церкви. Человек пришел в храм, пережил радость первого периода воцерковления, какие-то разочарования, неизбежные в любом случае. Его жизнь в Церкви входит в колею, он начинает регулярно исповедоваться и причащаться. А потом… Потом вдруг интерес к церковной жизни угасает, спадает ее накал. Почему так происходит?

— Ответ содержится уже в вашем вопросе: его жизнь вошла в колею. В каком-то смысле это нормально и ненормально одновременно. Так происходит, потому что представления о воцерковлении человека как раз в рамках этой «колеи» и начинают существовать: «жизнь вошла в колею» Человек все знает, у него не существует практически никаких вопросов, а если они и возникают, то он знает, как получить на них ответы. И, заметьте, не у Бога, а в каком-нибудь из сотен православных изданий, которых сейчас в изобилии. К примеру, в книге под названием «1453 ответа на все случаи православной жизни». И если подобный подход называть воцерковлением, то это, конечно, катастрофа для человека. «Церковная жизнь входит в колею» —  это когда человек начинает жить в рамках представления «что можно, а что нельзя», и из такого понимания строит свою духовную жизнь; когда человек вычитывает правило или выстаивает богослужение, но при этом настоящего опыта молитвы у него нет. Он может десятки лет читать утренние молитвы и при этом не представлять, что в пятой молитве утреннего правила (святителя Василия Великого) мы молимся о скорейшем Втором Пришествии Христа. Да и многого другого он не понимает, например, литургии, в которой он участвует, но не углубляется в ее смысл. То есть человек не ищет глубины и содержательности в своей духовной жизни, а ищет фона в ней. Это мы называем «колеей».

— А отчего так происходит? Это закономерный процесс или следствие ошибок,  совершенных в «раннем возрасте»?

— Обычно это происходит, если человек тяготеет к некому формализму в духовной жизни. Хотя форма, на самом деле, необходимая вещь, если она наполнена содержанием. Но человек зачастую довольствуется малым — внешним. И не всегда даже сам он в этом виноват, поскольку современная церковная жизнь в чем-то навязывает именно такую форму религиозности.

— Каким образом?

— Человек, попадая в церковную среду, с самого начала ставится в некие рамки: «за тебя все вопросы решены, ты не имеешь права ни на какой самостоятельный шаг»; его одергивают за то, что он делает что-то неправильно, «как не положено», и из-за этого он боится даже самой возможности совершить что-то самостоятельно. Все мы слышали о незначительных вещах, давно осмеянных в церковных анекдотах, типа «не той рукой свечку передаешь». Но по сути аналогично этому сказать: «так часто причащаться нельзя», «почему ты носишь четки без благословения?» или: «в пост надо поститься так-то». Суть такого подхода — «это можно, а это нельзя». И человек привыкает к такому положению дел, и начинает искренне верить, что жизнь в православии такова. Но в конце концов при подобной установке может наступить «кризис духовной жизни». И слава Богу! У многих-то людей этого так и не происходит, ибо они всю свою жизнь искренне полагают, что так и нужно: вычитывать, выстаивать, перенимать определенную манеру поведения, интонацию в голосе и т. п. и что все это и есть — духовная жизнь.

 Во многом искаженные представления о церковной жизни связаны еще и с тем, что приходит человек в храм — совершенно новый для него мир — из среды, чуждой православию, и должен в нем как-то определиться. А на что, помимо Евангелия, он может ориентироваться? —  На то, что говорит ему ближний. Кто его ближний? — Священник или старший — «старшина» — по вере. И часто новоначальный даже не задумывается, что очень многое из сказанного ему в современном церковном обществе — я не назову это Церковью — к Евангелию отношения никакого не имеет. Человек читает: не будь многословен в молитве  (см.: Мф. 6, 7), а его спрашивают на исповеди: «А ты все каноны вычитал? Нет, не все? Значит, ты не можешь причащаться». И другие вещи, которые абсолютно лишают человека свободы. Говорит апостол Павел: стойте в свободе, которую даровал нам Христос (Гал. 5, 1), а ему все время по рукам бьют в церковном обществе и говорят: «нет никакой свободы, а есть только правила, устав» — «колея».

И когда человек так привыкает жить, то даже Евангелие им воспринимается совсем иначе, читается другими глазами. Человек не ищет смысла в Священном Писании, а знает, что положено прочитать одну главу из Евангелия и из Апостола. А зачем, для чего, что это мне дает? Этих вопросов у него нет. Он вообще не соотносит прочитанное в Евангелии лично с собой. Например, притча о виноградарях понимается сказанной об иудейском народе, который отверг Христа, а слова: не всякий говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное (Мф. 7, 21) — о протестантах, о католиках, но никак не о самом себе. Заранее все известно, и нет никаких вопросов — одни сплошные ответы. И это, мне кажется, тяжелейшая болезнь современного христианского общества, и именно русского, которая вызывает такую горечь и скорбь во мне…

— Так было всегда или такая ситуация характерна именно для нашего времени?

— Раньше не было, потому что христиане жили или в обществе, им враждебном, которое этим и обуславливало их ответственность за свою веру, за свои поступки и дела, или в обществе, которое было исторически, культурно, семейно воспитано в христианской вере. Я не говорю, что тогда не было проявлений, подобных тем, о которых мы говорим, но зато был опыт живой веры, передаваемый от поколения к поколению, опыт понимания и восприятия Евангелия, да и вообще отношения между людьми были совсем иные. Сейчас все это утеряно. А люди разучились думать о смысле своей веры, о себе, потому что вокруг мир, где на все вопросы уже даны ответы. И человек не будет вопрошать Христа, спрашивать свое сердце, размышлять над собственным опытом, потому что он боится ошибиться, не доверяет Богу. А Он любит нас и все-таки дает нам право на ошибку…

Прот. Алексий Уминский

Полностью данную статью вы можете прочитать

на сайте нашего храма www.trinity-church.ru,

где на странице Настоятеля выложены новые статьи и ответы на вопросы

 

______________________________________________________________________________

 

ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО

(память 23 ноября/ 6 декабря)

В 1830 году Воронежский купец Гарденин, испытавший на себе благодатную помощь Святителя Митрофана и почитавший его, как великого угодника Божия, нашел очень старинный портрет первопрестольника Воронежского. Желая иметь изображение Святителя, Гарденин обратился с просьбой к любителю - художнику Швецову, чтобы он снял с портрета копию. Но портрет был так ветх, что трудно было уловить черты, стертые временем. Боясь исказить лик великого Святителя, Швецов отказался исполнить просьбу Гарденина. Изменить это решение Швецова не могли и убеждения Воронежского епископа Антония (Смирницкого), также желавшего иметь изображение первосвятителя Воронежского, память которого он благоговейно чтил. Однажды владыка Антоний после тщетных стараний убедить Швецова, с глубокой уверенностью сказал ему:

- Не сомневайся: ты увидишь Святителя наяву или во сне.

Швецов поверил словам благочестивого епископа Антония и весь тот день провел в молитве к Богу, чтобы Он сподобил его увидеть Святителя Митрофана. И вот, на следующую же ночь Швецов увидел во сне старца, но только в сумраке, неясно, затем свет рассеял сумрак.

 

...Когда Швецов проснулся, то образ Святителя так живо запечатлелся в его душе, что он без труда по памяти воспроизвел его на холсте. Затем он рассказал преосвященному Антонию о чудесном явлении Святителя Митрофана и показал нарисованное им изображение. Владыка благословил Швецова писать копии с этого изображения, имея в виду желание многих почитателей памяти первопрестольника Воронежского.

По материалам сайта воронежской епархии www.vob.ru

_________________________________________________________________________________________________

 

ИЗ ПИСЕМ ЗАКЛЮЧЕННЫХ

 

Здравствуйте, многоуважаемые Братья и Сёстры во Христе!

Пишу Вам слова благодарности за Вашу помощь. Слава Господу Богу, получил от Вас бандероль с лекарствами и вещами. Очень Вам благодарен! Дай Бог Вам всем – здоровья, терпения и благополучия.

Бандероль Вашу мне переслали по новому адресу, т.к. теперь я буду здесь отбывать своё наказание…

…И если Вас не затруднит, православный календарь на 2010 год выслать мне с ответом. Буду рад. На этом я завершу. Не обессудьте за столь короткое письмо. Ещё раз благодарю Вас за помощь! И жду с нетерпением ответ. Молю Бога, чтобы Вам помог!

С Истинной, Христианской Любовью к Вам, Евгений

***

Здравствуйте, прихожане и все люди добрые!

Искренно и от души желаю Вам здоровья и всех благ, в ваших больших Богоугодных делах. Ещё раз дай Бог Вам здоровья! Получил от Вас письмо и бандероль, за что от всей души Вас всех благодарю за все Ваши заботы и беспокойства о людях, что находятся в местах лишения свободы. Мне было очень приятно до слёз. Ещё раз Вам большое, человеческое спасибо. У меня всё хорошо. Сейчас вот знакомлюсь, смотрю и читаю Вашу книжку, что Вы прислали. Много нового для себя открываю. Скоро «Новый год» всех Вас от всей души поздравляю с наступающим этим годом. Главное только здоровье, а остальное всё приложится. За Ваши все дела хорошие, что Вы делаете, искренне Вам только добро желаю. Да хранит Вас Господь. Вот на этом завершу своё письмо. Всего доброго Вам всем. До свидания.

С искренним уважением, Виталий.
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru