на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 192 - 20 декабря 2009 г.

 

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Глас 3

Рождественский пост

   

   

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕ:  Кол., I,  12-18.

   

 

12. благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,

13. избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

14. в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,

15. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;

 

 

16. ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано;

17. и Он есть прежде всего, и все Им стои'т.

18. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,

   

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., ХVII, 12-19.

   

 

12. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13. и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

 

 

16. и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18. как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

   

ВОСПОМИНАНИЯ О СВЯТЕЙШЕМ ПАТРИАРХЕ АЛЕКСИИ II

(Продолжение статьи)

   

5 декабря 2008 года исполнился год со дня кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В полной мере постичь и осмыслить его духовное, да и чисто человеческое наследие всем нам еще только предстоит. Мы предлагаем прочитать воспоминания о Патриархе Алексии II одного из ближайших его помощников, архиепископа Истринского Арсения (Епифанова), не одно десятилетие близко знавшего Святейшего, с которым его связывала высокая духовная дружба. Эти глубоко личные воспоминания живо рисуют нам человеческий и пастырский облик незабвенного Патриарха.

Владыка отбыл в епархиальное управление, мы последовали за ним. За обедом обсуждали особенности прошедшей службы, митрополит Алексий заметил, что с каждым годом на Вербное воскресенье приходит в храмы все больше людей. Потом говорит: «Мы благодарны тебе, Георгий, за помощь. Ну, вот сейчас билет тебе купим, проводим… А я собираюсь в Пюхтицы. Может, с нами поедешь в монастырь? Посмотришь. Постриг там будем совершать матушек, что с нами ехали. А потом мы тебя и отправим». Я согласился. Во вторник отправились на автомобиле в Пюхтицкий монастырь. В среду отслужили там литургию преждеосвященных даров, а вечером постриг монашеский был. В Великий четверг вернулись в Таллин. Мит­рополит говорит: «Пос­ле чтения Двенадцати Евангелий мы тебя и отправим в Москву, на вынос плащаницы приедешь домой». Однако после Двенадцати Евангелий все поезда ушли. Владыка пообещал: «Поедешь в Великую пятницу, а в Великую субботу на литургии уже у себя будешь». «Хорошо», — отвечаю.

Погребение у них в Александро­Невском соборе в семь часов вечера начинается. Пока служба закончилась, опять поезд ушел. Мит­рополит говорит: «В Пасхальную ночь нехорошо в дороге быть, оставайся. Пасху отслужу, а потом и тебя отправим».

Отслужил митрополит Алексий Пасхальную заутреню, литургию, затем в епархии было разговение: и духовенство, и иподьяконы небольшой семьей за столом собрались. В два часа дня в Александро­Невском соборе служилась Великая вечерня — съехались все хоры города, пели и на славянском, и на эстонском. Очень все эмоционально происходило. От Вышгорода колокольный звон начинался. И туристы, и местные жители — все на звон колокольный невольно тянулись к собору… После Вечерни митрополит предложил: «Зачем тебе сейчас уезжать? Мы все равно послезавтра в Москву едем».

Уже когда поезд подходил к Москве, владыка Алексий спрашивает: «Останешься у меня иподьяконом?» — «Не знаю, отца инспектора спросить нужно, как благословит». Митрополит серьезно так отвечает: «Я думаю, что он благословит. В двадцатых числах мая мы планируем провести богослужение в малом соборе Донского монастыря у гробницы покойного Святейшего Патриарха Тихона. Я буду совершать панихиду, а ты приезжай, поможешь за службой». Конечно, я все исполнил в точности. Летом прошло еще два­три бого­служения в Москве, на которые владыка приглашал меня иподьяконствовать. Затем я уже регулярно стал участвовать в богослужениях, которые совершал владыка. Так в конце концов я и стал у него иподьяконом. Через год Анатолий ушел, меня назначили старшим иподьяконом. Теперь я постоянно сопровождал владыку в его пастырских поездках по приходам Эстонии.

В эстонских приходах с пониманием русского языка было проб­лематично: объяснялись преимущественно жестами. Митрополит, понимая ситуацию и учитывая, что люди здесь живут в несколько ином, своем пространстве, потребовал, чтобы иподьяконы знали наизусть общие песнопения на эстонском языке. Выучили. Может, с произношением не совсем хорошо было, но пели мы с подъемом, это впечатляло людей, создавало атмосферу радости, величия праздника церковного даже в самых бедных эстонских приходах. Митрополит Алексий посещал также острова, на которых находилось 14 приходов. Туда обычно летали на самолете. В XIX веке Российское правительство вложило в обустройство этого края немалые средства — храмы стояли добротные, ухоженные, хоть и населения немного.

Каждое лето митрополит Алексий приезжал в Преображенский приход в Обинице — десять километров от Псково­Печерского монастыря. Храм стоял на кладбище, в стороне от села, а кругом леса. Владыка любил «тихую охоту» — грибы собирать. Там боровики, как на подбор, из мха выглядывали — шляпки одни вокруг торчат. Лисички ровными желтыми рядочками красуются. На машине удобно было перемещаться из леса в лес: нет грибов в одном — переехали в другой. В первый раз я к сбору грибов отнесся с чисто практической стороны: все, что попадается, нужно брать. Митрополит ничего не сказал. Грибы отварили, стали солить (он сам всегда солил). Как большой гриб попадается, владыка говорит: «Этот будешь есть сам, раз такой взял». Таким образом проучил меня. С тех пор я тоже только грибок к грибку брал, чтобы он собой картину представлял на столе, а не просто «продукт питания».

И еще Обиница вот чем запомнилась. Мит­рополит в церковном доме внизу жил, а я на чердаке. У тамошнего батюшки очень много книг духовных было: из храмов, закрытых в 1960­х годах, он их к себе перевез и на чердаке сложил. Было что читать, и время свободное выдалось... Утром митрополит спрашивает: «Всю ночь читал?» — «Да, прос­тите». — «Во сколько лег?» — «В семь». Та же проблема и на даче у митрополита возникла. Меня в домике селили. Вот владыка и говорит: «Опять у тебя всю ночь свет горел». — «Наверное, забыл выключить…». Перестали меня там селить, перевели в дом. А стелить постель мне здесь негде, кроме как в биб­лиотеке. Я опять за чтение. «Ну что с тобой делать? — сетует митрополит. — Вечно ты не спишь». (Попутно замечу: после посвящения в архиереи7 владыка Алексий в Моск­ве долгое время жил то в гостинице «Украина», то в «Советской». Порядок такой был: больше месяца нельзя в одной гостинице оставаться. Вот он и кочевал. А потом, уже к концу 1960­х годов, попросил ссуду у Патриархии и купил дачу. В середине 1970­х с ним случился инфаркт, на дачу трудно стало ездить. Попросили содействия у Совета по делам религий на покупку двухкомнатной квартиры в Москве).

Вот так я вошел в жизнь митрополита Алексия. Потихонечку продолжал учиться, нес послушание иподьяконское. По окончании духовной академии уже полностью перешел в его подчинение, став референтом управляющего делами Московской Патриархии. Ну, а потом произошло его «изгнание» на Ленинградскую кафедру. Случилось это так.

После прихода к власти Горбачева в обществе начались какие­то подвижки. Одним из референтов управляющего делами был Игорь Николаевич Экономцев. В 1971–1976 годах он работал в Министерстве иностранных дел. После ухода с государственной службы преподавал в московских духовных школах. С митрополитом Алексием они часто беседовали по вопросам церковного управления. Постепенно пришли к убеждению, что настало время поставить вопрос об изменении законодательства в отношении Церкви, существующего с 1929 года и давно уже изжившего себя. Мит­рополит Алексий и И. Н. Экономцев подготовили соответствующее письмо на имя М. С. Горбачева. Тот письмо не понял и не принял. В результате владыку сняли со всех занимаемых в Московской Патриархии постов и назначили митрополитом Ленинградским и Новгородским. Вел он себя при этом достойно, мужественно. Конечно, любой человек, оказавшись в подобной ситуации, равнодушным не останется. Он со мной на эту тему не откровенничал, я его только внешне наблюдал и видел, что он воспринял случившееся болезненно. Однако была и радость: питерс­кое духовенство приняло его очень хорошо. С ним у владыки никаких проблем не возникло. А вот с уполномоченным по делам религий по городу Ленинграду и области Г. С. Жариновым, из­-за которого многие ленинградские преосвященные пострадали, все складывалось не так­то просто. Однако митрополит Алексий его в конце концов «укротил». Например, уполномоченный привык звонить некоторым питерским архиереям когда вздумается и при этом не любил долго ждать. Митрополит же Алексий мог ответить: передайте, что я перезвоню ему, когда у меня будет свободное время. А свободное время могло появиться лишь на следующий день. И так далее…

   

Архиепископ Арсений (Епифанов)

Московский журнал. № 12 (228). Декабрь 2009

  

_________________________________________________________________

   

СВТ. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ

(память  Святителя 7/20 декабря)

Братия! если сыны века сего, ради временной чести, встречают с таким приготовлением день рождения земного царя своего, то как должны мы сретать день рождения вечного Царя нашего Иисуса Христа, который за наше к Нему усердие наградит нас не временною, но вечною славою, и сподобит нас чести не земного начальства, переходящего к преемнику, но небесного царства, которое не имеет прееминика? Каково же будет нам воздаяние, о сем говорит пророк: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (Ис. 64, 4; 1 Кор. 2, 9).

Какими же одеждами мы должны украсить себя? Я говорю: себя, т. е. души наши: поелику Царь наш Христос не требует великолепия одежд, по приверженности души; не смотрит на украшение тела, но зрит на сердце служащих Ему, не дивится блеску тленного пояса, коим препоясуются чресла, но восхищается непреодолимым целомудрием, которое связует стыдом вожделения. Итак, потщимся явиться пред Ним искусными в вере, облеченными милосердием, благоустроенными в образе нашей жизни: кто искреннее любит Христа, пусть светлее украсит себя соблюдением Его заповедей, дабы Он видел, что мы истинно в Него веруем, являясь в таком великолепии во время торжества Его и тем больше бы радовался, чем более зрел бы в нас чистоты духовной. Уцеломудрим же заранее сердца наши, очистим совесть, освятим дух, и в чистоте и непорочности станем сретать пришествие всесвятого Господа, дабы день рождения Того, Кто родился от пречистой Девы, празднуем был непорочпыми Его рабами. Кто ж является в оный день нечистым и оскверненным, тот не чтит Рождества Христова, — тот хотя телом и присутствует при торжестве Господнем, но духом своим далек от Спасителя.

Итак, сретая день рождества Господа нашего, очистим себя, братия, от всякой скверны грехов, наполним сокровищницы Его различными дарами, дабы в тот святый день было чем утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих. Ибо хорошо ли будет, если в одном и том же доме, между рабами одного господина иной будет веселиться, нося шелковые одежды, а другой унывать, ходя в рубище, тот пресыщаться пищею, а сей терпеть голод и холод? и какое будет действие нашей молитвы, когда мы просим избавить нас от лукавого, а сами не хотим быть милостивы к своим братиям? Будем подражать Господу нашему. Если Ему угодно было сделать бедных, вместе с нами, участниками небесной благодати; то почему же им не участвовать с нами же в земном богатстве? братья по таинствам не должны быть чуждыми друг другу по имуществу: мы вернее приобретаем чрез то ходатаев за себя пред Господом, когда своим иждивением питаем тех, кои приносят благодарение Богу.

Из «Слова о том, как должно сретать день Рождества Христова»

   

   

Сердечно поздравляем отца Николая с Днем Ангела! Желаем здоровья, радости и помощи Божией во всех его трудах! Многая и благая лета!

***

Дорогие прихожане!

Обращаем Ваше внимание, что за свечным ящиком появился новый номер журнала «Альфа и Омега» № 3(56), где помимо глубоких богословских статей вы сможете найти много актуальных материалов.

***

За свечным ящиком вы можете получить новые приходские списки.

***

Напоминаем, что согласно принятому решению на приходском собрании,

теперь в уборке храма участвуют все прихожане, которые записаны в приходском списке. Прихожане поделены на группы (состав группы тот же, что на дежурстве по трапезной). Посмотреть дату своего дежурства Вы можете на стенде с объявлениями в храме.

По всем вопросам обращайтесь к ответственной за уборку храма Ковалевой Анне. Спаси Бог!

***

С радостью сообщаем,  что  после праздника Рождества Христова, на святках в нашем храме состоится ярмарка в поддержку заключенных. В программе «выставка-продажа» редких и интересных вещей, культурно-развлекательная программа, общение и угощение. Ждем Вашего активного участия!  Вы можете приносить предметы интерьера и искусства, поделки, сувениры, книги, диски и другие вещи, которые хотели бы пожертвовать. Также приглашаем тех, кто хотел бы участвовать в творческой программе. Будем благодарны, если Вы сможете подготовить выступление. С вопросами и предложениями обращайтесь к Николаю Желяскову и Веронике Аникеевой.

***

В воскресение 27 декабря в 13.00

в культурно-просветительском центре при храме Космы и Дамиана на Маросейке состоится концерт нашего прихожанина Филиппа Субботина, на который приглашаются все желающие.

***

Просим жертвовать на Рождественскую трапезу. Свои пожертвования вы можете передавать за свечной ящик Ларисе Амвросиевне или Татьяне Силаевой.

   

Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru