на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 195 - 17 января 2010 г.

Неделя 32-я по Пятидесятнице. Глас 7

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕ:  2 Тим., IV, 5-8

5. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
6. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

7. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
8. а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

 

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мк., I, 1-8

1. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2. как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8. я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПАЛОМНИЧЕСТВО

Антоний СурожскийВзяв темой паломничество, я предпочитаю познакомить вас с тем, как православный человек отзывается на самую идею, а не описывать какое-то конкретное паломничество.
В паломничестве есть несколько аспектов, которые глубоко нас трогают. Во-первых, чувство, что мы все на земле странники. Русские люди живут в такой большой стране, что куда бы вы ни отправились, путешествие будет долгим, и при всех ваших усилиях оно не будет быстрым. Так что рождается чувство, что само путешествие, перемещение с места на место либо совершенно лишено смысла и значения, если единственная цель – оказаться там, куда вы направляетесь, либо что путешествие настолько значительно, что каждый шаг, каждая встреча, каждое отношение, завязавшееся в пути, может оказаться крайне важным. <…>

Я помню свое путешествие по России из Ялты на Черном море в Москву – двадцать пять часов на поезде. Меня поместили в отдельное купе, потому что со своей рясой и вообще будучи тем, кто я есть, я нежелательный элемент, на мне могут быть блохи. Меня упрятали в купе, но я не сидел там. Я вышел в коридор, это нейтральная земля. И там у меня были две встречи, о которых я хочу рассказать: они позволяют осмыслить то, что я хотел бы передать о важности каждого мгновения пути, а не момента прибытия к цели. Я постоял некоторое время, из соседнего купе вышел человек лет шестидесяти с лишним,  в пижаме, постоял, посмотрел на меня. Ему явно хотелось заговорить, поэтому я сказал что-то. Слово за слово, выяснилось, что я из Великобритании, здесь в гостях, и он сказал мне: «Да, конечно, вы принадлежите к той эмиграции, которая еще верит в Бога. Мы, разумеется, уже не верим в Бога, это все прошлое. Мы современные люди. Но конечно, есть люди, которые верят  Бога. Знаете, у меня, например, есть бабушка, которая готова отдать что угодно за книгу Евангелия. Не чудно ли?». Я намек понял и сказал: «Я могу дать вам Евангелие для бабушки». – «О, - возразил он, не может быть! Евангелие невозможно достать, на черном рынке оно стоит огромные деньги!». Я ответил: «Да, но у меня есть Евангелие, и я люблю бабушек. Знаете, моя бабушка дожила до девяноста пяти лет, и у меня осталась слабость к бабушкам, так что зайдите ко мне». Он зашел в мое купе и я отдал ему Евангелие.

"Святое Евангелие!"Тут вернулся его сосед по купе, помоложе. Первый быстро сунул книгу в карман и сказал: «Знаешь, мне повезло, я достал книгу Евангелия для моей бабушки». Второй ответил: «Тебе повезло! Я бы тоже хотел Евангелие для бабушки». Первый вышел, а я сказал второму: «У вас тоже есть бабушка? Я могу дать Евангелие и для нее». Он ответил: «Не может быть, чтобы у вас было два Евангелия». – «Да есть!» - и я дал ему книгу, он посмотрел на нее с опаской и сказал: «Я никогда не читал Евангелие. Знаете, это для стариков, мы-то неверующие». Мы поговорили несколько минут, потом он закрыл дверь, опустил занавеску на окне, встал на колени и попросил: «Благословите меня!». <…>

На следующее утро в пять часов я снова вышел из своего купе и стоял, смотрел на проплывающий за окном пейзаж. По коридору несколько неуверенной походкой, наталкиваясь то на одну стенку, то на другую, передвигался некто. Он дошел до конца коридора, обернулся и произнес: «Ну и шикарный вагон! Должно быть, построили в целях пропаганды для вот этого попа». Я сказал: «Не может быть! Вагон не могли успеть построить между моментом, когда я купил билет, и моментом, когда я сел в поезд!». Он посмотрел на меня и сказал: «О, так вы готовы разговаривать?». – «Да». – «Вы понимаете, что я уже позавтракал?». Я ответил: «Да, я это почуял», - потому что от него несло выпивкой на весь вагон. Он подошел, и мы беседовали часов пять. К концу беседы он был столько же нетрезв, как и в начале, но по ходу разговора он сказал мне вещь, которая, может быть, больше значила для меня, чем для него. Он спросил меня: «Чем вы привлекаете наших детей? Пьянит ли их ладан, или ваши распевы, ваш хор приводит их в какое-то особое душевное состояние, или ритуал богослужения?». Я ответил:"Мне было там так хорошо!" «Нет, это Сам Бог». – «Не может быть, - сказал он. – Бога нет, так  что должно быть что-то другое». Я сказал ему: «А почему вы спрашиваете?». Он ответил: «Знаете, у меня мальчик девяти лет. Я атеист, моя жена атеист, мы воспитали своего мальчика соответственно. Как-то прошло зимой погода была отвратительная, жена сказала ему: «На улице дождь, играть невозможно. Цирк открывается только в три часа. Хочешь, я отведу тебя в место еще более забавное, чем цирк – в церковь?». Мальчик согласился, и они пошли. Он простоял, не шевелясь, всю службу, вернулся, ничего не сказал, но на следующее воскресенье в то же время он стоял наготове, в пальто с шарфом и в шапке. Моя жена (продолжал этот человек) спросила его: «Ты куда?». – «Разве мы не пойдем в церковь?». – «Конечно, нет!» Почему тебе захотелось снова в церковь?». И мальчик ответил: «Мне было там так хорошо!».

Митр. Антоний Сурожский
Полностью данную статью вы можете прочитать
 в последнем номере журнале «Альфа и Омега»№ 3 (56)

АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО

Под апостольским преемством понимают богоустановленный способ сохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых апостолов посредством таинства Священства. Оно актуализируется в преемстве епископской хиротонии (рукоположения), однако им не ограничивается. Апостольское преемство предполагает не только видимое выражение в чреде епископских хиротоний, но и передачу благодатных даров Св. Духа, на которых основывается иерархическое служение Церкви. По свидетельству Священного Писания, святые апостолы, получившие полноту этого служения от Самого Господа, после сошествия Св. Духа (Ин 20. 21–23; Мф 28. 19–20; Мк 16. 15–16; Лк 24. 47–49; Деян 1. 8) рукоположили первых епископов (Деян 14. 23; 20. 28; 2 Тим 1. 6 и др.) и заповедали передавать через таинство епископского рукоположения всю полноту благодатных даров церковной иерархии (1 Тим 5. 22; Тит 1. 5). Ее преемство от святых апостолов и через них от Самого Христа засвидетельствовано древнейшим церковным Преданием: св. Иринеем Лионским, св. Климентом Римским, блж. Иеронимом, Тертуллианом и др. Апостольское преемство является существенным признаком церковной иерархии. Не связанное подобным образом со святыми апостолами служение не может иметь силы, даже если воспроизводит все его внешние иерархические формы. Тертуллиан говорит об апостольском преемстве как об одном из признаков Церкви: «...Пусть покажут (еретики.– Н. Е.) основания своих Церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно). Ибо апостольские Церкви таким именно образом доказывают свое положение».

Апостольство Церкви получает в апостольском преемстве благодатное основание и видимое выражение. Через него сохраняются в Церкви связанные с иерархическим служением благодатные дары Св. Духа, которые она получила в лице святых апостолов в день Пятидесятницы. Апостольское преемство предполагает не только внешнее выражение в чреде епископских хиротоний, но и верность церковной иерархии апостольскому Преданию в учении, в священнодействии и в каноническом устроении Церкви. Только в этих условиях хиротония будет действительной и законной и может быть гарантией сохранения апостольского преемства. Свт. Василий Великий говорит, что «хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати... Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство».

Наряду с единством веры, таинствами и каноническим устройством, апостольское преемство является внешним выражением единства Церкви. В определенном смысле говорят о сохранении апостольского преемства и в сообществах, отделившихся от Православной Церкви. В первую очередь, под этим подразумевается схизматическая иерархия, восходящая через чреду хиротоний к православному епископату. Вопрос, возможна ли передача апостольского преемства в хиротонии, совершаемой вне Церкви, и если возможна, то каким образом, с догматической точки зрения остается открытым. <…>

Русская Православная Церковь признает действительность хиротоний в Римско-католической и древних Восточных (нехалкидонских) Церквах. Относительно отделений от Православной Церкви, не затрагивающих догматического учения, этот вопрос решается различно. Церковью не высказывалось сомнений в действительности хиротоний в Русской Православной Церкви Заграницей. Действительность старокатолической иерархии вызывает определенное сомнение в связи с тем, что, вступив в интеркоммунион с англиканами (1932), старокатолики извратили понятие священства. Вопрос о признании действительности хиротонии англикан. иерархии в наст. время не стоит в силу принципиального ее отклонения от православного учения о таинстве Священства, хотя в нач. XX в. англиканские хиротонии были признаны Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской, Румынской, Кипрской Церквами. Вопрос о признании действительности хиротоний ординаций различных протестант. конфессий в наст. время также не ставится по причине существенных отклонений их от правосл. учения. Под сильным политическим давлением в 1536 г. Реформация была проведена по всей Дании, ее примеру вскоре последовали соседние государства, Норвегия и Исландия. В Швеции и тесно с ней связанной Финляндии Реформация была введена уже вскоре после рейхстага в Вестеросе (1527). Епископат этих церквей, т. о., имеет происхождение от канонически поставленных римско-католических епископов, принявших Реформу. Но лютеран. учение о священстве делает невозможным признание действительности их хиротоний. Последний пример показывает, что для сохранения апостольского преемства вне Церкви требуется не только формальное происхождение схизматической иерархии от церковной, но и сохранение в отделившейся части основных догматов Церкви. Присоединение в сущем сане к Православной Церкви епископов, пресвитеров и диаконов из сообществ, сохранивших преемство рукоположения, называется принятием в общение по третьему чину, т. е. через покаяние (см. Присоединение к Православию).

В католичестве понятие апостольского преемства после Ватиканского II Собора в целом отвечает православному, отличаясь некоторыми оттенками. В современном Катехизисе Католической Церкви прямо сказано, что апостольское преемство «есть таинство и передается через таинство Священства» (ККЦ 1087). В католическом богословии апостольское преемство понимается не только как признак, но и как «гарантия» верности апостольскому Преданию (ККЦ 1209). В Декрете об экуменизме II Ватиканского Собора сказано, что Восточные Церкви, «хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же – в силу апостольского преемства – Священством и Евхаристией», поэтому «известное общение в таинствах, при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно» (Unitatis redintegratio. 15). Декларация «Dominus Iesus», утвержденная папой Иоанном Павлом II 16 июня 2000 г., ограничивая экуменические стремления, выраженные II Ватиканским Собором, подтверждает и даже расширяет значение апостольского преемства как гарантии действия Св. Духа в Церкви: «Церкви, которые не пребывают в совершенном общении с Католической Церковью, оставаясь объединенными с ней крепкими связями – апостольской преемственностью и таинством Евхаристии – являются подлинными Поместными Церквами. Кроме того, Церковь Христова пребывает и действует также и в этих Церквах, даже если им не хватает полного общения с Католической Церковью и они не принимают Учения о первоверховной власти, которой, по воле Божией, обладает Епископ Рима, осуществляющий ее во всей Церкви. С другой стороны, церковные общины, не сохранившие подлинного епископата, а также истинной и совершенной сущности таинства Евхаристии, не являются Церквами в истинном значении этого слова…» (P. 17). В таком понимании благодаря сохранению апостольского преемства в церковной общине продолжает «пребывать и действовать» Церковь Христова, даже если отсутствует абсолютная верность церковному учению.

 Свящ. Николай  Емельянов
Православная энциклопедия, том III

 

Дорогие прихожане!

Благодарим всех, кто участвовал в ярмарке и пришел на концерт. В самое ближайшее время на нашем сайте будет опубликован фотоотчет с нашего праздника.

Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru