на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 205 - 28 марта 2010 г.

Вход Господень в Иерусалим

Неделя 6-я ваий

(цветоносная, Вербное воскресенье)

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕФлп., IV, 4-9.

4. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7. И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8. Наконец, братия мои, что' только истинно, что' честно, что' справедливо, что' чисто, что' любезно, что' достославно, что' только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9. Чему вы научились, что' приняли и слышали и видели во мне, то' исполняйте,- и Бог мира будет с вами.

 

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Ин., XII, 1-18.

1. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5. Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6. Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10. Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11. Потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13. Взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14. Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15. Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та'к было о Нем написано, и это сделали Ему.
17. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

 

«ГРЯДЫЙ ГОСПОДЬ НА ВОЛЬНУЮ СТРАСТЬ»: СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Каждый день Страстной седмицы называется Великим. Церковь час за часом проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа и вспоминает ветхозаветные прообразы Его жертвы.
В Понедельник мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа и евангельское чудо о смоковнице.

Картинка 8 из 25        Сын Иакова и Рахили Иосиф, проданный завистливыми братьями в рабство за 20 сребреников, стал прообразом Христа, оцененного предателем Иудой в 30 сребреников. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают Христа. История мнимой смерти сына Иакова и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.

Иоанн Златоуст пишет о том, что Господь должен был хотя бы один раз явить, что, будучи Спасителем мира, Он есть вместе с тем и Судья.

Проклятие смоковницы за неплодие – знамение правосудия, которое следует за долготерпением Божиим и казнит тех, кто не раскаялся в своих грехах.

Во Вторник Страстной седмицы вспоминаются произнесенные Спасителем в этот день обличения фарисеев и саддукеев и притчи о благом рабе и злом, о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде.

В первые три дня Страстной седмицы в храмах звучит песнь «Се, Жених грядет в полунощи». Она напоминает о притче о десяти девах, которые, взяв светильники, вышли навстречу Жениху. Девы обозначают христиан. Светильники – это души, масло – милостыня и другие добрые дела. Жених– Сам Иисус Христос. Он медлит, не пресекает нашу жизнь смертью, ожидая от каждого человека покаяния. Но люди, не задумываясь о конце своей жизни и всего мира, живут беспечно, их разум и сердце не бодрствуют, но как бы погружены в сон. И вот в полночь внезапно раздается крик о приходе Жениха: настало время встречи души с Богом. Мудрые христиане запаслись добрыми делами, и души их будут гореть любовью к Господу. А души неразумных, грешных людей начнут угасать, предвкушая муки ада; они спохватятся и пойдут за елеем к продающим, то есть пойдут искать случая делать добрые дела, но в это время придет Жених, и двери в Его чертог закроются. Итак, – заключает Господь притчу, – бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий.

Мы вспоминаем о данной нам в крещении благодати – о золотом таланте (талант – греческая денежная единица), который можно преумножить, а можно зарыть в землю, так что потом и это богатство, которым мы пренебрегли, отнимется у нас. Мы видим картины последних времен и Страшного Суда, о дне и часе которого не знают даже ангелы небесные. Церковь призывает нас быть в эти дни рядом со Христом, слушать заповеди Его и выполнять Его волю: Он теперь идет на добровольное страдание для того, чтобы спасти нас. В храме многократно повторяются слова: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…»

В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние блудницы, помазание Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В то время как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно затем, чтобы воздать честь Иисусу и получить душевное исцеление». Христос обещает: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Тогда же в душе Иуды родилось преступное намерение предать беззаконному суду своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе прославляется жена-грешница и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
В этот день совершается последняя за пост литургия Преждеосвященных Даров и в последний раз в конце читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. После этого до вечерни праздника Троицы (Пятидесятницы) в церкви перестают класть земные поклоны, кроме поклонов перед Плащаницей.

Картинка 13 из 1077        В день Страстного Четверга Церковь вспоминает Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги учеников, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Литургия Великого Четверга имеет особое значение, поскольку на Тайной Вечери Господь установил таинство Евхаристии (Причащения), когда заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). В этот день всякий православный человек старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения. Ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф. 26:27).

На утрене этого дня (служится обычно накануне вечером) есть примечательная особенность: поется тропарь «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся…» Церковь и Святые отцы не видят в предательстве Иуды психологических глубин и богоборчества. Они называют Иуду рабом и льстецом, обманщиком, а причиной его поступка — сребролюбие.

В этот день в кафедральных соборах бывает чин умовения ног по образу, преподанному Спасителем. Воспроизводится даже диалог Христа с апостолом Петром, который отказывался от принятия такой чести от Господа.

Утреня Страстной Пятницы служится в четверг вечером. На этой службе читаются 12 отрывков из Евангелия, в народе она так и называется – «Служба двенадцати Евангелий». Перед чтением каждого отрывка бьют в колокол столько раз, какое по счету евангелие будет читаться. Есть добрый обычай – после этой службы взять с собой горящую свечу, донести огонек до дома и зажечь лампадку, которая будет гореть до Пасхи или до конца Светлой седмицы.

В Великую Пятницу Церковь воспоминает святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, добровольно принятые Им ради нас. Это день самого строгого поста: каждый в свою меру отказывается от пищи и пития, вплоть до полного воздержания.
Все моменты священных событий этого дня ознаменованы богослужением. Время взятия Спасителя в Гефсиманском саду и осуждения Его архиереями – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – богослужением первого часа; время осуждения Господа на суде Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; снятие тела Христова со Креста – вечерней.

В Страстную Пятницу литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские часы с особыми псалмами, паремиями, чтением апостола и Евангелия.

Картинка 4 из 876        Днем совершается Вечерня Выноса Плащаницы. Плащаница – икона положения Христа во гроб – сначала располагается в алтаре на Престоле, а затем выносится на середину храма и кладется на особую гробницу. Плащаница о находится на середине храма до Пасхальной полунощницы и напоминает нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе.

После вечерни читается малое повечерие с каноном о распятии Господнем, называемым «Плач Пресвятой Богородицы». Этот канон – рыдание Божией Матери перед Крестом Ее возлюбленного Сына. Христос обращается к Матери: «Жено! Се, сын Твой!» – потом к ученику: «Се, Матерь твоя». Этими словами Господь в лице апостола усыновил Своей Матери всех Своих учеников, все человечество.

В Великую Субботу Церковь вспоминает телесное пребывание Господа во гробе, сошествие Его душею во ад и возвещение пребывавшим там победы над смертью.

В воспоминание погребения Христова Плащаница под погребальный перезвон колоколов торжественно обносится вокруг храма. Потом Плащаницу вносят в храм и кладут перед открытыми Царскими вратами. Это символизирует то, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. В это время читается паремия (отрывок) из книги пророка Иезекииля о том, как он видел прообраз воскресения мертвых: поле «сухих костей», которые восстали и ожили по повелению Божию. Затем читается послание апостола Павла, в котором говорится о том, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас, наш Спаситель и Избавитель от вечной смерти и власти дьявола.

По окончании утрени поется песнь, восхваляющая Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христова, который, придя к Пилату, испросил у него разрешения снять с Креста Тело Иисуса, завернул его в погребальные пелены и положил в гроб.

Утром в Великую Субботу служится литургия Василия Великого в соединении с вечерней. На вечерне читаются пятнадцать паремий (ветхозаветных отрывков), в которых собраны важнейшие прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. Один из Святых отцов назвал эти отрывки «Ветхозаветным Евангелием» о Христе Воскресшем.

        В древней Церкви в этот день было принято крестить людей, желающих стать христианами (оглашенных). Поэтому Апостольское чтение на литургии читается то же, что и на Таинстве Крещения.

После паремий и Апостола темные облачения священнослужителей заменяются светлыми, в воспоминание того, как мироносицы рано утром, еще в предрассветной тьме, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о Воскресении Христа. После этого диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницей читает Евангелие, возвещающее людям о Воскресении Христовом.

Затем литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча», а вместо «Достойно есть» – «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе».

По окончании литургии верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, когда начинается светлая пасхальная радость Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Ольга Богданова
«Татьянин день» издание домового храма св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова

 

Дорогие прихожане!
Приближается Светлый Праздник Пасхи. Просим вас поработать на уборке храма и в трапезной. В этом году мы просим выделять от каждой бригады не менее 2х человек.

Ответственная за уборку храма - Анна Ковалева. Тел. 8-915-243-9201

Ответственная за уборку в трапезной - Татьяна Силаева. Тел. 8-916-355-4097

Просим вас жертвовать на украшение Плащаницы и Пасхальную трапезу.
Свои пожертвования вы можете передавать за свечной ящик Ларисе Амвросиевне.

***

Напоминаем вам, что последняя исповедь перед Пасхой состоится в среду, 31 марта,  после вечернего богослужения.

***

Мы рады сообщить ВСЕМ ТАТИАНАМ, которые приходят помолиться в наш храм, что закончена работа над иконой их небесной покровительницы - святой мученицы Татианы. Пришло время вознаградить труд художника. Пожертвования можно передать старосте Владимиру Хасановичу или Татиане Константиновой. Спаси Вас Господь!

***

С субботы на воскресенье состоится переход на летнее время (часы переводятся на час вперед). Обращаем ваше внимание, что воскресное богослужение 28 марта состоится в 9.30 по новому времени.

***

Обращаем ваше внимание, что 28 марта воскресное вечернее богослужение
состоится сразу после трапезы (ориентировочно в 14.00)

 

   
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru