на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 210 - 9 мая 2010 г.

Неделя 5-я по Пасхе, о слепом. Глас 5

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕДеян., XVI, 16-34


16. Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
19. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20. И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
21. и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22. Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23.и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24.Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

25. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
27. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
28. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
29. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
30. и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
31. Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
34. И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

 

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Ин., IX, 1-38


1. И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2. Ученики Его спросили у Него: Равви'! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
4. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5. Доколе Я в мире, Я свет миру.

19. и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20. Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21. а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси'те; пусть сам о себе скажет.
22. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси'те.

6. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7. и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
8. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9. Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11. Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13. Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

24. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27. Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28. Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36. Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37. Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

 

СОБРАНИЕ В ЦЕРКОВЬ

        Что такое Церковь? Религиозная организация, учреждение, церковная иерархия, личное благочестие, система обрядов, музейно-туристический комплекс, архитектурное сооружение, храм?...

Русское слово Церковь происходит от греческого кириакон. Смысл слова Кириакон - дом Господень, дом Божий - многозначен. Во-первых, домом Божиим в Священном Писании называется все Божие творение: ибо всякий дом устрояется кем-либо, устроивший все есть Бог (Евр 3:4); во-вторых, человек: Христос - как Сын в доме Его; дом же его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр. 3:6); в-третьих, домом Божиим называют храмы - «здания, которые воздвигает человеческая вера человеческими руками и где Бог у Себя дома. Храм - дом убежища для Господа Вседержителя <.. .> Эти храмы могут быть скромны или величественны, - они все равно содержат всю полноту Божественного присутствия», (митр. Антоний Сурожский)

Дом Божий, как и всякий дом, «устрояется» из различных по отношению друг ко другу частей, собранных в определенном порядке. Но сам он не является окончательно законченным результатом творческого процесса его созидания, а находится в постоянной динамике и становлении; это и есть его жизнь — непрерывное собирание разного в единое.

Слово эклессия означает народное собрание; вообще собрание, сходку; Новозаветное собрание  христиан, церковь. Экклесия - второе слово, которое с древних времен употреблялось по отношению к Церкви. Церковь представляет особое общество, собранное Самим Богом во Христе. По определению Митрополита Антония Сурожского, «Церковь - это общество избранников, общество людей, услышавших зов Божий, которых Бог послал и посылает в мир быть свидетелями истины Божией, жизни Божественной. И эти свидетели - мы все по призванию...» (Митр. Антоний Сурожский)

Собраться в дом Божий значит - собраться в Церковь как в Его Тело, где Бог Господа нашего Иисуса Христа постает <...> выше всего, главой Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф 1:22-23). Господь, как в дом, собирает верных Ему, собирает в Самого Себя. Каждый верующий призывается Им, в Нем и в Него. Каждый, кто приготовит себя, как дом, очистив от забот века сего, чтобы стать для Него жилищем, чтобы Ему было, где главу приклонить, чтобы Он жил в каждом и каждый жил в Нем.

Церковь - собрание в дом Божий. Но в чем принципиальные особенности этого собрания, отличающие его от всех других собраний людей, собраний в «дом» человеческий? Где искать ответы? В Священном Писании? У Отцов Церкви? У духовника? В самом себе?...

1. Если кто-то зашел в храм, значит ли это, что он зашел в Церковь?
2. Говорят: крещеному человеку, если он забыл надеть крестик, нельзя входить в храм. А если он не помнит о Христе - можно?
3. Когда мы, собирающиеся в Церковь, даже на мгновение забудем о Том, Кто призывает и собирает нас, собираемся ли мы в Церковь? Когда нам кажется, что мы «сами» собираемся, а не Господь собирает нас на Свою Трапезу в Своем Царствии? Сие творите в Мое воспоминание <...> да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем... (Лк 22:19,30).
<...>
10. Можно ли считать собранным в Церковь того, кто три дня постился, прочитал правило к причастию, был на всенощной службе, пришел к началу Литургии, исповедался, молился вместе со всеми и причащался Святых Христовых Тайн, но не приложил всех сил своей немощи, чтобы, отложив «всякое земное попечение», очистить себя телесно и духовно и принести дух сокрушен; чтобы чистым сердцем возблагодарить Господа и принять причастие Святого Духа, соединиться со Христом?
<...>
18. Не к каждому ли из нас, собирающихся на Трапезу Господню, может быть обращен вопрос Христа: Чего ты хочешь от Меня! И если ответ будет подобен ответу слепого нищего -.Господи! чтобы мне прозреть (Лк 18:41-43), то будут ли наши дальнейшие действия, если допустить, что мы получим исцеление, подобны действиям прозревшего слепого - пойдем ли мы за Христом? Для чего мы хотим «прозреть»? Чтобы созерцать Его Свет? Чтобы идти за ним, славя Его? Ходить во Свете, собираясь вместе с другими прозревшими, спасающимися от греховной тьмы...?
<...>
40. Тайна Церкви - Великая Тайна Бого-человеческой встречи в Его любви - не открывается тем, кто вне Церкви, а тем. кто пребывает в ней.
«Церковь - присутствие Пресвятой Троицы среди нас и в нас, это действие Животворящей Троицы в Ее тварях». (Митр. Антоний Сурожский)

«...Церковь, в конечном итоге, - космическое явление, которое охватывает собой и Бога, и человека, и все вещество...» (Митр. Антоний Сурожский)

        «Церковь можно определить только извне, изнутри она - сама тайна внутренней жизни и углубления в Боге; она - тайна встречи, Присутствия и приобщенности. Она далеко превосходит человеческое общество, обращенное к Богу, послушное Ему, собранное вокруг Него; она - живое тело, одновременно Божественное и человеческое. У нее есть эмпирический аспект: мы; есть и вечный аспект: Бог, Бог в нас и мы в Нем. С одной стороны, по определению св. Ефрема Сирина, Церковь - не собрание праведных, а толпа кающихся грешников; она в тоске взывает к Богу; она сама нуждается в спасении. С другой стороны, она не только in via, она уже достигла и цели: Бог здесь, она нашла покой в Нем. Ее богочеловеческая природа сложна; такова же и ее человеческая сторона. Она открывается как в грешнике, который нуждается в спасении, так и в Воплощенном Слове, истинном Боге и истинном человеке. Только Он являет подлинную меру человечества как места присутствия Святого Духа; Того Духа, Который созидает из нас тело Христово, всецелого Христа (по смелому слову одного из Отцов Церкви, мы когда-то станем Им, единородным сыном в Единородном Сыне); Духа Божия, научающего нас обращаться к Отцу Слова как к своему Отцу.» (Митр. Антоний Сурожский).

Прот. Владимир Дмитриев

Полностью эту статью вы можете прочитать в новом номере журнала «Альфа и Омега» №1 (57)

 

Дорогие прихожане!

Обращаем ваше внимание, что за свечным ящиком вы можете приобрести новый номер журнала «Альфа и Омега».

   
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru