на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 217 - 3 октября 2010 г.

Неделя 19-я по Пятидесятнице. Глас 2.

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕ:  Гал, II, 16-20.

16. однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. 

17. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 
20. и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мк., VIII, 34-IX, 1.

 

34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 
35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.  
36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?  
37. Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

  Глава 9.  

1. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ КНЯЗЬ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ И ЕГО БОЯРИН ФЕДОР

( 20/3 октября празднуется память святых мучеников)

         Святые "благоверные" князья составляют особый, весьма многочисленный чин святых в русской церкви. Можно насчитать около пятидесяти князей и княгинь, канонизованных к общему или местному почитанию. Хотя почитание святых князей начинается с первых же лет христианства на Руси (св. Борис и Глеб), но особенно усиливается во времена монгольского ига, чтобы прекратиться одновременно с ним к концу XV века. В первое столетие татарщины, с разрушением монастырей, почти иссякает русская монашеская святость. Подвиг святых князей становится главным, исторически очередным не только национальным делом, но и церковным служением. Вот почему и изучение этого чина всего уместнее на грани Киевской и татарской Руси.

Бесспорным мучеником и самым почитаемым из святых князей после Бориса и Глеба был Михаил Всеволодович Черниговский, казненный с боярином Феодором в Орде 20 сентября 1246 г. Сказание о нем, составленное современником, вошло в летопись. Это не житие в собственном смысле, а повесть о "мучении" лишь с кратким житийным введением. Во введении говорится о любви князя к Богу "от юныя версты", о кротости и милосердии к "убогим" и о презрении им суетной славы, которая "хужше (тоньше) паутины" (из жития св. Бориса). Во время Батыева нашествия Михаил убил "царских" послов и бежал в Угры. Вернувшись в разоренный Киев, он едет в Орду по требованию Батыя. Его смерть могла бы быть понята как политическое наказание, но особые обстоятельства, с нею связанные, делают ее актом христианского мученичества. Князь не обнаружил героизма во время военной опасности. Он бежал, оставив без обороны Киев, подведенный им самим под гнев Батыя. Теперь он едет добровольно в Орду на верную смерть. Он знает, что русские князья и бояре в Орде должны проходить "сквозь огнь и поклониться кусту и огневи и идолом их". Его "отец духовный" Иоанн убеждает "не прельщаться славою света сего, не кланяться кусту... и не принимать ничто же в уста своя скверны". Михаил и Феодор объявляют себя готовыми пролить свою кровь за Христа и за веру христианскую. Иоанн посылает их на смерть: "Вы будете в нынейший век новоявленные мученики Христовы".

     В Орде нет и речи о гневе за старые грехи. Батый хочет обещаниями уговорить князя подчиниться обычаю но примеру прочих князей. Михаил отвечает словами, в которых резко разделяет (в отличие от других ордынских мучеников) религиозное и политическое: "Тебе царю кланяюся, понеже ти поручил Бог царствие света сего; а ему же сии кланяются, то аз не кланяюсь". Находившийся в Орде внук его Борис, князь Ростовский, бояре умоляют его покориться; бояре обещают даже принять на себя его вину: "Вси за тя епитимью приимем, княже, со всею областию своею". Михаил отвечает: "Не хощу только именем зватися христианин, а дела творити поганых". Умирая, князь с Феодором поют о подвиге мучеников. Чудесные знамения прославляют их кончину. Тела их лежали много дней "неврежени", над ними "столп огнен явися... и пение ангельское слышаху".

   Из множества неведомых и неявленных святых мирян святые князья выделены и поставлены для общецерковного почитания именно потому, что круг их жизненного подвига предназначал их к общенародной славе. Странно было бы думать, что купцу, крестьянину, даже боярину закрыты пути к святости, что призвание князя одно открывает небесную славу. Канонизация – не для неба, а для земли. И на земле Древняя Русь видела в святых князьях по преимуществу общих предков, общих заступников, избранных представителей мирянской святости.

 Г.П. Федотов по книге «Святые древней Руси»

ЧУДО В НАШЕЙ ЖИЗНИ

   
Отец Алексий, мы понимаем, что без усилия ничего не произойдет. Никакое чудо. Но вот мы делаем усилие, берем обет на отказ от чего-то важного…

Да, мы делаем усилие. Но невозможно заставить Бога какими-то своими собственными способами совершить чудо. Обетные вещи имеют смысл, как некое посвящение себя Богу. Например, я беру обет с утра до ночи читать Псалтирь и буду ждать, что Бог в это время будет воспитывать моего сына? Это же смешно!

А если родители молятся о рождении ребенка, например?

Хорошо, что молятся, усиливают свою молитву чтением Псалтири. Но Бога это ни к чему не обязывает. Обет не может быть такой вещью, которой можно как бы поймать Бога в ловушку.

Например, родители по благословению берут обет читать определенные молитвы за больного ребенка и, конечно, ждут чуда. Но ребенок не выздоравливает. А потом видят, например, в Дивеево, как другой малыш встает из инвалидной коляски и начинает ходить. Это что – родители этого мальчика больше молились?

Не знаю. Тут нет общего правила и какого-то арифметического решения. Если будешь делать так, то будет так. Для одного человека так, для другого – другое. Я знаю немало случаев, когда люди, получая чудо исцеления, тут же успокаивались и тут же начинали жить своей обычной прошлой жизнью.

У меня есть пример из жизни моей приходской общины. Одна женщина впервые в своей жизни пришла на исповедь в храм с глубочайшими слезами покаяния, поведала о том, что ее муж находится в тяжелейшем положении в больнице в реанимации. Было очень глубокое покаяние, женщина после исповеди и причастия пошла в больницу и понесла крестик своему мужу, который врачи ему передали. Муж надел крестик и через какое-то время выздоровел. Они оба дали Богу обещание, что обвенчаются, что у них начнется духовная жизнь, но ничего в итоге не сделали. Ровно через год муж был убит. Сейчас эта женщина, слава Богу, – глубоко верующий церковный человек. Чудо произошло.

А есть другое чудо, замечательное прекрасное чудо, которое мне рассказали мои близкие друзья. Их подруга не могла долгое время найти работу. И так случилось, что она нашла работу буквально за неделю до Пасхи. И ей обязательно надо было идти на работу в Великий четверг, а она была так настроена на Причастие, что для нее это было настоящей трагедией. И женщина пошла в Великий четверг на работу, не в храм. Но сердцем своим она, видимо, была все-таки в храме. И когда она вечером вернулась домой, то вдруг увидела, что старая веточка вербы, стоящая в вазочке без воды, – вся зеленая. И уже после Пасхи она всем эту ветку зеленую показывала. Ей даже сказали: «Хоть в воду поставь, ведь нельзя же так чудо эксплуатировать!» Вот настоящее чудо. Господь увидел сердце человека.

Такие чудеса, может, не самые главные, но они не забываются.  Такие тихие, но удивительные события входят в жизнь человека настолько, что его жизнь меняется, а потом через него меняется и жизнь других людей.

Отец Алексий, как Вы относитесь к такому мнению, что у Бога на твои молитвы есть три ответа: да; не сейчас; у меня есть что-то лучшее для тебя?

Возможно. Даже больше ответов. Люди, которые молятся Богу, хотят что-то от Него получить, все время добавляют: «Да будет воля Твоя!»

Происходят в наше время реальные чудеса?

У кого-то чудеса происходят, у кого-то нет. Невозможно сказать, чтобы у всех происходило по одинаковому сценарию. Такого не бывает. И думать об этом – неправильно. Надеяться, уповать на Бога, но всегда надо доверяться Богу до конца.

Сегодня для многих людей чудо – это не явление Бога. Это волшебство, это фокус. Это ничем не отличается от сеанса у экстрасенса. От кого что получить – неважно, главное, чтобы работало. Главное, чтобы это случилось помимо меня, ведь человек, надеясь на чудо, не понимает того, что главное чудо – это, когда сам человек может в своей жизни что-то поменять с помощью Бога. Самое большое чудо в нашей жизни – когда грешник становится святым. Большего чуда на свете нет. Когда человек грешный, безбожный, живший в системе координат, которая никак не совпадает с Евангельскими ценностями, вдруг обращается в веру и становится рабом Божьим и всю свою жизнь посвящает Богу. Выше этого ничего быть не может. Но такое чудо людям не нужно. Людям нужно волшебство. И книжечки о святых не о чуде говорят. Они говорят о добрых волшебниках под именем наших святых, об удивительных феях, названных именами подвижников благочестия.

Самое главное для таких людей – получить чудо, самое главное – что-то унести. И, простите за такое резкое слово, но это становится выгодным коммерческим предприятием, потому что люди готовы за чудо заплатить. Заплатить готов каждый и это очень понятно: я дал – я получил. Это очень просто: я дал деньги, расплатился и теперь могу рассчитывать на чудо.

С другой стороны, чудеса являются удостоверением, что Бог есть. И в этом тоже есть определенная двойственность. Бытие Божие не доказывается чудесами. Очень показателен спор вокруг Туринской плащаницы.   Есть масса совершенно неопровержимых, на первый взгляд, доказательств ее подлинности и ровно столько же доказательств ее фальсификации. И те и другие определения доказывают ученые с мировыми именами. Но плащаница не дается в руки ни тем, ни другим. Не является плащаница доказательством бытия Божия, даже если она – истинное чудо и истинный факт, говорящий о Воскресении Христовом.

Никакое зафиксированное мироточение или исцеление от мощей, никак не может доказать Бытие Божие. Потому что Бытие Божие не нуждается ни в каких доказательствах. Потому что вера на то и вера, что она не требует никаких доказательств.

И если бы в христианской истории не было никаких чудес вообще, если бы никто никогда не исцелялся, никто никогда не воскресал из мертвых (имеется в виду не Христос, а явления чудес), не было других сверхъестественных явлений – как Он по водам ходил, как Серафим Саровский на воздухе молился, как старцы будущее прорекали, – даже если бы в истории Христианства всего этого не было, а все остальные религии просто кишели бы чудесами, все равно истинных христиан было бы ровно столько, сколько их сегодня.

Ведь чудесные явления предлагает любая религиозная система. Любая религия вам предложит нетленные мощи – в Индии йоги в мощах пребывают, у бурят обнаружился лама в совершенно чудесном мощевидном состоянии.

Исцеления – есть везде исцеления, когда люди молятся Богу. Все, что есть в системе христианских  представлений о чуде, есть  в любой точке земного шара. И говорить, что наше чудо настоящее, а их ненастоящее, что наши чудеса Бог творит, а у них бесы поработали – поди докажи. А почему Бог не может помогать индусу или услышать молитву мусульманина и послать ему дождь или исцеление?

Поэтому мусульмане или представители других синкретических религий с полной легкостью прибегают к нашим святыням, так спокойно пытаются получить от них исцеление, потому что для них это естественно – обращаться к источнику, из которого текут чудеса. А что будет потом, не имеет значения. Сознание человека таково, что оно любит пользоваться, совершенно не задумываясь о том, что происходит. И мне кажется, что сегодняшняя надежда на чудо и желание чудес во многом оправдывает нашу человеческую безответственность, нежелание нести свой крест, отсутствие самого элементарного смирения.

А так, чудеса случаются каждый день – маленькие, тихие, незаметные, известные только человеческому сердцу, ответ на потаенные молитвы… Каждый день происходят чудеса, потому что они не могут не происходить там, где Бог и человек встречаются, побеждаются законы этого мира – внутри самого человека, самим человеком и человеком вместе с Богом.  

Полностью статью вы можете прочитать на нашем сайте www.trinity-church.ru

Дорогие прихожане!

С 4 по 21 октября в выставочном зале московского союза художников (Кузнецкий мост д.20) состоится выставка работ современных московских иконописцев «Свет Троицы», приуроченная к 400-летию нашего храма. Приглашаем всех прихожан посетить выставку, а также приглашаем придти на открытие выставки, которое состоится 4 октября в 19.00.

***

Большое спасибо всем, кто участвовал в подготовке и проведении ярмарки! Всем, кто принёс товары для продажи. Тем, кто выступал на концерте и тем, кто организовывал трапезу. Благодаря общим усилиям мы собрали необходимые средства, которые пойдут на помощь заключенным.

Спаси всех Господь!

 

   
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru