на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 222 - 7 ноября 2010 г.

Неделя 24-я по Пятидесятнице Глас 7.

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕ Еф., 221 зач., II, 14-22

14. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,

15. Упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

16. И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

17. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,

18. Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

19. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

20. Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

21. На котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

     22. На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., 83 зач., XVI, 19-31.

19. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21. И желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24. И, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;.

26. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят

27. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

ПОСЛУШНИК АФАНАСИЙ

В данном номере приходского листка мы публикуем рассказ Александра Леонидовича Дворкина, который вместе с другими рассказами опубликован в новом номере журнала «Альфа и Омега».

Когда я приехал на Афон в третий раз, то почти весь месяц прожил в Ставроникитском монастыре, который знал еще по предыдущим визитам через его насельника швейцарского монаха отца В. Игумен монастыря, отец Василий, тоже был мне знаком, и я знал, что смогу у него исповедоваться, так как он говорил по-французски и даже немного по-русски. Знал я и почти всю немногочисленную братию (Ставроникита – небольшой монастырь, рассчитанный примерно на двадцать человек), которая очень по-доброму относилась ко мне. Но на этот раз я застал в монастыре новое лицо. Послушник Афанасий, австралийский грек, прибыл на Святую Гору за несколько месяцев до меня. Было ему лет двадцать пять, и он только-только начал отращивать бороду – она была еще совсем короткой.
 

Нас сблизили возраст (я был всего на пару лет постарше) и английский язык, которым он владел лучше, чем родительским греческим. Мы много беседовали о духовной жизни, несколько раз отправлялись в длительные прогулки по окрестным холмам. Помню, он продемонстрировал мне второй (кроме обычного – поясного) вариант малого поклона, принятый в монастыре: кланяешься до земли, но исходное положение тела коленопреклоненное. 

17 лет спустя в 2001 году я вновь прибыл на Афон. Конечно, мне хотелось повидать своего старого приятеля и узнать, что с ним сталось. Однако, когда мы со спутником – московским предпринимателем Сергеем – дошли до Ставроникиты, оказалось, что Афанасия там никто не помнит: много лет назад игумен с группой монахов перешел в Иверский монастырь – восстанавливать там общежитийный устав после почти двух столетий  особного жительства, и почти половина братии в Ставрониките сменилась. Остаться на ночь нам не удалось: небольшой монастырь был полон. Пришлось отправляться в Ивирон.

Дошли мы довольно быстро, но и тут нас ждала неудача: монах-привратник очень ласково и приветливо сообщил, что в монастыре ремонт, число спальных мест в архондарике сокращено, и остаться мы не можем.

Солнце стремительно клонилось к закату, и нужно было что-то быстро решать. Я попробовал найти Афанасия – вдруг он был в группе монахов, пришедших сюда с игуменом, и сможет составить нам протекцию? Но на мой робкий вопрос привратник сообщил, что монаха с таким именем у них не значится.

Мы вышли на дорогу перед воротами монастыря, присели на лежащие там бревна и задумались. Дойти куда-нибудь мы уже не успеем. Можно было попытаться вызвать «монашеское такси» и доехать до Пантелеимона. Сережа стал названивать со своего мобильника, но соединения не было. Положение начинало делаться неприятным, как вдруг из ворот вышел пожилой грек и поинтересовался, что мы тут делаем.

 
Выслушав нашу грустную историю, он сказал, чтобы мы не валяли дурака и не тратили время у привратного монаха, послушание которого и состояло в сокращении паломнического потока, а шли сразу в архондарик, где договориться о ночлеге будет куда легче. Мы восприняли нашего доброхота, как посланного в ответ на наши молитвы ангела и вновь вошли в ворота монастыря.
Архондаричный оказался монахом среднего возраста, с заметной сединой в длинной черной бороде. Он неплохо говорил по-английски, но легкий греческий акцент все же чувствовался. Предложив нам традиционные кофе, воду, ракию и лукум, стоящий тут же на столе в огромной миске, он выслушал нашего заступника и согласился принять нас на ночь. Не выказывая особого энтузиазма, монах начал записывать наши имена в толстую книгу жизни.

 И тут я спросил его, не встречался ли ему австралийский послушник Афанасий.

- А откуда вы его знали? – неожиданно спросил монах, пристально вглядываясь в меня. Я объяснил.

- Точно, теперь я вас припоминаю, – сказал мой собеседник, – А вы меня не узнаете? Я и есть тот самый Афанасий. Только теперь меня зовут иеромонах Паисий. Добро пожаловать в наш монастырь!

«Альфа и Омега» № 2(58)


ДУХОВНЫЕ ПОУЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ О ДОЛГОТЕРПЕНИИ И ЛЮБВИ БОЖИЕЙ

Не будем знать Бога вполовину и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености ...Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою, Кто дает дождь. Тот дождит и огнем. Одно доказывает благость, другое - строгость.

 Бог и милует с рассуждением, и мерою проявляет милосердие достойным; и когда судит, щадит нашу немощь, наказывая нас более по человеколюбию, чем для воздаяния равным за равное.

 Свт. Василий Великий

 
Если часто согрешающий получает от Бога прощение, но этим долготерпением не располагается к исправлению, он, наконец, до того доводит Бога, что Тот и против воли посылает ему самое великое бедствие, искореняет его, уже не оставляя времени для покаяния.

 Не думай о множестве твоих грехов, но вспомни о бесконечной благости Божией. Болезни велики, но Врач больше; буря сильна, но Кормчий мудр; души доведены до отчаяния, но есть средство и от отчаяния. Нет ничего, что могло бы победить и превозмочь Его милосердие. Бог милует только тех, кто сожалеет о своих грехах и загла-дил их или покаянием, или делами милосердия.

 Не столько ты сам желаешь, чтобы были прощены твои грехи, сколько желает этого Бог. А как ты мало желаешь, можешь понять из того, что не хочешь ни бодрствовать, ни уделять из имущества своего, а Он, чтобы оставить нам грехи наши, не пощадил Единородного, Истинного и Сопрестольного Сына Своего. Видишь ли, что Он гораздо более тебя желает простить грехи твои?

 Для воспользовавшихся милосердием Божиим, как должно, оно служит основанием спасения, а для презревших его - поводом к большему наказанию.

Постараемся же познать любовь Божию. Это важно для нас, ничто не приносит нам такой пользы, ничто так не возвышает нас. Познание этой любви может действовать на души более, чем страх геенны.

 Если не скоро кто-нибудь согласится умереть и за добродетельного человека, то представь любовь твоего Владыки, добровольно распятого за грешников и врагов.

Свт. Иоанн Златоуст

Не прельщайтесь, братия мои, воистину человеколюбив и милосерден Господь. Исповедуя это и я, и на милосердие Его уповая, надеюсь, что буду спасен. Однако знайте, что человеколюбие Его нисколько не послужит на пользу тем, кто не кается и не соблюдает заповедей Его с великим страхом и во всей полноте. Напротив, Бог накажет их еще строже, чем нечестивых и неверных.

Ни величина преступлений, ни множество грехов, ни постыдность их никогда не превзойдут многого, лучше же - великого человеколюбия Божия.

Бог человеколюбив к тем, что чувствует Его человеколюбие, почитает Его и благодарит, как подобает. Если же ты, ни во что не ставя Его всеуслаждающую любовь, полюбишь что-нибудь другое и с этим свяжешь все стремление своей души и станешь услаждаться другой сладостью, яствами или питием, или одеждой, или прекрасным лицом, или золотом и серебром, или чем угодно другим, и душа твоя возжелает того и побеждена будет любовью к тому, возможно ли, чтобы чистый по естеству Бог, сделавший и тебя чистым по благодати Духа Святого, продолжал быть в общении с тобой, когда ты уклонился сердцем к другому, а не тотчас оставил тебя? Конечно, Он оставит тебя.

Прп. Симеон Новый Богослов

 
Господь - истинный Друг; когда забывают о тебе и друзья, и братья твои. Он не забывает и не оставляет тебя, но пребывает с тобою.

 Любовь Божия, желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же спасались.

Прп. Ефрем Сирин

Дорогие прихожане!

Обращаем ваше внимание, что за свечным ящиком появился в продаже

новый номер журнала «Альфа и Омега» № 2(58),

где помимо глубоких богословских статей, вы сможете найти много актуальных материалов.

 

   
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru