на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 223 - 14 ноября 2010 г.

Неделя 25-я по Пятидесятнице Глас 8.

 АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕЕф., IV, 1-6

1. Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2. Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,3стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5. Один Господь, одна вера, одно крещение,
6. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., 38 зач., VIII, 26-39.

 26. И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
27. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
28. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что' Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
29. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
30. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.
31. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
32. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

 33. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
34. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
35. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
36. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
37. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
38. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
39. Возвратись в дом твой и расскажи, что' сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

 

МОЖНО ЛИ ПОТЕРЯТЬ СЕБЯ В ЦЕРКВИ, ИЛИ О ТРЕЗВОМ ОТНОШЕНИИ К СЕБЕ

В данном номере приходского листка мы частично публикуем статью епископа Саратовского и Вольского Лонгина, которую полностью вы можете найти в новом номере журнала «Альфа и Омега» 2 (58) 2010.

Пожалуй, я не ошибусь, если скажу, что самой большой ценностью в современном мире считается человеческое «я». С малых лет человеку внушают, что нет ничего важнее отстаивания им собственных интересов, нет ничего интереснее и прекраснее проявления его индивидуальности, какими бы они ни были.

Нам говорят, что такое самоощущение – естественный и закономерный результат развития человечества, воплощение его самых светлых идеалов, которые были заложены в эпоху античности. Правда, сомнительность такого мировоззрения уже в античные времена (когда, кстати, представление о личности было довольно смутным) была очевидной. В еврипидовской «Медее» муж оставляет героиню, отнимает у нее детей, а саму ее изгоняет, - потому, что опасается ее мести. Но его представление о характере супруги оказывается неполным: на издевательский вопрос вестника: «Что у тебя осталось, гордая Медея?» Она в ярости отвечает: «Я! И этого достаточно», - и приступает к планомерному уничтожению людей: убивает соперницу, ее отца и собственных детей. Вот такое видения человеческого «я» в его наивысшем проявлении оставил нам в наследство великий греческий драматург.

            В нашем обществе с советских атеистических времен сохраняются некие стереотипы. Один из них провозглашает свободу личности вершиной человеческой культуры; второй указывает на Церковь как на институт подавления человеческой личности, всех ее свободных проявлений.

            К сожалению, стереотипы страшно живучи, причем чем больше они лишены обоснования, тем сильнее укрепляются в качестве прописной истины. Те, о которых мы говорим, приняты даже в самых образованных кругах, потому что при сколь угодно высоком образовательном статусе знания человека о христианстве и Церкви могут быть совершенно превратными. И поскольку сегодня в Церковь приходят, как правило, взрослые, вполне сложившиеся люди, то даже если они всерьез ищут Бога, с уважением воспринимают то церковное учение, которое познают, они все равно подчас спотыкаются об эти стереотипы и начинают задумываться: не теряет ли человек в Церкви собственное «я»?

            Действительно, в Церкви внимание к слову «я» всегда было очень пристальным и настороженным. С одной стороны, признавая высочайшее достоинство человека, как образа Божия, Церковь говорит о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим. Индивидуальность – это то, что заложено в человека Богом: совокупность его талантов, способность к миропознанию, - и в таком понимании слово индивидуальность не несет никакого отрицательного смысла.

            Но современный мир называет индивидуальностью, собственным «я» нечто совершенно другое – то, что святые Отцы понимают под словом самость. Самость – это когда человек делает свое «я» мерилом всего окружающего, а в конечном итоге всего мироздания, и все события, происходящие вокруг, других людей, их поступки оценивает именно через призму своего «я». В этом смысле даже с точки зрения расхожего представления о человеческой нравственности самость – недостаток, понятие того же ряда, что и эгоизм. А точки зрения святых Отцов воля человека, понимаемая как самость – медная стена между ним и Богом (прп. Пимен Великий).

            Нашему современнику, как правило, еще не обладающему опытом духовной жизни, трудно это понять. И это неудивительно, потому что мы даже не сознаем порой, насколько катастрофично то, что большую часть информации об окружающем мире и о своей собственной природе человек получает сегодня их недостоверных источников, какими являются массовая культура, реклама и СМИ. Вся мощь этого потока направлена на то, чтобы взрастить в человеке непоколебимую уверенность в абсолютной ценности его собственного «я». К чему это приводит?

            На уровне своей внутренней жизни человек оказывается совершенно дезориентированным. Находясь на воображаемом пьедестале, он не может построить нормальные, здоровые, добрые взаимоотношения с людьми, тем более – предать свою жизнь Богу, довериться Ему. На другом уровне, во всех областях человеческой деятельности это все складывается в парадоксальную ситуацию: первенство уверенно завоевывает воинствующий непрофессионализм. И это неудивительно: если человек стремится утвердить свое «я», свою индивидуальность как самое ценное, что есть на свете, то учиться необязательно, осваивать азы профессии, так называемую «школу» - излишне, изучать и учитывать опыт предыдущих поколений – напрасная трата времени…
 
Еп. Саратовский и Вольский Лонгин
«Альфа и Омега» 2 (58) 2010

_________________________________________________________________________

ИНТЕРВЬЮ С ПАНТЕЛЕИМОНОМ, епископом Орехово-Зуевским:
«ЕСЛИ БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, ТО И ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ЛЮБОВЬ»

Помогать всегда, всем и каждому?

— Случается, человек хочет помочь, но не может найти себе применения: скажем, не чувствует себя способным идти в больницу к детям — просто не знает, как с ними обращаться; или собирать посылки заключенным — никак не может преодолеть своего негодования по отношению к преступникам. «Ломать» ли себя в таком случае?
 

— Мы в Синодальном отделе стараемся каждому волонтеру подобрать дело по душе. Потому что человек должен помогать тому, кому может, и так, как может. Но и должен стремиться развивать свою душу до того высокого состояния, когда он будет готов протянуть руку любому и пожалеть всех без исключения. Это уже очень высокое состояние души, до него непросто дорасти. Поэтому не нужно пытаться прыгнуть выше головы — надо соизмерять свои силы. Слушая совесть, проверять свои стремления разумом. Современные люди очень часто строят планы, исходя из своих собственных, ложных представлений о том, к чему они предназначены Богом. Волю Божью надо усматривать из обстоятельств: на какое место ты поставлен, какие у тебя финансовые возможности, сколько у тебя времени и сил? Прибегать к совету более опытных людей и, конечно, в первую очередь, молиться Богу.

— Может ли внешне доброе дело принести вред тому, кто его совершает?

— Конечно! От тщеславия не застрахован никто. Но мы должны постоянно напоминать себе: ничего необыкновенного в том, чтобы любить брата своего, нет и быть не может. Человек создан Богом по Его образу и подобию, и если Бог в своем существе есть Любовь, то и человек в своем существе есть любовь. Тот, кто познает Создателя, осознает и свое предназначение на земле — призвание быть похожим на своего Творца. Смородина должна быть вкусной, велосипед должен ехать, компьютер — обрабатывать данные... так и человек — он должен быть милосердным. И Господь в Евангелии говорит: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 27:10). Так что если кто-то начинает тщеславиться, самоутверждаться за счет своих добрых дел, превозноситься над теми, кто делает их меньше или не делает совсем... то он ничего не понимает в жизни. Или он просто не держал в руках Евангелия.

— Но бывает, что и христианин, зная Евангелие, не чувствует в себе ни призвания, ни потребности сопереживать, помогать ближнему. Как с этим быть?

— Такому человеку, наверное, нужно побеседовать с кем-то опытным духовно, выяснить, в чем причина такого состояния, потому что оно ненормально. Значит, любовь в нем искажена и превратилась в самолюбие, а самолюбие — корень всех грехов, по учению святых отцов. Что делать, если карандаш не пишет? Надо заточить его. Негодный карандаш мы можем без сожаления выбросить, но Господь не хочет никого «выбрасывать», погубить. Нужно и самому потрудиться над тем, чтобы изменить себя. Во-первых, покаянием. Во-вторых, обращением к Богу за помощью — Он силен возродить тот дар любви, который дается каждому человеку от рождения.

Всем ли дано быть милосердными?

— Люди разные — по силам, по способностям; не всем, например, дано служить Богу, приняв монашеский постриг. Милосердие — оно тоже не для всех?

— Монашество, то есть безраздельное посвящение себя Богу — действительно удел немногих, как сказал Господь, тех, кто вмещает. Но быть похожими на милосердного самарянина Господь со страниц Евангелия призывает всех без исключения. Поэтому быть христианином и не быть милосердным, веровать в Бога и при этом не сострадать, не сочувствовать людям, не служить нуждающимся — невозможно. Эти вещи неотделимы друг от друга. Потому и апостол Иоанн сказал прямо: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4:20).

— Чтения Евангелия и духовного совета достаточно, чтобы не совершать ошибок на пути милосердия? Или эта дорожка никогда не бывает гладкой?

— Невозможно дать готовый рецепт на все случаи, но точно можно сказать одно: истину нужно выстрадать самому. Нельзя открыть книжку, прочитать ее и тут же стать умным. Нельзя евангельские истины «разжевать» за человека и положить ему в рот. Духовный путь проходится обязательно личным опытом, а значит, это путь проб и ошибок. <…> Надо пробовать, стараться, искать! Стучите и отворят вам, ищите и найдете — говорит Господь в Евангелии. Это путь. Нужно идти по нему шаг за шагом и учиться делать добро.

Журнал «Фома», октябрь 2010

 

Дорогие прихожане!

Обращаем ваше внимание, что за свечным ящиком появился в продаже новый номер журнала «Альфа и Омега» № 2(58), где помимо глубоких богословских статей, вы сможете найти много актуальных материалов.

 

   
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru