на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 225 - 28 ноября 2010 г.

Неделя 27-я по Пятидесятнице Глас 2.

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕЕф., VI, 10-17

10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15. И обув ноги в готовность благовествовать мир;
16. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17. И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

 

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., Х, 25-37.

25. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что' мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26. Он же сказал ему: в законе что' написано? ка'к читаешь?
27. Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

ЖИТЬ ПО ЕВАНГЕЛИЮ

В данном номере приходского листка мы публикуем часть беседы с настоятелем нашего храма
о. Алексием Уминским

– Отец Алексий, чем руководствоваться современному человеку в духовной жизни? Все серьезные книги написаны для монашествующих, как быть простому сегодняшнему мирянину?

        - Духовную жизнь современному человеку, прежде всего, нужно выстраивать по Евангелию.
У нас любят читать книги, что-то говорящие о духовной жизни, но все ответы на все вопросы есть в Евангелии. Поэтому, если человек живет или, по крайней мере, старается жить по Евангелию, то он на правильном пути.

Евангельские тексты или Евангельские Заповеди в контексте нынешней жизни могут вызывать какое-то недоумение или представление о том, что современному человеку их выполнить невозможно. Но, по сути своей, если человек не ставит перед собой евангельской планки, то ни о какой духовной жизни в принципе говорить нельзя.

Жизнь по Евангелию – это одна составляющая духовной жизни, другая – стремление жить жизнью церкви, т.е. жить в церковном Богослужении, хорошо его зная. Для многих людей церковное Богослужение – как книга за семью печатями. Не потому что оно написано на церковно-славянском языке, не потому что оно очень сложное, а потому что человек просто не ставит перед собой цели его узнать, не утруждает себя ничем. Ему достаточно выстоять службу, вычитать правило.

Когда человек так относится к своей духовной жизни – «выстоять» и «вычитать» – тогда, конечно, для него книги, написанные в средние века Святыми отцами, совершенно непонятны и недоступны, либо даже просто вредны, потому что основа духовной жизни у него не заложена.

Основа духовной жизни закладывается через Евангелие и богослужебную жизнь в Церкви, когда человек участвует в богослужении, любит и чувствует богослужение, когда человек сознательно причащается и для него жизнь Евхаристическая, жизнь церковная – совершенная необходимость, не потому что он должен получить какую-то меру Благодати от Бога или что-то еще такое получить, а потому что это для него совершенно очевидное соединение со Христом.

- А почему книги, написанные в средние века Святыми отцами, могут нанести вред?

- Потому что там написано об очень высоких духовных состояниях: какой должна быть настоящая молитва, каким светом должен быть просвещен человек.

В Добротолюбии говорится о непрестанной молитве, там написаны поучения таких великих Святых отцов как преподобный Симеон Новый Богослов. Духовный уровень в человеке созревает постепенно, а если человек, не прошедший определенные этапы духовной жизни, начинает пробовать и экспериментировать, то он может помрачиться рассудком или впасть в ложное духовное состояние.

Если последования Евангелию и погруженности в богослужебную жизнь церкви нет, то ни о какой аскетике речи быть не может, тогда все будет превращено в формальность. А когда в человеке зарождается желание молиться на службе, причащаться, радоваться, наполняться богослужением, знать стихиры, слышать слова канона, хорошо знать тексты Псалтири, которые поются и читаются на службе, – тогда это и будет той основой, с которой начнется настоящая молитва.

Человек не может хорошо молиться домашним правилом, если он в то же время совершенно не понимает, что происходит во время вечерни, утрени или Литургии. Это те вещи, которые совершенно не сочетаются. Если человек хочет, чтобы у него домашняя молитва была глубокой, то, в первую очередь, он должен наладить свою богослужебную жизнь. Для этого есть масса возможностей, написано много книг, пособий, которые можно использовать во время службы.

Вот мы специально приобрели богослужебные сборники, очень подробные и хорошо написанные, в достаточном количестве, чтобы всем хватило. Они всегда лежат у входа в наш храм, где продаются свечи.
Было проведено несколько занятий с прихожанами, чтобы они знали, как с этой книгой разбираться, в течение нескольких месяцев у нас был специальный человек, который раздавал эти книги на вечернем богослужении и показывал, какое место на службе происходит. А теперь я вижу, что с этими книжками стоят на службе только один-два человека.

- Выучили?

- Да не выучили! Просто лень, просто равнодушие, такое вот отношение к богослужению: «Я пришел на вечернюю службу, потому что в начале службы – исповедь, я должен поисповедоваться». Или: «Я пришел на вечернюю службу, потому что без нее в воскресенье к Причастию не допускают. И я должен службу отстоять». И это очень прискорбно…

О какой аскетике может идти речь, о каких постах, о каких молитвах?! Прежде всего ЭТО. А вот если ЭТО есть, тогда человек постепенно начинает читать и духовную литературу, святоотеческую, не ту литературу, которую все любят читать, например, брошюрочки «Как провести правильно пост», «1000 ответов священника», а настоящую литературу.

Для начала, для первых шагов очень хорошо читать Патерики – настоящие хорошие истории из жизни подвижников первых веков, поучения преподобного Антония Великого, вполне доступные для обычных людей. Вообще, то, что написано в первом томе Добротолюбия, вполне доступно для любого христианина, который сознательно живет церковной жизнью. Далее идет, конечно, книга Аввы Дорофея «Душеполезные поучения», которая, в моем представлении, должна быть настольной книгой каждого православного христианина. Она написана монахом, но не только для монахов, а для всех христиан.

И постепенно приобретается вкус к чтению духовной литературы, приходит понимание: что такое духовная борьба, что такое невидимая брань, что такое настоящая молитва. Это не значит, что человек уже умеет это делать – может, он никогда и не научится молиться, как это делали Святые отцы. Ведь никто таких мерок к человеку не предъявляет, ни у кого нет такой цели. Необходимо знать, каким образом этот опыт дается.

А без желания жить по Евангелию во чтобы то ни стало и без знания и любви к богослужению, – это все только самообман.

Полностью данную статью вы можете найти на сайте pravmir.ru
_________________________________________________________________________

ПОВЕСТИ ИЗ ЖИТИЯ ЕГИПЕТСКИХ СТАРЦЕВ

– Некоторый старец безмолвствовал наедине в келлии своей. Он прожил в ней много лет, никогда не оставляя покаяния, говаривал он всегда: этот век дан Богом для покаяния. Если истратим его попусту, живя худо, то очень будем жалеть о нем, но не найдем его вторично.

– Некоторый брат тем был веселее духом, чем более бесчестили его и насмехались над ним. Он говорил: бесчестящие нас и насмехающиеся над нами доставляют нам средства к преуспеянию, а похваляющие нас вредят душам нашим. Говорит Писание: людие мои, блажащие вас льстят вы (Ис. 3, 12).

– Другой старец, когда был обижен кем, спешил, если обидевший близко, сам воздать ему за зло добром; если же жил далеко, то посылал ему чрез других подарки.

– Некоторый монах в Нитрии, более бережливый, нежели скупой, забыв, что за тридцать сребреников продан был Господь наш Иисус Христос, накопил сто златниц, занимаясь тканием полотна. Монах умер – златницы остались. Монахи собрались для совещания, что делать с деньгами? Там жило около пяти тысяч монахов, каждый в отдельной келлии. Одни присуждали отдать деньги нищим, другие – отдать в церковь, некоторые – передать родственникам. Но Макарий, Памво, Исидор и другие святые старцы по действию обитавшего в них Святого Духа определили: похоронить деньги вместе с господином их и при этом сказать почившему: серебро твое да будет в погибель с тобою (Деян. 8, 20). Это событие навело такой ужас и страх на всех монахов Египта, что с того времени они признавали за тяжкий поступок иметь в запасе даже одну златницу.

– Один из святых отцов, увидев брата в делах нерадения, горько заплакал: "Увы мне! – сказал он, – как брат грешит сегодня, так я буду грешить завтра. – Потом, обратясь к ученику своему, присовокупил: – В какой бы тяжкий грех ни впал брат в твоем присутствии, не осуди его; но имей залог в сердце твоем, что ты грешишь более его, хотя бы он был и мирянин, исключая тех случаев, когда им произнесено богохульство, принадлежащее ереси".

– Некоторому старцу дана была благодать видеть сокровенное. Он сказывал: "Я видел в общежительном монастыре, что один из братии занимался в келлии умною (Иисусовою) молитвою, а пришедший демон стоял вне келлии. Доколе брат занимался умною молитвою, демон не мог войти в келлию; но только что брат перестал заниматься ею – демон вошел".

– Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: "Я, Архангел Гавриил, послан к тебе". Старец на это отвечал: "Смотри! не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы". Диавол тотчас исчез.

– Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: "Оставил меня Господь мой и не посетил меня".

Извлечения из «Отечника», сост. Свт. Игнатием Брянчаниновым

 Дорогие прихожане!

В воскресение 12 декабря после Литургии состоится традиционное приходское собрание,
на котором будут проверяться и вноситься новые члены нашей общины в приходские списки, а также обсуждаться разные приходские вопросы.

***

Обращаем ваше внимание, что за свечным ящиком вы можете получить  для поминовения Синодик с именами священников, которые служили в нашем храме.

 

 

   
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru