на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 228 - 19 декабря 2010 г.

Неделя 30-я по Пятидесятнице. Глас 5.

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕ:  Кол III, 12-16

12. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13. Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
14. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

15. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
16. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., XVII, 12-19.

 

12. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13. И громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16. И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18. Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

 

ВЕНЕЦИЯ – ХРАНИТЕЛЬНИЦА МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
История перенесения мощей святителя Николая в Венецию

6/19 декабря празднуется память святителя Николая, архиеп. Мирликийского чудотворца

Венецианская республика принимала непосредственное участие в первых крестовых походах, из которых печально известный – Четвертый, направленный исключительно против Византии и Православия, был организован и оплачен венецианцами. Этим объясняется отчасти тот факт, что в Венеции до сего дня сохраняется великое множество мощей православных святых: они оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе.

        В 1096 году папой Урбаном II был объявлен I Крестовый поход против сарацинов, в котором приняли участие западные правители, собравшие войска и назвавшие себя крестоносцами.

Венеция не осталась в стороне от Первого Крестового Похода, однако приняла в нем участие в своем особенном стиле [1]. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Венеции Энрико, сын дожа Доменико Контарини, напутствовали венецианские войска и флот в церкви Сан Никколо на острове Лидо (chiesa San Niccolo a Lido). Пьетро Бадоаро обратился с молитвой к Святителю Николаю, чтобы он помог венецианскому оружию в битвах против неверных и сподобил получить мощи святого покровителя Венеции. Дело в том, что у Венеции, кроме святого апостола и евангелиста Марка, есть еще два покровителя – святой великомученик Феодор Стратилат и Святитель Николай. Епископ Энрико Контарини отправился в поход вместе с войском.

Венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, которых они победили и многих из которых взяли в плен. Когда поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини пожелал взять мощи Святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины».

С кораблей в город были посланы соглядатаи, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения верных службы совершались всего лишь однажды в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.
        Когда крестоносцы вошли в базилику Святителя Николая, они нашли ее пустой. Там были только четыре стража, приставленных ее охранять. Стражи показали разбитую раку мощей Святителя и сказали, что приезжали барийцы и забрали часть мощей святого (в 1088 году, десятилетием ранее). Они сказали: «это гробница, из которой барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Была также часть мощей, которую, по их словам, еще раньше забрал император Василий, чтобы перевезти в Константинополь; куда они были помещены впоследствии, неизвестно.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали гробницу, где нашли только воду и «масло» (возможно, так именует автор хроники миро), а затем обыскали всю церковь, по словам хрониста, перевернув все вверх дном. Параллельно с поисками мучили стражей, один из которых не выдержал пытки и попросил позволить ему поговорить с епископом. Епископ призвал его рассказать о том, где лежат мощи, но страж только начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова мучить его. Тогда тот снова возопил к епископу, который, наконец, приказал прекратить мучения, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых – предшественников Святителя Николая: священномученика Феодора и св. Николая-дяди  – оба были епископами Мир.

Они погрузили мощи на корабль и уже хотели было отплыть, когда некоторые из их замедливших в церкви товарищей сказали, что почувствовали чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда некоторые жители вспомнили, что епископ в большие праздники не совершал службу в приделе Святителя Николая, но уходил в помещение, находившееся поблизости. Там устанавливали переносной престол, на котором он и служил. На потолке комнаты, кроме того, помещалась фреска, изображавшая Святителя Николая. Таким образом, благовоние, источаемое на том месте, и икона подсказали крестоносцам, где им искать мощи Святителя.

Тогда венецианцы вернулись в церковь, разбили пол алтаря, начали копать и обнаружили другой пол, под слоем земли. Они разбили и его и, убрав большие камни, которые его поддерживали, нашли некий толстый слой стекловидного вещества, в середине которого находилась масса из окаменевшего как бы асфальта. Когда ее вскрыли, внутри увидели там еще, как говорит хронист, другую спекшуюся смесь металла и асфальта и внутри нее находились святые мощи чудотворца Николая. По всей церкви распространилось чудесное благоухание.

Энрико Контарини завернул мощи святителя в свою епископскую мантию. Здесь же произошло первое чудо при мощах святого Николая – пальмовая ветвь, привезенная Святителем из Иерусалима и положенная с ним во гробе, дала побеги. Ветвь венецианцы взяли с собой как свидетельство силы Божией.
На том месте, где были положены мощи, нашли надпись по-гречески, гласившую: «Здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Хронист ссылается на неназванные греческие источники (по его словам, «анналы») для объяснения причины, почему мощи были так глубоко закопаны и так тщательно скрыты. Император Василий I Македонянин (867-886) хотел перевезти эти мощи в Константинополь, но неким чудесным образом удержанный от этого, захотел сделать так, чтобы никто другой не мог бы взять то, что не смог взять он, и потому повелел запечатать и закопать их в одном из помещений церкви.

Об этой попытке косвенно упоминают и обе барийских летописи, о которых скажем несколько более подробно ниже: в хронике Никифора повествуется, что жители Мир Ликийских, увидев, что оказались лишены своей святыни, восклицали: «вот, согласно нашему греческому летописцу, прошли 775 лет, в течение которых ни император, ни кто-либо другой не могли совершить такого деяния».            
Другой барийский хронист, Иоанн архидиакон, пытаясь обосновать таким образом Божие произволение на вывоз мощей из Мир в Бари, говорит, что многие владыки и сильные мира пытались в прежние века вывезти мощи, но тщетно.

Были при взятии мощей пизанцы и барийцы, которые могли подтвердить достоверность священной находки.

Обрадованные венецианцы отпустили некоторых пленных пизанцев и передали местному архиепископу сто монет на восстановление повреждений, сделанных ими в церкви.
Крестоносцы собрали все осколки сплава, в котором содержались мощи и отнесли на корабль, где устроили особую церковь в честь Святителя Николая, и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять святого архиепископа Мир.

Затем они двинулись к Святой Земле и прибыли в Иерусалим к празднику Рождества Иоанна Предтечи. Пробыли во Святой Земле несколько времени и отплыли в Венецию. Из хроники можно понять, что венецианцы не принимали непосредственного участия в войне, которая на тот момент уже была практически завершена, а занимались по большей части договорами и контрактами на корабли, матросов и продовольствие.

По возвращении домой участники похода были встречены с великим торжеством дожем, народом и клиром Венеции. Мощи были временно положены для поклонения в одной из церквей. У святыни совершались множественные чудеса и исцеления больных. Затем они были положены в церкви Святителя Николая бенедиктинского монастыря на острове Лидо, откуда войско отправилось в поход и куда по обету должны были положить мощи святого, хотя относительно места их положения существовали разные мнения.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая, а привезены в Венецию 6 декабря в день памяти святителя Николая.

Священник Алексий Ястребов
С сайта прихода во имя свв. Жен-Мироносиц в Венеции www.venezia.pravoslavie.info

____________________________________

О ПРИХОДСКОЙ ВИДЕОТЕКЕ

В нашей видеотеке появляются новые фильмы – и художественные, и документальные. Об одном из них хотелось бы рассказать отдельно.

Сергей Мирошниченко, режиссер документального сериала «Рожденные в СССР», относится к своим героям сочувственно. Такому подходу он учит и своих студентов во ВГИКовской мастерской: «Основная истина – что человек существо Божье, и вы, как режиссеры, должны его любить независимо от того, в каком он состоянии, и помогать этому существу своими фильмами». «Жестокая правда без любви есть ложь» - повторяет он им.

Фильмы Мирошниченко действительно помогают. Идея создания такого сериала, где участников снимают каждые 7 лет на протяжении всей жизни, принадлежит Майклу Аптеду, живому классику британского кино, с успехом работающему как в документальном, так и в игровом кино. Он снимает такой фильм уже 49 лет, но все критики считают, что русский аналог интереснее (хотя английский побил все рекорды успешности), так как наша страна за 21 год, прошедший между съемками, изменилась сама и изменила людей, в ней проживающих. Многие участники сериала живут теперь в разных странах, некоторые из них при этом не покидали своего местожительства. И это, конечно, потрясающе интересно. Глядя на 7-летних, затем 14-летних, а потом и 21-летних молодых людей, лучше понимаешь страну, в которой все они родились, лучше понимаешь себя (родившегося там же, в СССР), лучше понимаешь своих детей и их сверстников, живущих уже после СССР… Видишь, как любое случайное слово может отозваться в будущем… Взрослеющие люди как бы беседуют сами с собой прежними. Видишь очень осторожную работу режиссера, тактично задающего или не задающего вопросы. «Я люблю кино как диалог» - говорит Мирошниченко, - «нет ничего более ценного в кинематографе, более долгосрочного, чем документальное кино. Чем дальше во времени, тем оно будет ценнее». Подобные фильмы можно и нужно смотреть с детьми, так как они заставляют их задуматься о серьезных вещах – о вере, о профессии, о политике, о войне и мире, о семье и ответственности, и т д. И, конечно, видишь, с какой любовью режиссер относится ко всем своим собеседникам, и это самое главное.

В дальнейшем мы планируем приобрести лучшие документальные фильмы разных режиссеров и русских, и зарубежных.

Вероника Агафонова

Объявления.

Поздравляем отца Николая и всех прихожан, носящих это имя, с Днем Ангела и желаем многая и благая лета!

***

В прошлое воскресение прошло традиционное приходское собрание.
Если вы по каким-либо причинам не смогли в нем принять участие, но хотите стать членом прихода и записаться в приходской список, подойдите к отцу Настоятелю.

 

 

   
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru