на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 231 - 9 января 2011 г.

Неделя 34-я по Пятидесятнице. Глас 1.

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕ2 Тим IV, 5-8

5. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

6. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

7. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;

8. а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мк., I, 1-8.

1. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,

2. как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

3. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

4. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

5. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

6. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

7. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;

8.я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

МОЛИТВА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Я хочу поговорить о молитве и богослужении. В наши дни стало как бы общим мнением, что современный человек не может молиться и не молится. Я думаю, оба положения ошибочны.

Современный человек, как все люди во все времена, и молится и может молиться. Что он молится — я понял из брошюры, которую прочел промыслительно или случайно в Соединенных Штатах. Небольшая брошюра, авторы — Теодор и Синтия Уэдел; первый же абзац произвел на меня сильнейшее впечатление. Там говорилось, что если не определять молитву как благочестивое упражнение, выполняемое при некоторых определенных условиях, то молятся все люди и все время, но они не всегда молятся Богу. Они могут молиться Его противнику. Это меня очень поразило, надеюсь, поразит и вас. Действительно, если вместо того, чтобы определять молитву как благочестивое упражнение, мы определим ее как крик, подымающийся от всего нашего существа: «Пусть это произойдет, я хочу этого, дай этому случится, я стремлюсь к этому», тогда мы молимся все время, потому что нет минуты, когда душой или телом мы не стремимся к тому, чтобы что-то произошло или, напротив, не случилось. Единственная разница, как указывают авторы, состоит в том, что не все молитвы могут быть обращены к Богу, — некоторые, многие, большая часть обращены к Его противнику.

На грани находятся молитвы, пытающиеся минимизировать риск. В «Исповеди» блаженного Августина можно прочесть одну из ранних молитв святого, когда, осознав умом, что Бог есть, многое уже зная о Нем, но еще не в состоянии сразу перемениться умом и сердцем, он молился Богу и говорил: «Боже, даруй мне целомудрие… но еще не сейчас!» Это была очень честная молитва, пусть и несовершенная. Я почти готов сказать, что это был пример совершенной молитвы, потому что она была такая честная, правдивая, искренняя, так ясно сознавала, что должно быть и что есть на самом деле.



Если наша вера – Истинная…

Приведу вам другой пример, более резкий. Был бродяга, о котором я долгие годы заботился. Как-то, после двенадцати или тринадцати лет нашего знакомства, он забрел в наш лондонский храм на пасхальную заутреню. Он совершенно откровенно рассказал мне о своих впечатлениях и реакциях. Он оказался в гуще толпы, окруженный людьми всех возрастов, все держали свечи. Я вошел в церковь после крестного хода и приветствовал народ нашим пасхальным возгласом: «Христос воскресе!» Толпа ответила: «Воистину воскресе!» — и мой приятель подумал: вот это да! ишь, как он кричит! Ему за это платят, и он честно отрабатывает свои деньги… Затем он увидел, что люди мне отвечают, и подумал: это, должно быть, старики, которые ему платят. Но тут он огляделся, потому что услышал молодые голоса, и увидел, что стоит среди молодежи. Это поразило его, так как он этого не ожидал. Он прислушался к их голосам, пригляделся к лицам и ясно понял, что они не притворяются. Они исповедовали свою веру в воскресшего Христа. И тогда он испугался, потому что осознал, что если это правда, то для него это очень серьезно. Тем более, что после двух-трех возгласов его подхватило окружающими молодыми голосами, и он услышал, что и сам кричит вместе с ними «Христос воскресе».

И тут он подумал, что должен защититься от опасности впасть в руки Бога Живого. Он понял, что если это правда, то вся его жизнь должна измениться. Как он выразился, он тогда обратился к дьяволу и сказал: «Всю жизнь ты был мне помощником. Помоги мне сейчас, иначе я пропал!». А затем с горечью, теперь уже преодоленной, он сказал мне: «И эта сволочь так и не пришла мне на помощь!» Годы верности ему оказались ни к чему. Он был предан тем, кто лжец и убийца, чье слово ничего не стоит.

Вот человек, который почувствовал опасность встречи с Живым Богом и совершенно прямодушно пытался спасти свою шкуру. Но разве мы, пусть не так грубо и открыто, не поступаем очень часто так же, когда находит на нас искушение? Ведь мы же знаем, что наш дух, побуждаемый скорее страхом, чем любовью, взывает: «Боже, помоги!», и одновременно наше тело, сердце, все силы нашего существа кричат: «Но я стремлюсь к этому, я страстно этого желаю, хоть бы только Бог отсрочил Свою помощь!» (подобно блаженному Августину), или хоть бы что-то воспрепятствовало Его помощи! (как мой друг Дэнис или все, что напоминает его случай). И этот крик всего нашего существа, сердца, и ума, и тела, и души, это страстное желание — и есть молитва гораздо более непосредственная, гораздо правдивее выражающая наше подлинное состояние, чем та, которую мы возносим из своей зачаточной веры, из страха Божия, рабского страха, еще не развившегося в сыновний страх в нас.

Молитва требует выбора

Но в таком случае мы должны осознать, что молитва — нечто, с чем мы хорошо знакомы, но что требует от нас, чтобы мы определились и сделали выбор; и здесь-то стихийная молитва сталкивается с молитвой по убеждению; наша страшливая, слабовольная молитва должна руководствоваться молитвой нашего разума, актом воли. Именно здесь молитва и ее путь, также как наш собственный, зависит от принятой нами шкалы ценностей. Английское слово worship — поклонение, богослужение — коренится в слове worth, ценность; в корне акта богопоклонения лежит оценка и выбор, которые заставляют нас сказать, что то или другое достойно всецелой нашей верности. Это — имеет предельную ценность для меня, это — относительно ценно, это — еще менее ценно, а это не имеет никакой цены. Так что когда мы подходим к осознанию своего сложного внутреннего состояния, внутренней борьбы с самим собой, раздвоения, когда нас раздирают два закона, воюющие в нас, когда ветхий и новый Адам вовлечены в смертельную борьбу, когда добро и зло, жизнь и смерть, тьма и свет сражаются внутри нас, решающим шагом будет наш собственный выбор: кому я отдаю свою преданность?

Это не значит, что в момент, когда я выбрал и отдал свою преданность Богу, молитва, которую я обращаю к Нему, преодолеет стихийный крик моего существа. Это значит, что, сделав выбор, я могу ополчиться против страстных устремлений внутри меня. Дело не в том, чтобы заставить умолкнуть крик. Пусть он присутствует, как напоминание, что между двумя законами идет война, что две силы противоборствуют, что я в напряжении еще не разрешившемся, но дай мне разрешить его; я сделал выбор, — дай мне быть на стороне Господа, против обманщика. Это значит, что молитва, рассматриваемая под таким углом, воспринятая так, как я пытался вам показать, начнется с волевого акта и будет использована как оружие.


Митр. Антоний Сурожский
Полностью данную статью вы можете найти на сайте pravmir.ru

__________________________________________________________

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О МОЛИТВЕ

Молитва - причина спасения и бессмертия души.
Прп. Исаак Сирин

Старайся быть чистым храмом, постоянно утром и вечером принося Богу жертву-внутреннего человека.
Прп. Авва Исайя

От молитвы, даже продолжительной, не бывает никакой пользы, если молящийся остается в грехах.
Молитва есть огонь, особенно когда она воссылается трезвенною и бодрственною душою; но этот огонь нуждается и в елее, чтобы достичь самых небесных сводов. Елеем для этого огня является ничто иное, как милостыня
Свт. Иоанн Златоуст

Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно.
Если просишь у Бога своего чего-нибудь, то проси не так, чтобы непременно получить от Него, но предоставляя это Ему и Его воле.
Прп. Ефрем Сирин

…приступая к Человеколюбивому, будь человеколюбивым; а также будь и всем иным, приступая к Добросердому, к Благосклонному, к Общительному в благах, к Милующему всякого, и, если еще что усматривается божественного, уподобляясь во всем этом произволением, приобретай тем себе дерзновение на молитву.
Свт. Григорий Нисский
__________________________________________________________________

О РАБОТЕ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ

У нас есть хорошая традиция – время от времени писать в Приходской листок о наших послушаниях. Сегодня будем говорить о работе с заключенными.
Слава Богу, теперь много легче с материальными проблемами: ставшие традицией ярмарки сильно облегчили проблему сбора средств. Огромная благодарность и жертвователям, и устроителям, и покупателям. Кстати, следующая ярмарка намечается на Прощеное Воскресенье.
Но, конечно, есть и ещё сложности. Нам, работающим на этом послушании, очень хотелось бы, чтобы нас стало больше. Количество наших корреспондентов все время увеличивается, а среди послушников существует некоторая «текучка кадров». Это можно понять: сложность благотворительности – в отсутствии не просто скорого или не скорого, а вообще какого бы то ни было результата. Это послушание – вязкое, эмоционально затратное, с невнятной обратной связью. Он требует много сил, зачастую чисто физических: ведь надо бесконечно бегать по рынкам и магазинам экономкласса в поисках дешевых вещей и продуктов, таскать на почту посылки и бандероли… И тут, безусловно, требуются молодые крепкие плечи.
Кроме того, существует и просто переписка. И здесь нужны уже не просто энтузиазм и сочувствие, но и такт, и определённая твердость, и некоторый жизненный опыт. Потому что очень просто сбиться на менторский тон, вообразить себя неким благодетелем, учителем, ждать какой-то особенной отдачи… Забывая хорошую старую шутку: когда кормишь волка, который все равно смотрит в лес, то кормишь его не для того, чтобы он был тебе благодарен, а для того, чтобы он был сыт.
И всё-таки – Господь нам во всем помощник. А вдруг именно в этом послушании вы найдете именно свое, именно для твоей души Богом предназначенное дело?
Надо только не забывать (но это можно, наверное, сказать и о любом другом послушании) одну вещь. В некой стране, высоко в горах стоит спасательная станция. Там работают терпеливые и скромные профессионалы – альпинисты. Горнолыжники, врачи… Ни в коей мере не сравнивая свое дело с их настоящей героикой, тем не менее не могу не восхищаться мудростью плаката, прибитого над дверью станции: «Герои – это клиенты. А мы простые работяги».. 

 
Елена Четвертушкина

 

   
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru