на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив



СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА, АРХИЕПИСКОП СОЛУНСКИЙ

Святитель Григорий Палама, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога. Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий 8 лет проходил свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского. После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой. молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии. Умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита, апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились "Триады в защиту святых исихастов" (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама - так называемый "Святогорский томос". На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. Варлаамиты выступили с рядом трактатов, в которых святителя Григория и афонских монахов объявлял виновниками церковных смут. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор, святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. 14 ноября 1359 года Святитель Григорий со словами "В горняя! В горняя!" мирно преставился к Богу.


ОМИЛИЯ 9-я. ВО ВРЕМЯ ПОСТА И МОЛИТВЫ

Будем деятельно держаться прекрасного дела поста и воздержания; добрыми делами удостоверим наше расположение относительно их. Деятельно покажем, каковы плоды они приносят, ибо дерево познается по плоду. Каждая добродетель очищает и украшает или душу или тело, или вернее сказать - одну некую часть души или тела: так молитва и ведение украшают и очищают ум, кротость укрощает гнев, целомудрие гасит вожделение. Пост же и воздержание умиряют плотское разжжение, угашают яростный гнев и страстность, в душе создают ясное небо - чистое и как бы безоблачное - очищая ее от паров, происходящих от множества еды и от мрака, как следствия сего. Благодаря посту и воздержанию внешний человек вянет; насколько же он вянет, настолько внутренний человек обновляется.

Поскольку же невоздержанность проявляется чрез все чувства, то на всех них наложим воздержание. Если же ты постишься в пище, глаза же имеешь совратителем к прелюбодеянию в тайниках твоей души, и к любопытству и к злословию; слух же - воспринимающим бесчинства и блудные песни и недобрые клеветнические нашептывания; и иные чувства, последовательно вредящие, то какая польза от поста? - Конечно, никакой! Ибо ты бежишь от одного вида зла, чтобы тем самым бежать и от того другого зла, которому ты даешь вход в свою душу, допуская оное первое зло. Ибо, поскольку мы составлены из души и тела, не из одного только тела, но и из души, которая многочленна, то тот лишь пост истинный, который распространяется на все, и все очищает, и все врачует; ибо сладостно, братие, и благостно - лечение души постом.

Уклонимся от рыхлой, разнеженной и расслабленной жизни, но как бы пред очами Божиими и пред Ним находясь, будем соделывать наш пост, и псалмопение, и молитву, зная, что ни пост, ни псалмопение, ни молитва сами по себе не могут нас спасти, но спасает совершение их пред очами Божиими; ибо, как солнце, согревает освещаемое им, так очи Господни, взирая, освящают нас. Совершается же это пред лицом Божиим тогда, когда ум выдержанно взирает на Него, и, по причине взирания на Него, совершаются пост, и пение псалмов, и молитвы. И мы, лежащие израненными, будем призывать Господа, могущего возложить на наши раны пластырь и излечить их.

Возлюбим эти дни поста, как делающие тело послушным душе и облегчающие ум, быстро возвышающийся к Богу. Промежуток же сорокодневного поста не составляет всю жизнь; к тому же изо дня в день заход солнца возвещает приближение конца поста.

Свт. Григорий Палама "Омилии"



СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ


В течении Великого поста Церковь совершает чествование двух особочтимых праздников, ради которых строгость поста ослабляется совершением Литургии Преждеосвященных Даров. Это воспоминание первого и второго обретения Честного главы святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, а также кончина сорока мучеников, пострадавших за Христа в Севастийском озере.

Вот только в нынешнем году богослужебный устав дополнительних Литургий на великопостных седмицах не дал. Память Предтечи пришлась на четверг первой седмицы Поста и, чтобы не нарушать напряженный бег служб первой седмицы, этот праздник был перенесен на субботу - в день, когда совершается полная Литургия. На наступающую неделю приходится память Сорока Севастийских мучеников, приходится на среду, когда Церковь и так дозволяет совершение Литургии по чину святителя Григория папы Римского. Память мучеников, отказавшихся ради небесного венца от идольской жертвой и от плотских наслаждений растопленной бани, служит нам наставлением и примером во дни Поста.

Пострадали святые мученики уже после того, как в 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Однако его соправитель император Ликиний, тоже подписавший этот закон, в подвластных ему областях гонения на христиан не прекратил. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии (ныне на территории Турции). Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались. Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу. Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку.


ПЕРЕПИСКА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ


Отдавай - и, дрожа, не тянись за возвратом:
Все сердца открываются этим ключом.
Саша Черный. "Больному"


Переписка и материальная помощь заключенным - самое, пожалуй, незаметное из послушаний. Трапезная - туда все ходят; уборка храма - на глазах; "Приходской листок" - вот он; паломничества - целая стена красочных фотографий.

Оно и правильно, с одной стороны - благотворительность такое дело, что лучше пусть левая рука не знает, что делает права... но, с другой стороны, это послушание не менее трудное, чем молитва. Потому что сострадать по послушанию - нельзя. Искать деньги, добывать лекарства, таскать на почту тяжеленные сумки - можно по послушанию. А любить - нет. А "им" ничего другого, может быть, и не нужно. Как родне, далёкой и неустроенной - но свое, близкой, за которую душа болит.

Да, иногда ходишь вокруг письменного стола (или кухонного, или тумбочки - у кого как), на котором письма со страшными обратными адресами "Уч-к. 231", "1 туб., отд. 3", "ЛПУ-3, хирургия" -и маешься: как бы не впасть в грех гордыни, как бы не впасть в грех учительства, бы не впасть в грех человекоугодия... думаешь о себе, а вовсе не о том, как принести несчастному человеку хоть капельку человеческого тепла. Потому что, на самом деле, другого зачастую и не требуется, только маленькое подтверждение, что есть еще на свете милосердие и любовь. И очень стыдно в ответ на эти письма - наивные, иногда малограмотные, с картинками и поздравлениями, выписанными разноцветными чернилами, - стыдно писать взвешенные, тепло хладные слова.

Эти письма хватают за душу и не отпускают, потому что за каждым словом - неподдельные и необратимые страдания души и тела:

"Жизнь прошла до сегодняшнего дня; бывают дни теплые и пасмурные - так и у меня. Иногда плачу. Всё принимаю близко к сердцу. Есть люди, только в тюрьме и на зоне задумываются о жизни..." (Юрий А.)

В цитируемые письмах сохранена стилистика автора. Такие письма "причесывать" грех.

Да, конечно - в своей боли, в своем горе они виноваты сами. Но, во-первых, кто из нас без греха, а, во-вторых, они-то уже здесь и сейчас, а не после Страшного Суда искупают свои грехи. У них уже сегодня и сейчас - муки душевные, одиночество, раскаяние. Но "Свет Господень просвещает всех", - и вот бывшие уголовники пишут нам:

"Буду всё терпеть. Слова Богу за все!" (Владимир В.)

"Терплю и каюсь. Только вера в Господа дает мне силы и надежду, чтобы выдержать испытания. Я верю, что Бог не даст испытаний больше, чем я смогу выдержать..." (Сергей С.)

"Туберкулёз одолел. Всё думаю - за грехи мои мне такое испытание, потому что жестокое преступление я совершил. Но надежда появилась: получил ваше письмо, лишний раз оно мне дало поддержку..." (Алексей Я.)

Практически в каждом письме - просьбы выслать лекарства, теплые вещи, витамины. Но кроме этих просьб - а иногда и вместо них - просто крик души: Напишите мне! Пишите... пишите... Несчастный, осужденный законом и собственной совестью человек пытается создать в своей душе маленький островок человеческого душевного общения, где можно верить Богу, людям и себе.

Многие заключенные просят молится об их усопших родителях, о бабушках, когда-то их крестивших:

"Крещен в детстве бабушкой Анисьей, на Юрьев день. Она умерла в 83 году..." (Владимир Ш.)

Ах, эти наши бабушки! Строгие и нестрогие, суровые и веселые, - маленькие светочи веры, на своих плечах вынесшие всю историю нашей грустной державы. По-разному сложилась жизнь нас, их внуков. Но, воздай им, Господи, за слезы их, за кротость, за твердую верность Тебе, которую они хранили в сердце и старались, как могли, передать нам, и крестили нас - зачастую без ведома и вопреки воле, партийных родителей, и молились о нас, и водили к Причастию потихоньку... Помяни их, Господи, во Царствии Твоем!

"Мне 26 лет. Раньше грабил, стал виновником гибели людей. Видя моё беспутство, моя старенькая бабушка почти силой привела меня в церковь, показала иконы... Когда я вгляделся в лик Божией Матери Владимирской, то мне показалось, что вижу в Ее глазах слезы. Спросил у бабушки - оказалось она ничего не видит. Вот тогда я поверил в Божие Провидение... Ведь Пресвятая Богородица дала мне чудесный знак, она скорбела о моей загубленной жизни! В тот день я впервые в жизни встал на колени помолился. Впервые открыл Библию. Ночью читал, а утром пошел на исповедь. После исповеди вернулся домой, взял Библию, смену белья и пошел в милицию сам. Когда я в милиции написал явку с повинной на все свои преступления, то оперативники потеряли дар речи, ведь мои преступления были в разделе труднораскрываемых, и найти меня было практически не возможно..." (Алексей Ц.)
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru