на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 72. 13/26 марта 2006 г.


3-я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Тропарь, глас 7
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 7

Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских: на тыя бо найде преславное соуз, древо крестное, смертное жало и адова победа прогнася, предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

Тропарь на поклонение Кресту, глас 6

Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое воскресение Твое славим.



Апостольское послание: Евр., IV, 14 – V, 6

14. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16. Посему да приступает с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
1. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2. могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3. и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6. как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Евангельское чтение: Мк., VIII, 34 – IX, 1

34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37. Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
1. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.


Мысли на каждый день года

(Евр. IV, 14 – V, 6; Мк. VIII, 34 – IX, 1). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. VIII, 34). За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, - а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений. Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот – вот конец и венцы!

Феофан Затворник



«НЕВИДИМАЯ БРАНЬ»

Bсе мы, естественно, желаем и имеем заповедь быть совершенными. Господь заповедует: будите вы совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть; и св. Павел убеждает: да будете совершенни и исполнени. Предначертывалась эта заповедь и в Ветхом Завете. Так, Бог говорит Израилю во Второзаконии: совершен да будеши пред Господем Богом твоим.

После сего не можем не видеть, что Бог требует от христиан полноты совершенства, требует, чтобы мы были совершенны во всех добродетелях.

Но если кто желает достигнуть такой высоты, надобно наперед узнать, в чем состоит христианское совершенство. Ибо, не узнавши этого, можешь уклониться от настоящего пути и, думая, что течешь к совершенству, направляться совсем в другую сторону. Скажу же прямо, что самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним.

Мы видели очень многих добродетельных мужей, которые проходят как должно великие подвиги, чтобы получить чрез это силу и мощь против своей греховности и худости, чтобы почерпнуть из них мужество противостоять искушениям и обольщениям трех главных врагов наших: плоти, мира и диавола, чтобы запастись в них и чрез них духовными пособиями, столь необходимыми для всех рабов Божиих, особенно же для новоначальных. Они постятся, чтобы смирить плоть свою буйную; совершают бдения, чтобы изощрять око свое умное; спят на голой земле, чтобы не разнеживаться сном; связывают язык молчанием и уединяются, чтобы избежать и малейших поводов к учинению чего-либо, оскорбляющего Всесвятого Бога; творят молитвы, выстаивают службы церковные и иные совершают дела благочестия, для того чтобы внимание их не отходило от вещей небесных; читают о жизни и страданиях Господа нашего не для другого чего, но для того, чтобы лучше познать собственную свою худость и благосердую благость Божию, чтобы научиться и расположиться последовать Господу Иисусу Христу с самоотвержением и крестом на раменах своих и чтобы паче и паче возгревать в себе любовь к Богу и нелюбие к себе.

Но, с другой стороны эти добродетели могут причинить больший вред. Не сами по себе, потому что они благочестны и святы, а по вине тех, которые пользуются ими не как должно. То есть, внимая только сим добродетелям, внешне совершаемым, оставляют сердце свое тещи в собственных своих волениях и в волениях диавола, который, видя, что они сошли с правого пути, не мешает им не только с радостью подвизаться в этих телесных подвигах, но и расширять и умножать их по суетному их помыслу. Испытывая при сем некоторые духовные движения и утешения, делатели сии начинают думать о себе, что уже возвысились и чувствуют в себе присутствие Самого Бога.

Но как погрешительно действуют таковые и как далеко отстоят от истинного совершенства, это всякий может узнать, судя по их жизни и нраву. Они обыкновенно желают, чтоб их предпочитали другим во всяком случае; они любят жить по своей воле и всегда упорны в своих решениях; они слепы во всем, что касается их самих, но весьма зорки и старательны в разбирательстве дел и слов других.

Но когда Бог, желая привести их к познанию себя самих и направить на истинный путь к совершенству, посылает им скорби и болезни или попускает подвергнуться гонениям, которыми обычно Он испытывает, кто истинные и настоящие рабы Его, тогда обнаруживается, что скрывалось в сердце их и как глубоко растленны они гордостью. Ибо какая бы с ними ни случилась прискорбность, они не хотят подклонить шею свою под иго воли Божией, упокоиваясь на праведных и сокровенных судах Его, и не желают, смирить себя больше всех тварей, почитая любезными друзьями гонителей своих, как орудия Божественной к ним благостыни и споспешников их спасения.

Так имея свое внутреннее око помраченным, им смотрят они и на самих себя, и смотрят неверно. Помышляя о внешних своих делах благочестия, что они хороши у них, они думают, что достигли уже совершенства, и, возгордеваясь от этого, начинают осуждать других. После сего нет уже возможности, чтобы кто-либо из людей обратил таковых, кроме особого Божия воздействия. Удобнее обратиться на добро явному грешнику, нежели скрытному, укрывающемуся под покровом видимых добродетелей. Теперь, узнав, что духовная жизнь и совершенство не состоят в одних тех видимых добродетелях, о которых мы сказали, узнаем и то, что она не состоит и в другом чем, кроме как в сближении с Богом и в единении с Ним. В связи с этим состоят и сердечное исповедание благости и величия Божия и сознание собственной нашей ничтожности и склонности на всякое зло; любовь к Богу и нелюбие к себе самим; подчинение себя не только Богу, но и всем тварям из любви к Богу, отвержение всякой собственной нашей воли и совершенная покорность воле Божией, только для одного благоугождения Богу, только потому, что так хочет Он Сам и что так надлежит нам любить Его и работать Ему.

Вот закон любви. Вот отвержение самих себя. Вот благое иго Иисуса Христа и легкое бремя Его! Вот покорность воле Божией, которою Он от нас ждет.

Видишь теперь в чем дело. Предполагаю, что ты изъявляешь готовность и порываешься достигнуть высоты такого совершенства. Буди благословенно рвение твое! Но уготовься и на труд, пот и борение с первых же шагов течения твоего. Ты в себе самом встретишь столько волений, сколько у тебя сил и потребностей, которые все требуют удовлетворения, не взирая на то, согласно ли то с волею Божиею. Потому для достижения возжеланной тобою цели тебе необходимо сначала подавлять свои собственные воления, а наконец и совсем их погасить и умертвить; а чтоб успеть в этом, должно тебе непрестанно себе противиться в худом и принуждать себя на доброе, иначе, должно непрестанно бороться с собою и со всем, что благоприятствует твоим волениям, возбуждает и поддерживает их. Уготовься же на такую брань и ведай, что венец дается только доблестным воителям и борцам.

Старец Никодим Святогорец



КРЕСТОНОШЕНИЕ

Значение слов скрадывается от частого повторения, их смысл как бы стирается от частого использования. Однако есть слова, которые всегда берут за живое и оказывают свое действие несмотря на то, что всегда на слуху. Это прежде всего «слово крестное». Но это слово существует для нас в двух параллельных, не пересекающихся друг с другом измерениях. Во-первых, слово «крест» для нас — это Крест Христов, «хранитель всея Вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва». Им, только крестом Господа нашего Иисуса Христа желал хвалится Апостол. Его мы носим на груди, и к его силе и славе мы прибегаем. А, во-вторых, слово «крест» для нас ассоциируется с вечными словами Спасителя: если кто хочет за Мною пойти, да отречется от самого себя и возьмет крест свой и следует за Мною (Мф. 16:24). Значение этих слов мы всегда очень хорошо понимаем, но к нашей собственной жизни приложить не рискуем. Мы давно смирились с тем, что несение на себе благого ига Христова, это бесконечно далекий заоблачный идеал.

Но именно нынешнее постное воскресение стремится связать в нашем сознании эти два значения слова крест. К этому подталкивает нас богослужение этой недели. На всенощном бдении мы преклоняем колени перед честным Крестом, лобзаем его с пением возвышенных стихир, а на Литургии услышим процитированные выше слова Господа нашего: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. На эту педагогику нынешнего праздника указывает и синаксарь — поучение, раскрывающее значение и историю празднуемого события. Там мы читаем: «так как во время сорокадневного поста и мы некоторым образом распинаемся, умерщвляя страсти, и ощущаем горечь, унывая и изнемогая, то и полагается перед нами Честной и Животворящий Крест, как прохлаждающий и укрепляющий нас, напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий: если Бог наш распялся ради нас, то сколько же нам подобает делать ради Него, — облегчающий наши труды представлением и воспоминанием скорбей Владыки, и надеждой на славу Креста».

Крест Христов перед нами на аналое ставит нас перед неминуемым выбором. Если мы хотим прибегать к силе и заступлению Креста, вкушать от тех спасительных плодов, которые принесло это древо, то мы лобзаем и покланяемся ему как ученики Христовы. Если же мы осознаем себя учениками Христовыми, то должны и следовать за Христом. А следовать за Христом налегке не получается. И время поста дает нам возможность хоть как-то поучаствовать в крестоношении; оно убеждает нас в том, что несение своего креста не может нас не касаться.

А время для такого напоминания выбрано Церковью как нельзя лучше. Вновь откроем синаксарь: «Установлено же это в среднюю седмицу посередине святой Четыредесятницы — потому, что святая Четыредесятница подобна горькому источнику из-за сокрушения нашего и бывающей горести и печали, которую доставляет нам пост. Поэтому как в середину того источника божественный Моисей положил дерево и усладил его, — так и Бог, проведший нас через духовное Чермное море и изведший от фараона мысленного, Животворящим Древом Честного и Животворящего Креста услаждает горечь сорокадневного поста и утешает нас, как пребывающих в пустыне, пока не возведет Своим Воскресением к горнему Иерусалиму. Или, поскольку Крест называется и является древом жизни, а это древо посажено было посреди рая — Эдема, сообразно этому и божественные отцы посадили Крестное Древо посреди святой Четыредесятницы, одновременно напоминая тем Адамово падение, и вместе с тем получая через древо избавление от него, ибо, вкушая от него, мы уже больше не умираем, но напротив, оживляемся». Так древо Крестное среди постного поприща – это наш маяк к Пасхе, к светлому Христову Воскресению.


ПОЗДРАВЛЯЕМ
30 марта, в день памяти святого Алексея Человека Божия, поздравляем нашего отца Настоятеля прот. Алексея Уминского с днем Ангела.
Многая лета!!!

* * *

ОБЪВЛЕНИЯ

Дорогие прихожане, ответственные по трапезе, начинают собирать деньги на пасхальную трапезу. Ваши посильные пожертвования вы можете сдать Полине Назаровой или Ларисе Амвросиевне за свечной ящик.

* * *

На этой неделе возобновляет работу сайт нашего прихода. Вы можете зайти на него по адресу http://trinity.co.ru/.

В сайте вы можете прочитать об истории нашего храма и его возрождении; о сегодняшнем состоянии храма, его клире и убранстве.

На странице настоятеля можно ознакомиться со статьями, беседами и проповедями отца настоятеля, прочитать текст последней передачи «Православная энциклопедия».

Отражена также жизнь нашего прихода. Надеемся, что теперь в развитии этой рубрики будут участвовать все прихожане, и в особенности, ответственные за определенные участки работы.

«Интерактив» – здесь можно задать вопрос священнику, в дальнейшем предполагается создать возможность для общения и дискуссий.

«Воскресная школа» открыта, как для родителей (на главном сайте: дети в храме, родителям о воспитании), так и для детей: «Детская», сайт в сайте, адресован детям, ждет их участия, что, конечно, невозможно без помощи родителей.

По всем предложениям по улучшению и развитию нашего сайта обращайтесь к отцу Александру, а по поводу детского сайта – к Надежде Сахаровой и Анне Глуховой.
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru