на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 74 - 27 марта ст. ст. /9 апреля 2006 г.
5-я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Преподобной Марии Египетской



Старец Зосима причащает прп. Марию Египетскую Святых Христовых Таин


Тропарь прп. Марии Египетской
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу; приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Икос
Агницу Христову и дщерь песньми восхвалим ныне, Марию приснопамятную , явльшуюся египетское овча, и прелести сих всея избеже, и едина принесеся Церкви совершенное возвращение, воздержанием и молитвою подвизающися паче меры человеческаго естества. Темже и возвыси ея и житие и деяние, Един Вседержитель, Марии преславныя.


АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: ЕВР., IX, 11-14

11. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12. и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14. то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: МК., X, 32-45

32. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
33. вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
34. и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37. Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40. а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.
41. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;
44. и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.


ЧЕМУ ПОСВЯЩЕНЫ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ВОСКРЕСЕНИЙ?

Каждый день православного календаря это праздник - то есть молитвенное переживание какого-нибудь событие или воспоминание о назидательном примере какого-нибудь подвижника. И каждый день православное богослужение предлагает молящимся определенные литургические темы. Они настраивают христианина на особый лад, сосредотачивают мысли молящегося - в общем помогают человеку сочувствовать и сопереживать всей Церкви. Эти темы периодически повторяются, сочетаются за одним богослужением и делают каждую службу в году уникальной и неповторимой.

Особое значение тут конечно имеют богослужебные темы круга Триоди. Это время мы ждем целый год, богослужению этих дней мы пытаемся особенно внимать. Всем известно, что каждое воскресение Великого поста имеет свою особую тему, свое особое посвящение. Первое воскресение имеет название Торжество Православия и установлено оно в память окончательной победы над иконоборчеством и утверждением Православия в 843 году. Второе воскресение Великого поста является памятью святителя Григория Паламы, подвижника и аскета, проповедника познания Бога через нетварный Божественный Свет. Третье - поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Четвертая и пятая - память подвига преподобного Иоанна Лествичника и Марии Египетской. Эти сведения известны и образованному ученику воскресной школы.

Но при внимательном рассмотрении этих богослужебных тем постных воскресений встает следующий вопрос. Книга Триоди очень древняя - ее трипеснцы (а слово "три-одион" так и значит три-песнец) составлял еще до Торжества Православия прп. Феодор Студит. А память святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке ну никак не могла войти в богослужебные книги раньше этого времени (правда, надо сказать, что церковное прославление его состоялось сразу же после его смерти). Если мы обратимся к истории богослужения, то увидим, что и другие памяти святых подвижников - прп. Иоанна и прп. Марии - введены в круг великопостного богослужения значительно позже того, как сложились песнопения Триоди (память прп. Иоанна Лествичника стала праздноваться в четвертую неделю Великого поста вероятно около XIV века, а связь пятой недели Великого поста с воспоминанием прп. Марии Египетской известна с XI века).

Если мы возьмем наш богослужебный устав Типикон, то увидим, что он дозволяет в воскресения совершать память этих святых кроме последования собственно Триоди ("поем и Минеи последование случившегося святого. Инии же предаше пети в сию неделю последование матере нашея Марии Египетской"). То есть, кроме песнопений этим великим и любимым нами святым Триодь содержит песнопения, определяющие для каждого воскресения особую богослужебную тему.

И какие же богослужебные темы предлагает нам Триодь? Они излагаются в каноне Триоди на утрени и стихирах воскресной вечерни. Для второго воскресения Великого поста - это воспоминание притчи о блудном сыне. На эту притчу вновь обращается внимание молящихся, как и в подготовительную неделю перед постом. Здесь словами канона мы молимся: "На колену падающа мя, якоже первее блуднаго Владыко Господи, Ты притек приими, и рукама объем, подаждь ми образы Твоего спасения, вместо наемника Человеколюбче, паки Твоего сына сотворяя", и обращаемся к своей душе: "Не косни душе моя, в дальней стране пребывающи: но тецы вскоре, Богу и Отцу исповедающися, да приимеши разрешение, ихже зле соделала еси житие изнуривши".

В четвертое воскресение вместе с каноном прп. Иоанну Лествичнику читается канон, обращающий наше внимание на притчу о милосердном самарянине. Человек, израненный своими грехами, уподобляется впадшему в разбойники: "Уподобихся Христе в руце разбойников впадшему, и биеньми еле живу от сих оставленному Спасе: и аз сице уязвлен есмь грехи моими". Облегчение от этих ран подает Христос: "Иисусе, посети раны души моея, якоже древле в руце впадшаго разбойничи, и уврачуй болезнь мою Христе, молюся".

И наконец, в пятое нынешнее воскресение канон и стихиры Триоди предлагает вспомнить притчу о богаче и Лазаре. Мы уподобляемся богачу, скапливая страсти, при этом добродетелями остаемся нищими как убогий Лазарь: "Богатый страстьми, и сластьми есмь, Господи, Лазарь же убогий лишением добродетелей, но спаси мя". Наше богатство - это злоба и другие страсти, только обращаясь с покаянием к милосердию Божию мы надеемся избежать участи богача из притчи: "Злобою обогатихся люте, и сладость возлюбих, и сущих в житии насладихся сластей, Господи, и огню геенны подсужден бых: гладом тающа умом, яко Лазаря презираема, пред враты Божественных деяний повержена, ущедри мя Владыко".

Вот богослужебные темы воскресений Великого поста, которые предлагает нам древняя книга Триодь. Наше постное богослужение немыслимо без назидательного примера подвигов святителя Григория, преподобных Иоанна и Марии. Глядя на них и стараясь хоть с чем-то походить на них, мы надеемся не без пользы пройти поприще поста. Но к их образу в нашем сознании должно прилагаться и то богатство, которое несет наше великопостное богослужение во всей полноте.

Диакон Александр Гумеров




НЕПРЕСТАННО РАДУЙТЕСЬ

(Понедельник, 2 апреля 1973):
Смиренное начало весны. Дождливое воскресенье. Тишина. Радость подспудной жизни всего того, что за делами, за активизмом, того, что сам субстрат жизни. И поздно вечером снова тьма, дождь, огни, освященные окна… Если не чувствовать этого, что могут значить слова: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…"? А это суть религии, и если ее нет, то начинается страшная подмена.

Кто выдумал (а мы теперь в этом живем), что религия - разрешение проблем, это - ответы… Это всегда переход в другое измерение и, следовательно, не разрешение, а снятие проблем. Проблемы - тоже от диавола. Боже мой, как он набил своей пошлостью и суетой религию, и она сама стала "проблемой религии в современном мире", все слова, не имеющие ни малейшего отношения к субстрату жизни, к голым рядам яблонь под дождливым весенним небом, к страшной реальности души во всем этом.

Начало "ложной религии" - неумение радоваться, вернее - отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней - правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости - они легко становятся "демоническими", извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: все это соблазны, все это "прелесть". Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви…

И почему-то у "религиозных" людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: "Да возрадуется душа моя о Господе…" . Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не "освобождают" от мира и его соблазнов. Радость - основа свободы, в которой мы призваны "стоять". Где, как, когда извратилась, замутилась эта "тональность" христианства или, лучше сказать, где, как и почему стали христиане "глохнуть" к ней? Как, когда и почему вместо того, чтобы отпускать измученных на свободу, Церковь стала садистически их запугивать и стращать?

И вот идут и идут за советом (сегодня - с 7:30 утра, а сейчас десять: исповедь, разговор, разговор, разговор - итого четыре человека с проблемами, не считая просьб о встречах на будущее). И какая-то слабость или ложный стыд мешают сказать каждому: "Никаких советов у меня нет. Есть только слабая, колеблющаяся, но для меня несомненная радость. Хотите?" Не хотят. Хотят разговоров о "проблемах" и болтовни о том, как их "разрешать". Нет, не было большей победы диавола в мире, чем эта "психологизация религии". Доказательство: все что угодно есть в психологии, одно в ней абсолютно невозможно, немыслимо и недопустимо: радость.

Из дневников протопресвитера Александра Шмемана




УСПЕЕМ ЛИ МЫ ИСПРАВИТЬСЯ ДО КОНЦА ПОСТА?

Скорблю и непрестанно болезную сердцем, что ни опыт нас не научил, ни обетования Божии, ни великие дары не расположили обратиться с любовью к Царствию. Напротив, влачась еще долу, мы предпочитаем земное небесному, временное будущему, преходящее удовольствие непрестанной радости, кратковременное счастье настоящей жизни блаженству бесконечной вечности. Если вы отложите прежнюю беспечность, особенно теперь, когда уже немного осталось вам этого времени святой Четыредесятницы, то будете в состоянии и омыть грехи свои, и заслужить великую милость от Бога. Для Господа не нужны многие дни; нет, если мы захотим, то и в эти две оставшиеся от поста седмицы успеем исправиться от многих грехов.

Свт. Иоанн Златоуст




ОБЪЯВЛЕНИЯ

До Пасхи осталось две недели, и уже пора провести работы по уборке храма и его территории. В Лазареву субботу после утренней службы объявляется субботник. Подсвечники можно чистить в любое свободное время. Также надо помыть окна. Как и когда это можно сделать, можно узнать у Виталия Евграфова или ответственной по уборке Анны Ковалевой.
* * *

Также на Лазареву субботу назначена уборка в трапезной. Приглашаются все желающие. Можно убирать и в другое свободное время, но согласовывая с ответственной по трапезе Полиной Назаровой.
* * *

Продолжается сбор денег на пасхальную трапезу. Ваши посильные пожертвования можно сдавать Полине Назаровой или Ларисе Амвросиевне за свечной ящик.
* * *

За свечным ящиком собираются деньги на украшение плащаницы.
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru