на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 75 - 3/ 16 апреля 2006 г.


6-Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ



Кондак

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.
Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне.



АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: ФЛП. IV, 4-9

4. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: ИН. XII, 1-18

1. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5. Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6. Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10. Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11. потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13. взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14. Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15. Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та'к было о Нем написано, и это сделали Ему.
17. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.



МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА

Кого не было при Сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: "осанна Сыну Давидову"! Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: "распни, распни Его"! Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, - забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: "распни!", а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!

Святитель Феофан Затворник




СОБЫТИЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Отошла Четыредесятница и мы встречам Господа и Спасителя, входящего в Иерусалим, вместе с Ним пройдем и напряженное течение Страстной седмицы. Всё наше богослужение дает нам возможность пережить, стать соучастником известных Евангельских событий.

Христос предсказывает Петру его отречение.
Мозаика из Равенны. V в.
Воскресение - неделя цветоносная. Вместе с детьми мы встречам Господа в Иерусалиме: С ветвьми умно очищени душами, якоже дети Христа восхвалим верно, велегласно зовуще Владыце: благословен еси Спасе в мир пришедый, спасти Адама от древния клятвы, духовно быв Человеколюбче Новый Адам, якоже благоволил еси: вся Слове к полезному устроивый, слава Тебе. А Христос, войдя в город, очищает Храм от торговцев и менял со словами: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов (Мк. 11:17).

Первые три дня Страстной седмицы совершается служба с Литургией Преждеосвященных Даров. В понедельник вспоминается, как бесплодная смоковница засохла по слову Христа. Толкователи видят в бесплодной смоковницы образ израильского народа, не принесшего свой плод Господу, но этот рассказ о смоковнице (об этом пишут евангелисты Матфей и Марк) легко сопоставить с притчей в Евангелии от Луки. Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13:6-9). Поэтому богослужение приводит нас к мысли: Смоковница - это всякая душа, не приносящая никакого духовного плода.
Взятие под стражу.
Мозаика из Равенны. V в.


Вторник - Господь беседует с учениками о последних временах, о кончине мира и о Своем страшном Втором пришествии. Для учеников Христовых, это пришествие - смысл всей жизни, напряженное и трепетное ожидание, которое изображается в притче о десяти девах. Эта тема, звучащая во все эти дни Страстной седмицы, особенно ярко показана в этот день: Жениха, братие, возлюбим, свещи своя украсим, в добродетелех сияюще и вере правой: да яко мудрыя Господни девы готови внидем с Ним на браки: Жених бо дары, яко Бог всем подает нетленный венец.

Среда - женщина в Вифании помазывает Господа, а Иуда решается предать Господа и заключает сделку с иудеями. Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас - поет в этот день Церковь.
Пилат умывает руки.
Мозаика из Равенны. V в.


Четверг - воспоминание Тайной Вечери и установления Таинства Тела и Крови Господа. В этот день мы переживаем эти события, участвуя в Божественной Литургии. В тот же день вечером обычно совершается служба, относящаяся уже к следующему дню. Это утреня с чтением 12 Евангельских отрывков, описывающих события последних суток до Крестной смерти и погребения Христа.

На следующий день в пятницу Церковь не совершает Литургии, ни полной, ни Преждеосвященной. С утра - царские часы, пронизанные страстной тематикой, затем вечерня с чином поклонения плащанице Христовой и вечером служится утреня субботы с чином погребения плащаницы, при этом ощущается трепетное чувство ожидания Воскресения.

Суббота. С утра длинная служба - Христос во гробе, Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. На вечерне, которая предшествует Литургии, читаются паремии - ветхозаветные прообразы Воскресения. Когда вечерня переходит в Литургию, то весь храм преображается - все ставшие привычными за долгий пост черные облачения меняются на белые. В этом белом сиянии звучит первое Пасхальное Евангелие - Ангел с землетрясением отваливает камень от дверей пустого гроба и, сидя на камне, встречает мироносиц словами: Его нет здесь - Он воскрес.



ДВА АДАМА

Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15:45; 47-49)


Две исторические личности являются точками отсчета в двух главных поворотных моментах миробытия: Адам повернул творение к тлению; Новый Адам - Христос обновил творение, уврачевал предрасположенность к греху, внес силы, восстанавливающие гармонию. "Как ветхий Адам, объединявший в себе все человечество, увлек его за собою в бездну греха, так Новый Адам, Христос - Глава Церкви, восстановил падший человеческий род через Свое Тело".

Апостол Павел, противопоставляя эти параллели, говорит следующее:

Христос - Новый Адам выводит из ада ветхого Адама
1. "Преступлением одного подверглись смерти многие". - "Благодать Божия и дар по благодати Одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих".

2. "Преступлением одного смерть царствовала посредством одного" - "приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством Единого Иисуса Христа".

3. "Преступлением одного всем человеком осуждение" - "Праведностью одного всем человеком оправдание к жизни".

4. "Непослушанием одного человека сделались многие грешными". - "Послушанием Одного сделаются праведными многие". (Рим. 5:15-19)

5. "Как в Адаме все умирают". - "Так во Христе все оживут".(1 Кор. 15:22)


"Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков" (Рим. 5:12). Все люди оказались исходящими из того, в ком произошла греховная катастрофа. Все люди стали причастны Адаму.

Мы унаследовали от Адама смертность, которая есть одно из проявлений в нас внутреннего распада. Что мы унаследовали от Адама? - внутренний разлад, толкающий нас на катастрофические ошибки. Опять же, мы унаследовали не грехи, а именно греховность.

Мы унаследовали от Адама свое естество, природу, которая к моменту "передачи" оказалась уже существенно "подпорченной". Эти последние толкают ее на совершение все новых и новых грехов, которые усугубляют тленность нашего естества. Об этом говорил еще святой Исаак Сирин, который сравнивал грешника с псом, лижущим острие ножа и пьющим собственную кровь.

Падение совершилось одним человеком, который стал корнем человечества. Но как Адам был отцом ветхого человечества, так Христос стал отцом нового человека. Христос - Новый Адам, создал в себе Нового Человека, Новое Человечество. Христос - корень, питающий Собою это "Новое творение" (2Кор. 5:17).

"Кто во Христе, тот новое творение. Ветхое все прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17). Во Христе положено новое начало жизни для ветхого человека. Будучи со-природным нам истинным Человеком, Христос, восприняв в Вочеловечении "Всеродного Адама" проводит его через Голгофское священнодействие, где умирает ветхая жизнь человека и Воскрешает сего же, но уже обновленного "всеродного Адама", наполняя его Своею Жизнью. И теперь, "если начаток свят, то и целое; если корень свят, то и ветви" (Рим. 11:16). "По выражению св. Иринея Лионского, Христос возглавил Собою Новое Человечество, стал Главою обновленного человеческого естества - Его Тела, в Коем обретается доступ к Источнику Святого Духа".

И мы, приобщаясь ко Христу, "погреблись с Ним крещением в смерть… и… ветхий наш человек распят с Ним" (Рим. 6:4; 6). В Его Воскресении, будучи в Нем совоскресены, мы получаем поистине "иного бытия вечного начало", инобытие, новое бытие, обновленную жизнь.

По материалам сайта "Россия"




НОВЫЙ 45 НОМЕР ЖУРНАЛА "АЛЬФА И ОМЕГА"

Как успели заметить наши прихожане, у нас за ящиком появился новый 45 номер журнала "Альфа и Омега". Журнал это для наших прихожан стал уже привычным и каждый, наверное, сложил для себя о нем мнение. Рискну предположить, что мнение это не у всех достаточно адекватное. Кто-то по привычке покупает этот журнал и он становится достойным украшением книжной полки (но не более того), а кто-то и вовсе не дерзает подступится к такому серьезному изданию (откроешь, а там, что ни рубрика, то "экзегетика", или "патристика", или "библеистика" и много других научных слов). Но пугливость здесь неуместна! "Экзегетика" значит здесь не более чем "толкование Священного Писания", в разделе "Патристика" - творения наших известных святых отцов, а "библеистика" - это знания о Священном Писании (часто подающиеся здесь в форме живой проповеди).

То есть журнал дает возможность читателю получить в самой доступной форме представления о тех, вопросах, которые читатель всегда считал недоступными для себя вершинами богословия, но которые оказываются не только интересными для него, но и полезными. Например, реферат книги о Евангелии от Иоанна (озаглавленной как "Введение с комментариями и примечаниями к греческому тексту") даст читателю свежий взгляд на знакомый Евангельский текст и интересно расскажет о историческом контексте Евангельских событий.

Кроме того, в этом номере журнала можно найти немало материалов, посвященных вопросам не богословским, а жизненным и практическим. Здесь стоит упомянуть кратенькую заметку епископа Лонгина "Заметки о христианстве в современном мире". Меняется Церковь во времени, или нет? Есть ли место для Церкви в этом мире? И если есть, то какое оно? Удивительно свежий и острый взгляд на самые живые церковные проблемы мы находим в продолжение статьи современного румынского монаха и богослова архимандрита Рафаила (Нойки): о формализме в молитве, о искушениях, о духовнике, о примерах недостойного поведения священнослужителей. Ответ на каждый предложенный вопрос звучит порой очень неожиданно, он не дает некий простой исчерпывающий рецепт, но он позволяет вопрошающему осмыслить поднятую проблему, понять ее суть. Думаю, читателя заинтересуют и другие статьи и материалы номера.

И наконец, в разделе "Проза" можно найти небольшой рассказик Юрия Максимова "Смерть атеиста", о человеке, не верившем в Бога, но который с мог за нелепым стечением обстоятельств разглядеть Его перст.



ОБЪЯВЛЕНИЯ

Для тех, кто читает кафизмы. На Светлой седмице кафизму не читают. Последний раз ее надо читать в Великую субботу. Чтение кафизм возобновляется 30 апреля.
* * *


Дорогие братья и сестры!
Праздничная пасхальная трапеза обещает быть очень скромной, так как собрали только треть нужных средств.

ответственная по трапезе Полина Назарова



Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru