на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 76 - 24/7 мая 2006 г.


3-Я НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ, СВЯТЫХ ЖЕН МИРОНОСИЦ
ГЛАС 2-Й




Апостольское послание: Деян., VI, 1-7

1. В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4. а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6. их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере

Евангельское чтение: Мк., XV, 43 - XVI, 8

43. пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45. И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
46. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
47. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.



МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА

Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: "Господь мой и Бог мой", и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы - образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения - жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике - рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.

Святитель Феофан Затворник.




ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ...

Воскреснув из мертвых, Господь в продолжение сорока дней являлся своим ученикам, говоря о Царствии Божием (Деян. 1:3). Описание событий этих сорока дней умещаются у всех четырех Евангелистов в пяти небольших главах. Это кажется непонятным - неужели Евангелисты не считали нужным поподробнее описать все явления воскресшего Господа, передать то, что Христос говорил им о Царствии Божием? Ведь, например, описанию первых пяти дней Страстной седмицы Евангелисты посвящают значительно больше страниц своих книг. Так, у евангелиста Иоанна Богослова событиям от входа Господня в Иерусалим до погребения уделяется треть всего Евангелия. Евангелисты, подробно передают тогдашние беседы Христа с апостолами. Почему же здесь богодухновенные писатели так лаконичны? Этот вопрос немаловажно разрешить.
В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.


Но что же рассказывают нам апостолы об этих сорока днях? Прежде всего, это рассказ о мироносицах, которые рано утром в первый Пасхальный день находят гробовую пещеру пустой и получают от ангела весть: Его нет здесь - Он воскрес. Далее Он Сам является мироносицам и Марии Магдалине. Рассказ мироносиц повергает в сомнения одиннадцать апостолов, и показались им слова их пустыми, и не поверили им (Лк. 24:11). Однако Петр и Иоанн, ища подтверждения словам женщин, бегут ко гробу и находят там оставленные погребальные пелены. После этого в тот же день, воскресший Господь сопровождает двух Своих учеников, идущих из Иерусалима в ближнюю деревню Эммаус и там открывает им Себе, преломив на вечери хлеб. И когда открылись у них глаза, и они узнали Его, Он стал невидим для них. Поспешно они возвращаются обратно в Иерусалим, и там Господь разделяет со Своими учениками еще одну трапезу (без Фомы), убедив их наконец в истинности Своего воскресения.

Кроме этого насыщенного событиями первого дня, Иоанн Богослов рассказывает о еще двух явлениях - на восьмой день в иерусалимской горнице Господь уверяет в Своем воскресении Фому, а через некоторое время Он является семи апостолам на Тивериадском море и восстанавливает некогда отрекшегося Петра в его апостольском достоинстве. Перед Своим вознесением на небо Господь дает ученикам повеление свидетельствовать о благовестии воскресения Христова даже до края земли (Деян. 1:8). Апостол Матфей отмечает, что прощальными словами Господа были: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20).
И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его.


К этим Евангельским свидетельствам можно прибавить еще и свидетельство апостола Павла, который писал, что Христос воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и ему на пути в Дамаск (1 Кор. 15:4-8). Но это уже события после вознесения, а апостол не проводит никакого различия между общением воскресшего Христа с Его Церковью до вознесения и после. Мы поем на праздник Вознесения слова кондак о том, что вознесшийся Христос "никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный", но, тем не менее, мы сознательно или несознательно дистанцируем себя от этого Евангельского времени. Но для всех Евангелистов (и для автора Апостольских Деяний евангелиста Луки, который рассказывает к своей книге о многих явлениях Христа после вознесения) пребывание Христа в Церкви, продолжающееся после вознесения, было очевидной реальностью. Апостолы и не могли подумать, что вознесение как-то отдаляет от них Христа, вносит какое-то изменение в их общении с воскресшим Господом.

И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес.
В этом, быть может, и объяснение кажущейся лаконичности Евангелистов в описании событий от Пасхи до Вознесения. Они свидетельствуют о самом главном, о той реальности к которой они уже приобщились, и этого их свидетельства достаточно для того, чтобы мы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:31). Многословность свидетельства отвлекает от главного, да и зачем оно, если каждый читатель может сам приобщится к той жизни вечной, которое дается воскресением Христовым!

Особенно ярко и отчетливо пребывание воскресшего Христа в Его Церкви открывается православному христианину в пасхальные дни, когда не смолкают пасхальные песнопения и мы чаще слышим слова молитвы: "Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу...". Но пасхальная радость, встреча с воскресшим Христом возможна не только сорок дней в году, но и в любое время круглый год - в приобщении Телу и Крови Христовым, как говорится в молитвах Литургии святителя Василия "елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое Воскресение исповедаете". Недаром, в любое время - хоть Великим постом, хоть на Страстной, причастившись Христовых Таин, священнослужители возносят молитву "Воскресение Христово видевше" и другие пасхальные песнопения.

Вот только бы наши духовные очи при такой встречи с Господа не оказались бы "удержанными" и мы смогли бы воскликнуть с апостолами, преломившими хлеб со Христом: "не горело ли сердце наше в нас?!"


Ипользованы фотографии фресок монастыря Грачаница (Сербия)

Диакон Александр Гумеров




ИЗ ПИСЕМ СТАРЦА АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Праздник Воскресения, как и другие праздники, напоминает нам о том, что "Христос вчера и днесь, Тойже и во веки", а мы люди, изменчивы и унылы (1873 г.)

Кроме обычного благожелательного поздравления и обычного радостного приветствия: "Христос Воскресе!" желалось бы сказать вам нечто и общеполезное.

Св. Апостол Павел в послании к евреям говорит: Христос вчера и днесь, Тойже и во веки (13:8). Что означают сии апостольские слова? Не то ли, что Христос Господь, как Бог, всегда одинаков, у Него же, по сказанному, несть пременение или преложения осенение. Мы же, христиане, скоропреложны и изменчивы: вчера были хорошие, а днесь уже не всегда бываем таковыми. Вчера смирялись, сегодня начинаем оправдываться. Вчера мудрствовали о воздержании, в последующий день нередко опять заботимся о наслаждении, а часто даже негодуем, что пища и питие не хорошо приготовлены. Вчера довольствовались простою и скромною одеждою, ныне опять помышляем о одеянии лучшем. Вчера прилежали о молчании, сегодня паки начинаем разглагольствовать. Вчера любомудрствовали о самоукорении, сегодня опять уклоняемся в пересуды и осуждения и тому подобное. Так только вчера и днесь. Кто же из Христиан может поручиться, что он во весь век свой будет постоянен и неизменчив в добродетели.

По сей причине апостол мнящихся стоять твердо в добре увещевает к смиренному и внимательному хранению себя, глаголя: Мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1 Кор. 10, 12). А унывающих и дремлющих в жизни своей возбуждает к бодрствованию, глаголя: возстани и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф. 5:14). Кроме сказанного, слова апостольские: "Христос вчера и днесь, Тойже и во веки", имеют и следующее значение: время течет, годы один за другим проходят, жизнь наша некоторых сокращается, а иных совсем прекращается. Праздники же Господни, по совершении обычного своего круга, тем же порядком возвращаются и будут возвращаться до скончания века, напоминая христианам о великом таинстве воплощения Сына Божия и избавлении нашем от плена диавольского крестною смертью и Воскресением Христовым. Напоминается же нам о сем во всех праздниках Господских потому, что мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными Богу за Его великие к нам благодеяния, временныя и вечныя. Благодарение же приемлющего, по слову преп. Исаака Сирина, поощряет Дающего, еже даяти дарования больши первых. Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует с ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную.



МЫ МОЛИМСЯ

О почившей Татьяне, бабушке Ани Рыбаковой; почившей Варваре, маме Инги. Просим внести изменения в приходские списки.
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru