на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 77 - 1/14 мая 2006 г.


4-Я НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ. О РАССЛАБЛЕННОМ
Глас 3-й



АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: ДЕЯН., IX, 32-42

32. Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: ИН., V, 1-15

1. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4. ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.


МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА

"Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже". Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога - Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, большому, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св. Таин; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.

Святитель Феофан Затворник



ЧУДО - ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕСТЕСТВА

В это воскресение Церковь вспоминает чудесное событие, описанное в Евангелии - исцеление расслабленного, пролежавшего в ожидании исцеления тридцать восемь лет, а через неделю - чудо дарование зрения слепорожденному. Эти чудеса потрясали современников и очевидцев этих событий, поражают они и нас сейчас. Воспоминание этих ярких чудес заставляет задуматься, а что такое чудо Божие? Зачем оно посылается людям?

Исцеление расслабленного.
Фреска Дионисия
Чудом мы привыкли называть те случаи, когда "побеждается естества чин", то есть происходит нечто, зримым образом нарушающее естественное положение вещей - человек, не ходивший десятилетиями, в одно мгновение получает возможность ходить, не видевший с рождения получает зрение. Все это естественно невозможно, но эти сверхъестественные исцеления сопровождали Спасителя всё Его земное служение, и это было естественным. В наш мир, в который издревле вошел грех, грехом вошли противоестественный явления, те явления, которых Бог не творил, которые противоречат установленной Им системе бытия - грехом в мир входят смерть и болезнь. Явление в мир его Творца, когда Бог вошел в этот мир, как "Бог таящийся", отражается на всем творении. Но это сокровенное явление не перестраивает автоматически всю вселенную в первозданное состояние - Бог восстанавливает человека, чтобы человек, восстановившись в своем потерянном достоинстве, мог сам освободить всю тварь от рабства тлению в свободу славы (см. Рим. 8:19-22). Поэтому Бог не избавляет нас Своим воплощением от земных страданий и болезней - подражание Христу в терпеливом их перенесении становится путем к нашей славе, ведь нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18).

Бог вошел в мир тайно, но тварь узнает своего Творца: "Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе" - звучит в рождественском богослужении. Именно поэтому бесчисленные исцеления, изгнания нечистых духов, насыщение голодных сопровождают Господа во всем Его земном служении. Они становятся знаком, предваряющим восстановление всего творения в новом небе и новой земле (ср. Ис. 65:17; Откр. 21:1). Эти события и должны свидетельствовать о служении Мессии. Когда Иоанн Креститель спрашивает через своих учеников у Иисуса о Его Мессианском достоинстве, Господь отвечает: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф.11:4-6). Так пророчествовали о пришествии Христа древние пророки.

Исцеление слепорожденного.
Фреска Дионисия
Чудо можно определить как ответ творения на непосредственное действие Бога. Побеждая сложившееся положение вещей, чудо возвращает творение в его естественное первозданное состояние. И это действие Божие совершенно не обязательно должно сопровождаться внешними эффектными знаками. Самое огромное чудо в мире - боговоплощение - прошло тайно. Не узнанный миром Христос страдал и умер на кресте, совершив тем самым чудо нашего искупления. Чудо причастия Тела и Крови Христа проходит без внешних знамений. Внешняя сторона чуда нередко бывает излишней, а иногда поиски каких-то внешних знамений вообще заслоняет понимание происходящего истинного чуда. Так иудеев полностью ослепило насмешливое требование у Христа: если Ты Сын Божий, сойди с креста! <...> Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Об этом и предупреждал Христос передавая Предтече свидетельство о Своих чудесных исцелениях: блажен, кто не соблазнится о Мне. Такому требованию чудес - иудеи знамения просят (1 Кор. 1:22) - противопоставлялась апостольская проповедь Христа распятого.

Чудо от Церкви неотъемлемо, для Церкви оно естественно. Совершаются и сейчас поражающие воображение знамения - миротечении, исцеления (и надо понимать, что как во времена Спасителя и апостолов, приобщение к чуду само по себе не делает человека верующим и любящим Бога. Иудеи, которые обвиняли Христа и исцеленных Им в нарушении субботы не сомневались, что чудесное исцеление произошло). Только, знамения не должен отвлекать нас от истинного понимания чуда - чуда как причастности к явлению дел Божиих, чуду как богообщению. Ведь в таком случае, чудом оказывается не только наша Евхаристия, но и простая молитва - мы обращаемся к Творцу вселенной и Он нас слушает.

Диакон Александр Гумеров



О ДУХОВНОМ РАССЛАБЛЕНИИ. ОБ ОТНОШЕНИИ К НАГРАДЕ


"Ибо кто хочет спастися, тому нет к тому никакого препятствия,- разве только нерадение и разленение души"
Антоний Великий


Архиеп. Феофан Полтавский
(1872 - 1940)
Вы жалуетесь на то, что временами нападает на Вас расслабление духовное, и тогда жизнь благодатная становится для Вас чем-то неудободостигаемым, уделом лишь праведных людей. Живущие духовною жизнью знают это состояние. Св. Марк Подвижник говорит, что причинами этого ослабления духовной жизни бывают три состояния: неведение, забвение и нерадение. На пути жизни духовной словно удары какие поражают по временам душевные силы, и они отказываются действовать по требованиям духа. Когда поражено бывает чувство, тогда появляется состояние нечувствия; когда поражен бывает ум, тогда он и слепотствует, или забывается; когда поражена бывает воля, тогда человек впадает в состояние разленения и неподвижности на дела, по требованию духа.

С чего начинается ослабление духовной жизни, бывает неодинаково, но больше от забвения. От забвения - нечувствие; от того и другого - разленение или нерадение. Но надо иметь в мысли, что все это бывает с людьми, стоящими на добром пути, говорит святитель Феофан Затворник. У живущих по страстям эти три состояния постоянно существуют, но не замечаются ими. Те же, которые живут духовною жизнью, замечают свои изменения на худшее, жалеют о том и молятся; следовательно, они не из числа работающих страстям. Они вышли из того рабства, и попали в эти недобрые состояния случайно. Вина, конечно, в них, но редко кто может сказать, отчего именно они находят. Господь же милостив, и кто, заметив такую худобу в себе, прибегает к Нему с сокрушением, к тому Он являет скоро Свое благоволение и восстанавляет внутреннее его в свойственном ему чине (Еп. Феофан Затворник. Толкование на 118 псалом, с. 79-80). - Из сказанного видно, что вовсе не худо, что Вы замечаете находящее на Вас временами духовное расслабление. Значит, Вы живете духовною жизнью, и только временами нападает на Вас это расслабление. И не нужно доискиваться точно причины этого расслабления, если не подсказывает Вам ее Ваша собственная совесть. Нужно только иметь в себе убеждение, что вина изменения к худшему лежит в Вас, хотя Вам и неизвестна. И нужно только в том сознании и этом чувстве молиться Господу о прощении неизвестной вины и о ниспослании духовной помощи на предстоящее духовное делание. И если будем молиться с верою, получим просимое!

Из Писем архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского


Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru