на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 79 - 29 мая / 11 июня 2006 г.


8-Я НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ.
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ




ТРОПАРЬ
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе.
КОНДАК
Егда снизшел языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: ДЕЯН., II, 1 - 11

1. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8. Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10. Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: ИН. VII, 37-52, VIII, 12

37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43. Итак произошла о Нем распря в народе.
44. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48. Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49. Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51. судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52. На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
12. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.


ЧЕЛОВЕК КАК ОБИТЕЛЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Апостол и евангелист Иоанн Богослов подробнее других Евангелистов передает то, о чем говорил Господь со Своими учениками в вечер того дня, когда Он был предан на смерть. И на этой вечери приобщения Телу и Крови Христовых Господь как никогда четко открывает Своим апостолам познание единого Бога троичного в Лицах. Иисус Христос - Бог и Единосущный Отцу Сын Божий явившийся во плоти открывает через Себя апостолам Своего непостижимого Отца и проповедует о Святом Духе, Которого Он Сам обещает послать от Отца всем верующим.

О Духе Святом проповедовал и Ветхий Завет - наитием Божиим ветхозаветные писатели говорили о Духе Божием как о Силе, Которой была сотворена вся Вселенная, Которая давала дар пророчества, Которая наставляла праведников. Сам Иисус Христос и раньше в прикровенной форме учил о Духе, причастниками Которого станут Его ученики. Например, когда Христос говорил о реках живой воды, которые потекут из чрева тех, кто верует в Него, евангелист поясняет, что сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7:38-39). Здесь же на вечери Господь говорит прямо. Христос обещает послать ученикам Святого Духа от Отца. Он называет Духа, Духом истины, Который от Отца исходит (15:26). Этот Дух истины, наставит учеников Христовых на всякую истину (16:13), научит их всему и напомнит им все, что Христос им говорил (14:26). Он прибудет с ними вовек (14:16). Кроме того, Господь называет здесь Святого Духа Утешителем.

В греческом тексте здесь стоит небезызвестное нам слово Параклитос (это наименование утвердилось за третьей Божественной Ипостасью и им называются несколько монашеских обителей, посвященных Духу Святому). Буквально этимологически это слово означает "призванный", "тот, которого призывают", но в библейском языке оно приобретает новое значение - "утешающий", "ободряющий". В Ветхом Завете Утешителем называет Себя Бог: Я, Я Сам - Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава (Ис. 51:12). В Новом Завете Бог-Отец называется Богом всякого утешения (2 Кор. 1:3). Апостол Иоанн Богослов называет Утешителем Господа Иисуса Христа: мы имеем утешителя пред Отцем, Иисуса Христа, праведника (1 Ин.2:1; в синодальном тексте здесь слово параклитос переведено как "ходатай"). Если Христос наш Утешитель, то понятно, почему Сам Господь называет Духа Святого другим Утешителем (14:16). Таким образом наименование Утешитель прилагается к Каждому из Лиц Святой Троицы, и тем самым подчеркивает их равное божественное достоинство.

Вся высота богословия, выраженная в прощальной беседе Христа со Своими учениками суммируется в замечательной стихире нынешнего праздника: "Святый Боже, вся содеявый Сыном содейством Святаго Духа, Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир, Святый Безсмертный Утешительный Душе, от Отца Исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе". Познание этих действий Лиц Святой Троицы - и внутритроических, и в отношении мира - оказываются возможным только тогда, когда "Один от Святой Троицы" - Бог-Сын принял нашу плоть и стал Человеком. Ведь Сын являет не только Себя. Через Его воплощение нам открывается вся Святая Троица, все три Лица. Поскольку три Божественных Лиц едины по Своему существу (как говорит Христос, Я и Отец одно), то Сын Своим явлением открывает нам Отца (как Он Сам сказал Своему апостолу: Видевший Меня - видел Отца). Также через Христа Отец посылает миру Своего Духа.

Господь не зря открывает эти тайны Божества, лишь в вечерю Евхаристии. Только в реальном приобщении ко Христу возможно познание Его, а через это - приобщение Отцу и Святому Духу. И сейчас христианин соединяясь со Христом в приобщении Его Тела и Крови, соединяется всей Святой Троицы. Так перед причастием христианин молится Христу: "Да буду дом Твой причащением Священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом", вспоминая слова Христа, что кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23) и слова Апостола: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога (1 Кор. 6:19).
Диакон Александр Гумеров



О ДУХЕ СВЯТОМ
Господь Милостивый дал на землю Духа Святого, и Духом Святым утвердилась Святая Церковь.
Дух Святой раскрыл нам не только земное, но и небесное.

Духом Святым мы познали любовь Господню. Любовь Господня горяча. Святые Апостолы, исполнены любви, обтекли всю вселенную, и дух жаждал, чтобы все люди познали Господа.

Духом Святым услаждались любимцы Божии - Пророки, и потому слово их было сильно и приятно, ибо всякая душа хочет слышать слово Господне.

О, чудо. И меня столь много грешного не презрел Господь, но дал мне Духом Святым познать Его.

Дай же мне, Господи, духа смиренного, чтобы я всегда благодарил Тебя, что Ты на землю дал Духа Святого. И помню Его. Он Сам помогает мне помнить Его.

О, Душе Святый. О, Великий Царю. Что воздам Тебе я - грешная земля? Ты открыл мне непостижимую тайну. Ты дал мне познать Господа - Создателя моего. Ты дал мне познать, как безмерно Он любит нас.

Господь так много нас любит, что объяснить этого невозможно, и только Духом Святым познается эта любовь, и душа неизъяснимо чувствует сию любовь. Господь по естеству благ и милостив, кроток и любезен, и описать доброту Его нельзя, но душа без слов чувствует эту любовь, и всегда желает пребывать в таком тихом состоянии.

Он сказал: "не оставлю вас сирыми"; и мы видим, что действительно не оставил, но дал нам Духа Святого.

Дух Святой невидимо дает душе знание. В духе Святом душа обретает покой. Дух Святой веселит душу и дает ей радость на земле. Какая же радость и веселие будут на небесах? Мы Духом Святым научены знать любовь Божию, но там она будет совершенною. О, немощный я человек. Я только познал любовь Божию в совершенстве, но стяжать ее не могу, и плачет душа моя на всякий день, и все думаю: "я еще не получил того, чего ищет душа моя".

Когда Дух Святой сошел на Апостолов, то они опытом познали, что есть любовь Божия и любовь к человеку.

"Чадца, болезную, доколе не вообразится в вас Христос", говорит Апостол.

О, как был бы я рад, если бы народы все познали Господа.

Господи, Ты Сам дай им познать Тебя Духом Святым, как дал Ты Апостолам Духа Святого, и они познали Тебя, так всем людям дай познать Тебя Духом Святым.
Преподобный Силуан Афонский



БОГ - ТРОИЦА
Единица приходит в движение от Своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первая преодолевает состав двоицы. Св. Григорий Богослов


Святой Григорий Богослов писал: "с тех пор, как, отрешившись от житейского, предал я душу светлым небесным помыслам, и высокий ум, восхитив меня отсюда, поставил меня далеко от плоти, скрыл меня в таинницах небесной скинии, осиял мои взоры светом Троицы, светозарнее Которой ничего не представляла мне мысль, Троицы, Которая с превознесенного престола изливает на всех общее и неизреченное сияние, Которая есть начало всего, что отделяется от превыспреннего временем, с тех пор я умер для мира, а мир умер для меня". Под конец своей жизни он выражает желание быть "там, где моя Троица в полном блеске Ее сияния... Троица, даже неясная тень Которой наполняет меня волнением".

Само начало тварного бытия есть изменяемость, переход из небытия в бытие, тварь по самой природе своей условна. Троица же есть абсолютная неизменяемость, "абсолютная необходимость совершенного бытия", но идея необходимости неприложима к Троице, ибо Она - за пределами антиномии необходимого и случайного. Совершенно личностная и совершенно природная, в Ней свобода и необходимость - едины, или вернее они не могут иметь места в Боге. У Троицы - никакой зависимости от тварного: акт сотворения мира ни в чем не определяет того, что принято называть "вечное происхождение Божественных Лиц". Тварного могло бы и не быть, Бог и тогда был бы Троицей - Отцом, Сыном и Духом Святым, ибо сотворение есть акт воли, происхождение Лиц - акт природы. В Боге - никакого внутреннего процесса, никакой диалектики трех Лиц, никакого становления, никакой трагедии в Абсолюте, для преодоления или разрешения которой потребовалось бы троическое развитие Божественного существа.

Как заключить в один образ антиномию единства и троичности? Можно ли объять эту тайну без помощи несоответствующих ей понятий движения или развития? Григорий Богослов сознательно заимствует язык Плотина: Единица приходит в движение от Своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первая преодолевает состав двоицы. Таким образом Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности. Первое было бы бесславным, а второе - противоречащим порядку. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе - эллинства и многобожия". Здесь как бы просвечивает тайна числа "три": Божество не единично и не множественно; Его совершенство превыше множественности, коренящейся в двоичности и находит Свое выражение в Троичности. Оно есть Троица, и этот факт не может быть выведен из какого-либо принципа, не может быть объяснен какой-либо "достаточной" причиной, ибо нет ни начала, ни причины, предшествующих Троице.

Два - число разделяющее, три - число, превосходящее разделение: единое и множественное оказываются собранными и вписанными в Троицу: "Когда я называю Бога, я называю Отца, Сына и Святого Духа. Не потому, что я предполагаю, что Божество рассеяно - это значило бы вернуться к путанице ложных богов; и не потому, чтобы я считал Божество собранным воедино - это значило бы Его обеднить. Итак, я не хочу впадать в иудейство ради Божественного единодержавия, ни в эллинство, из-за множества богов". Святой Григорий Богослов не пытается оправдать Троичность Лиц перед человеческим разумом; он просто указывает на недостаточность любого числа, кроме числа "три". Однако напрашивается вопрос: приложимо ли понятие числа к Богу и не подчиняем ли мы таким образом Божество одному из внешних определений, свойственных нашему мышлению, а именно категории числа три? Святой Василий Великий так отвечает на это возражение: "Мы не ведем счет, переходя от одного до множественности путем прибавления, говоря один, два, три, или первый, второй, третий, ибо "Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис. 44, 6). Никогда до сего дня не говорили: "второй Бог", но, поклоняясь Богу от Бога, исповедуя различие Ипостасей, без разделения природы на множественность, мы остаемся при единоначалии". Речь идет здесь не о материальном числе, которое служит для счета и ни в какой мере не приложимо к области духовной, в которой нет количественного возрастания. В частности, когда это число относится к нераздельно соединенным Божественным Ипостасям, совокупность которых всегда равна только единице (3 = 1), тройственное число не является количеством, как мы это обычно понимаем: оно обозначает в Божестве неизреченный Его порядок.

Греческие отцы всегда утверждали, что начало единства в Святой Троице - Личность Отца. Будучи началом двух других Лиц, Отец тем самым является пределом соотношений, от которых Ипостаси получают свое различение: давая Лицам их происхождение. Отец устанавливает и их соотношение с единым началом Божества как рождение и исхождение.

По учению святого Максима Исповедника, именно Отец дает различения Ипостасям "в вечном движении любви". Он сообщает Свою единую природу равным образом и Сыну и Святому Духу, в Которых она пребывает единой и нераздельной, хотя и сообщается различным образом, ибо исхождение Святого Духа от Отца не тождественно рождению Сына от Того же Отца. Являемый чрез Сына и вместе Сыном, Святой Дух существует как Божественное Лицо от Отца исходящее, как об этом ясно говорит святой Василий Великий: "От Отца происходит Сын, Которым все получило бытие и с Которым всегда неразлучно представляется нашему уму Святой Дух, ибо невозможно помыслить о Сыне, не будучи просвещенным Духом Святым. Таким образом, с одной стороны Дух Святой, Источник всех подаваемых твари благ, связан с Сыном, с Которым Он представляется неразлучно; с другой стороны, Его бытие зависит от Отца, от Которого Он исходит. Следовательно, отличительный признак ипостасного Его свойства есть тот, что Он проявляется после Сына и с Сыном, а бытие имеет от Отца. Что касается Сына, Который Собою и вместе с Собою дает познавать Духа, исходящего от Отца, только Он сияет от нерожденного Света, как единственный Сын; это Его собственный признак, который отличает Его от Отца и от Святого Духа и обозначает Его как личность. А сый над всеми Бог один имеет тот преимущественный признак Своей Ипостаси, что только Он есть Отец и не происходит ни из какого начала; именно по этому признаку Он познается как Личность".

Для Православной Церкви Пресвятая Троица - непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта. Именно Ее ищем мы, когда ищем Бога, когда ищем полноту бытия, смысл и цель своего существования. Пресвятая Троица для нашего религиозного сознания есть изначальное откровение, источник всяческого откровения и всяческого бытия. Ее нужно принимать как факт, достоверность и необходимость которого могут обосновываться только им самим.
В.Н. Лосский


Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru