на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 80 - 11/24 сентября 2006 г.


НЕДЕЛЯ 15-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПЕРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ




АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ НЕДЕЛИ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ: ГАЛ., VI, 11-18:

11. Видите, как много написал я вам своею рукою.
12. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13. ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.


АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: 2 КОР., IV, 6-15:

6. потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9. мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12. так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13. Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14. зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15. Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо'льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ НЕДЕЛИ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ: ИН., III, 13-17:

13. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15. дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мф., XXII, 35-46:

35. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38. сия есть первая и наибольшая заповедь;
39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40. на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42. что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44. сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46. И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.



МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним, и тотчас дополнил ее учением Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического - самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять.



ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ.
ОПЫТ АДА, КАК ПУТЬ К НЕБЕСНОМУ ЦАРСТВУ
"Стяжи предвкушение адских мучений,
чтобы при воспоминании о них душа твоя содрогнулась,
отсеки от себя грех и припади к Богу в смиренной молитве <...>
Бог помилует тебя и вместо ада введет тебя в рай"
Святитель Игнатий Брянчанинов

В начале века, в 1905 году, в Свято-Пантелеимоновом русском монастыре на Афоне преподобный Силуан молился в своей келье, но бесы мешали ему достигнуть чистой молитвы. Он сидел на табурете и говорил:

"Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы мне не дают. Научи, что я должен делать, чтобы они отошли от меня". Он получил ответ в душе: "Гордые всегда страдают от бесов". - "Господи, - говорил Силуан, - скажи, что я должен делать, чтобы смирилась душа моя?" - В его сердце прозвучал тогда ответ Бога: Держи ум твой во аде и не отчаивайся. Смысл этой заповеди неочевиден, поэтому нуждается в некотором уточнении, - задача столь же трудная, сколь и необходимая!

Трудная потому, что, дабы понять смысл этих слов Христа во всей их глубине, надо самому иметь тот же опыт, находиться в том же духовном состоянии, как и тот, к кому они были обращены, и все же необходимая, так как этот известный ответ, данный Христом преподобному Силуану (иногда это единственное, что знают о нем) цитируется часто, но не всегда правильно. Иногда он даже шокирует. Однажды я получил письмо от одной особы, которая писала: "Держать ум во аде... какой ужас! И не поддаться отчаянию: невозможно! Это толкнуло бы меня на самоубийство".

В обыденном языке слово ад имеет различные значения, но они всегда ассоциируются с идеей страдания, крайнего несчастья, сожаления, абсурда, как в выражениях: ад больших городов, моя жизнь - сущий ад. Ад - прежде всего царство смерти, библейский шеол, аид древних греков. Как существуют различные виды смерти: смерть физическая и смерть духовная, - существуют различные виды ада. В силу своей смертности все люди проходят аид (шеол), но не все наказываются геенной.

Ад - место, где находятся души грешников. Преподобный Андрей Критский ясно говорит: "Души всех людей, и особенно святых, проходят через это ужасное место, но они там не задерживаются, за исключением тех, которые прожили жизнь в небрежении". В этом смысле ад - состояние, в котором находятся души после физической смерти, но оно не равнозначно осуждению и вечным мучениям. Для многих идея вечных мучений несовместима с идеей Бога как идеей любви и милосердия. И это правда: не Бог создал ад, но сам падший человек. Бог есть Свет, Бог есть Любовь, Он любит всех людей: Он повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Ад не является местом, где нет Бога, где люди будут далеко от Него, будут лишены Его присутствия, - все предстанут пред Богом, Который есть Любовь. Вдохновляясь мыслью преподобного Максима Исповедника, греческий богослов Никос Мацукас пишет: "Нигде не может быть места, где не было бы Бога в Его созидающем присутствии творчества и жизни. Проклятые с их князем, диаволом, хотят ли они того или нет, находятся рядом с Богом, а не в тюрьме или в месте, созданном для мук и страданий, где Бог будет отсутствовать. Однако несмотря на то, что Бог не может отсутствовать, отверженные вовсе не смогут разделить Его Божественную Славу, для Которой они закрыли свои души, Бог же никому не закрывает дверь".

Сказать, что все пойдут в ад, означает, что все будут погружены в Любовь Божию. Однако в зависимости от состояния, в котором находится человек, встречая Бога, эта встреча будет им восприниматься или как блаженство, или как адские страдания. И если человек, представший пред лицом Трисвятого Бога, укреплен в состоянии греха, в состоянии несходства с Богом, если он очерствел в этом своем состоянии, то все то, что ощущается спасенными как свет, как любовь, будет восприниматься им как мрак и страдания.

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: "Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело, со всех сторон бывают освещаемы им, однако являются вне света, будучи удалены от него чувством и зрением; так и Божественный свет Троицы есть во "всем", но грешники, заключенные во тьме <...> будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки".

Отсюда понятно, что ад вечен, так как вечна любовь Божия, вечен Божественный Свет, и, тот, кто в плане вечности определил себя против Бога, не сможет никуда от Него скрыться. Это не Бог жесток, не Он создал тюрьму для тех, которые Его не любят, заставив их страдать вдали от Себя, но человек сам страдает от присутствия Божия, от которого он не сможет избавиться.

Чтобы избежать ада, причиной которого является он сам, человек должен готовиться предстать пред Богом очищенным и просветленным, чтобы не быть сожженным этой встречей, чтобы она была, напротив, вечным блаженством.

Архимандрит Симеон (Брюшвайлер)



КОНЧИНА СВЯТИТЕЛЯ

Абхазия. Команы. Храм мч. Василиска на месте кончины Златоуста
На праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября) Церковь отмечает день памяти святителя Иоанна Златоуста. За торжеством великого Господского праздника память святителя теряется и служба ему в этот день храмах не служится. Празднование в честь святителя обычно совершается в другие дни - в день перенесения его мощей или на собор трех святителей. Однако событие, которое отмечается именно в этот день - преставление святителя Иоанна - особенно близко нам, хотя бы географически. Ведь скончался святитель на Кавказе, в маленькой Абхазкой деревушке Команы. Места эти, находящиеся на границе империи, служили частым местом ссылок. Например, спустя столетия после Златоуста в ссылке в Лазике (Западная Грузия) умер преподобный Максим Исповедник.

Так, почти тысячу шестьсот лет назад в 407 году враги Иоанна Златоуста, который был изгнан со своего епископства и услан в ссылку, боясь его умножающейся славы, погнали святителя с места первой ссылки в армянском селении Кукуз в далекий и дикий Питиунт (нынешнюю Пицунду). Тяготы пути были невыносимы для больного святителя. Когда святитель Иоанн и сопровождавшие его воины приблизились к Команам, они остановились вне городских стен в церкви мученика Василиска, святого, просиявшего своим исповедническим подвигом за сотню лет до ссылки Златоуста. В ту ночь святителю Иоанну предстал мученик Василиск и сказал: "Мужайся, брат Иоанн, завтра мы будем вместе". Затем мученик обратился к находящемуся с ним пресвитеру: "Приготовь место брату Иоанну, ибо он грядет". Ободренный этим видением, святитель Иоанн наутро попросил воинов остаться здесь до пятого часа. Те, желая продолжать путь, не послушали Святителя, но, пройдя немного и видя, что Святитель совсем ослабел, были вынуждены вернуться. Там при церкви мученика Василиска, приобщившись Святых Христовых Таин, святитель Иоанн отошел ко Господу. Честнoе его тело было погребено в той же церкви, где покоился мученик Василиск.

Честные мощи святителя Иоанна покоились в церкви-мартирии тридцать лет - до тех пор пока патриархом в Константинополе не стал ученик Златоуста святитель Прокл. Тогда они были торжественно перенесены в столицу. От храма мученика Василиска, где святитель отошел ко Господу, остались руины, но на них недавно был построен новый деревянный храм.


О КРЕСТЕ

Сегодня Господь наш Иисус Христос - на кресте, и мы празднуем, чтобы ты знал, что крест - праздник и духовное торжество. Крест - уничтожение вражды, он - охрана мира, он стал для нас сокровищем бесчисленных благ. Благодаря кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь.
Святитель Иоанн Златоуст

Увы, Господь мой! Ты на Кресте - я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте... я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия.
Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния.
Святитель Игнатий Брянчанинов

Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Или иначе: то преслушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе.
Священномученик Ириней Лионский

Крест - знамение будущего бессмертия.
Преподобный авва Исаия




Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru