на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 81 - 1 октября 2006 г.


НЕДЕЛЯ 16-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПО ВОЗДВИЖЕНИИ




АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ НЕДЕЛИ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ: ГАЛ., II, 16-20

16. однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20. и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.


АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: 2 КОР., VI, 1-10

1. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
2. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
3. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4. но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5. под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6. в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7. в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8. в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9. мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10. нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ НЕДЕЛИ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ: МК. VIII, 34 - IX, 1

34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37. Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
1. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: МФ., XXV, 14-30


14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!


ЗАЧАТИЕ ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДА


Пожалуй, только святой пророк Предтеча и Креститель Иоанна, как повествует Писание, принимает активное участие в Евангельской истории еще до своего рождения. Когда Дева Мария, обрадованная ангельским благовестием, поспешила встретится со своей пожилой родственницей Елисаветой, которая к тому времени уже шестой месяц носила младенца Иоанна, младенец вострепетал во чреве Елисаветы (Лк. 1:41). Наверное, поэтому Церковь и совершает празднование этого святого по такому неожиданному поводу - его зачатию (кроме Зачатие святого Иоанна Предтечи Православная Церковь празднует зачатие только Пресвятой Богородицы).

О чудесных событиях, предшествующих зачатию Пророка, рассказывает нам евангелист Лука. Его родители достигнув преклонного возраста оставались бездетны. Отец его был священник ветхозаветного храма. Ко времени прихода в мир Спасителя священников (а ими становились прямые потомки Аарона) было около 20 тысяч. Еще при царе Давиде все священники были разделены на двадцать четыре рода. Между этими 24 родами был поделен весь годовой богослужебный круг и жребием была определена последовательность (чреда) служения каждого рода. Дважды в году священники своей чреды приходили в Храм в Иерусалиме и в течении недели совершали богослужения. Священник Захария принадлежал к 8-й чреде - Авиевой. Историки посчитали, что в год когда вероятно происходили эти события Авиева чреда несла свое храмовое служение в первом полугодии с 17-го по 23-е апреля, а во втором - с 16-го по 22-е сентября.

Вероятно, что именно во время служение на этой осенней недели, когда Захария кадил в храме, его явился ангел Господень, став по правую сторону жертвенника кадильного (Лк. 1:11). Архангел Гавриил предсказывает Захарии рождение сына, который Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей (ст. 15) и за то, что священник усомнился в словах ангела, связывает его немотой до исполнения пророчества. И было: - рассказывает Евангелист - когда окончились дни служения его, ушел он в дом свой. После же этих дней зачала Елисавета, жена его, и пять месяцев скрывала себя от всех, говоря: так мне сотворил Господь в дни, когда Ему угодно было снять с меня поношение среди людей (ст. 23-25).

С зачатием святого Иоанна Предтечи тесно хронологически связаны и некоторые другие события Евангельской истории. Во-первых, это Благовещение Пресвятой Богородицы, которое произошло на шестой месяц после описанных событий. А во-вторых и в-третьих, - Рождество Христово и рождение Иоанна Пророка. Наш Господь в рождении по человечеству оказывается на полгода младше Своего Предтечи. С этим издревле связывали и даты праздников, посвященных этим событиям. Древние христианские писатели полагали, что Христос как второй Адам был зачат от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия 25 марта, когда, по древнему преданию, создан и первый Адам. Родился же Христос - Солнце правды, через 9 месяцев во время зимнего солнцеворота, когда начинает увеличиваться день. Следовательно, рождество Предтечи приходится на 24 июня (по ст. ст.) на время летнего солнцеворота, когда дни начинают сокращаться. Свт. Афанасий Великий связывает это со словами самого Иоанна Крестителя: Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3:30).

Так или иначе празднование Зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 23 сентября (по ст. ст.) известно еще по древним месяцесловам V-VII веков. Святитель Иоанн Златоуст, а за ним и другие толкователи предлагали в пользу такой датировки зачатия и других связанных с ним событий (в первую очередь, конечно, Рождества Христова) следующие неожиданные соображения. Златоуст предполагал, что Захария был первосвященником, а чудесное явление Ангела произошло в Святая Святых. Известно, что первосвященник мог входить в Святая Святых только однажды в году - в День Очищения (Йом-Киппур), который праздновался в последние дни сентября-начале октября (например, в нынешнем 2006 году этот праздник празднуется 2 октября). Следовательно, как полагает Златоуст, зачатие Предтечи происходит вскоре после Дня Очищения. Однако, следует заметить, что предположение, что праведный Захария был первосвященником не находит подтверждения в Евангелии и прямо противоречит имеющимся у нас историческим сведениям о еврейских первосвященниках.

История зачатия святого Предтечи Иоанна - первое Евангельское событие о котором, повествуют Евангелисты. И Церковь торжественно празднует появление того, о ком пророчествовал его отец праведный Захария: И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо, ибо ты будешь идти пред Ним, чтобы приготовить пути Ему, дать народу Его познать спасение в отпущении грехов их, по глубине милосердия Бога нашего, которым с высоты посетит нас Восходящее Светило, воссиять сидящим во тьме и тени смерти, направить ноги наши на путь мира (Лк. 1:76-79).
Диакон Александр



ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО

Православная Церковь благословляет почитание своих угодников, причисляя их к лику свтых. Святые - это светильники веры, которые своими подвигами осуществили христианские идеалы. Евангельские завета; это - соль земли, на них стоит мир.

Первым кононизованным святым Синодального периода (1700 - 1917) был святитель Димитрий Ростовский (1651 - 1709; пам. 28 окт.), канонизированный в 1763 году. Сей Святитель - выдаущийся иерарх петровского времени, богослов-агиограф, историк, борец со старообрядческим расколом, драматург и просветитель. Свой главный труд, Четьи Минеи, в завершил в 1705 году; для написания ему понадобилось двадцать лет напряженных усилий. В первый три года своего архиерейства он все свое свободное время отдавал работе. При этом он использовал труд своего предшественника - Великие Четьи Минеи святителя Макария ( 1563; пам. 30 дек.). 9 февраля 1795 года, кончая последний том, посвященный июньским, июльским и августовским святым, он мог с полной правдивостью написать: "Сегодня день восьмой после праздника принесения Христа во храм, где Симон, приняв Иисуса на руки свои, сказал: Ныне отпущаеши раба Своего, сегодня шестой день недели, день, когда Господь, вися на кресте, сказал: "Свершилось"". Радость Святителя проделанной работе была вполне оправданной. Действительно, трудно найти после Евангелия другую книгу, которая бы оказала такое влияние на русское благочестие. Труд митрополита Димитрия оказался для русского народа неисчерпаемым духовным сокровищем, живою духовной школой, показывающей истинные ценности земной жизни. Святитель внес вклад в распространении этой книги на Руси: она была растиражирована печатным способом. При составлении житий святых святителю Димитрию были благодатные явления святых, над житиями которых он работал.

Святые мощи митрополита Димитрия были обретены 21 сентября 1752 года в связи с начавшемся ремонтом в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре. В 1756 года по именному указу императрицы Елизаветы Петровны митрополит Ростовский святитель Арсений Мацеевич представил в Синоде записи чудес, совершавшихся у гробницы святителя Димитрия. Затем в Ростов прибыла назначенная Синодом комиссия в составе Суздальского митрополита Сильвестра (1755-1760), настоятеля Симоновкого монастыря архимандрита Гавриил (1745-1771). Вместе с Ростовским владыкою они проверили данные о чудесах и о мощах. Затем Синод обращался к императрице за разрешением о канонизации святого. В указе Святейшего Синода митрополиту Ростовскому Арсению от 15 апреля 1757 года говориться: "Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня наша императрица Елизавета Петровна против поданного ее Императорскому величеству от Синода о новоявленных преосвященного Димитрия митрополита Ростовского мощах доклада оные святые мощи за совершенные святые мощи огласить, празднование оному новоявленному чудотворцу святителю Димитрию 21-го числа Сентября (коего оные святые мощи обретены) установить, всенощное бдение и молебные пения желающему народу открыто отправлять и тому новоявленному чудотворцу особливо службу сочинить и в печатаемые книги, в кои надлежит, оное святых мощей обретении, с приложением жития его с прочими наряду внести высочайше указать изволила". Императрица пожелала сама присутствовать при открывании мощей и переложении их в раку, но это событие совершилось уже при Екатерине II 25 мая 1763 года и в ее присутствии. Митрополит Димитрий явился первым святым, канонизованным к общерусскому почитанию в Синодальный период.

Икона свт. Димитрия Ростовского.
Храм Святой Троицы в Хохлах
Святитель Димитрий имеет определенное отношение и к нашему храму, в котором в 1757 году, в том месте, где ныне висит икона Димитрия Ростовского, был освящен придел Святителя Димитрия. В нешм храме запланировано только два придела, а этот третий сделали просто в виде перегородки, маленького иконостаса. Связанно это с тем, что здесь раньше была хохловская слобода, украинцы очень почитали Святителя Димитрия, и в наше районе это не единственный храм, где есть придел посвященный этом святому.

В бедственный 1812 год, по вступлнии французов в Москву разрешение совершать богослужение получили лишь четыре монастыря и десять церквей. Милостью Божиейв числе десяти был и наш храм.

Божественную службу у нас совершали по особом письменному дозволению от французского начальства. Служил настоятель о.Петр Иванов с причтом церкви, в приделе Владимирской иконы Божией Матери, так как в Троицком приделе и в приделе свят. Димитрия Ростовского престолы были сдвинуты со своих мест. И только в 1822 г. был заново освящен придел свят. Димитрия Ростовского; а в 1862 году быль вновь устроен иконостас, заботами почетного гражданина Димитрия Четверикова.

В настоящее время придел Димитрия Ростовского упразднен, но в том месте, где был этот придел, сейчас висит икона Святителя Димитрия, неожиданно и необычно, оказавшаяся в нашем храме.

Была в нашем храме прихожанка Любовь Гавриловна, которая любила ходить по разным храмам. Однажды она увидела икону свт. Димитрия в храме апостола Иакова Заведеева и стала рассказывать настоятелю, что она знает храм, где есть престол имени свт. Димитрия, то есть наш храм. И, неожиданно, батюшка говорит: "Ну что же делать, придется отдать икону". Не так часто и просто передают иконы из одного храма в другой и тем более так, казалось бы необдуманно и скоро. Любовь Гавриловна побежала к нашем настоятелю о.Алексею, он, не долго думая, вскочил в машину, и они помчались за иконой, боясь, как бы батюшка не передумал. Таким образом эта икона оказалась в нашем храме, где и висит по ей день.



Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru