на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 82 - 8 октября 2006 г.


НЕДЕЛЯ 17-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца


АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: 2 КОР., VI, 16 - VII, 1

16. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

17. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

18. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

1. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: ЛК., V, 1 - 11

1. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

2. увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

4. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

8. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10. также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.


МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и, после проповеди, велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась. Это образ всякого труда без помощи Божией, и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится, и одними своими силами хочет чего достигнуть - все из рук валится; когда приближится к нему Господь, - откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: "без Мене не можете творити ничесоже", сказал Господь. И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй - кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и все не в прок. Когда же низойдет благословение Божие, - откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины.



ГЛАВА ПРЕПОДОБНОГО

Рака с мощами прп. Сергия Радонежского в Троицком соборе Сергиевой лавры
Думается, что каждый православный христианин, у кого была такая физическая возможность, хоть раз в жизни поклонился мощам великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, которые покоятся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Преподобный Сергий любим и почитаем всеми нами. Мы знаем его как молитвенника за нашу Церковь и нашу землю, человека, вдохновившего русских народ на объединение перед лицом неприятеля. Его мощи, открыто лежащие в серебряной в Троицком соборе видели многие. Но - хотя в последнее время в церковных изданиях было несколько публикаций об этом, - возможно не всем известна таинственная, почти детективная, история со святой главой Преподобного, которая произошла в XX веке.

Вскоре после захвата власти большевиками по всей стране была предпринята кощунственная кампания по вскрытию святых мощей, направленная, как утверждалось на "разоблачение поповских обманов", а на самом деле ставившая перед собой цели осквернить и уничтожить почитаемые святыни. Мощи не только вскрывались и "инвентаризировались", но часто изымались антирелигиозные музеи, где сваливались в запасниках или выставлялись на обозрение. Так, Московский музей Наркомздрава к концу 1920 года принял уже около 60 православных святынь. До начала 1930-х гг., когда музей был закрыт, здесь выставлялись мощи прп. Анны Кашинской, свт. Иосафа Белгородского, свт. Феодосия Черниговского, прп. Серафима Саровского, свт. Иоанна Тобольского, прп. Симеона Верхотурского и других святых. Нетленные мощи свт. Иннокентия Иркутского хранились в Ярославском музеи с приложенной табличкой "Естественно мумифицированный труп человека", пока не были переданы Церкви в 1990году. Мощи прославленного в 1903 году прп. Серафима Саровского после вскрытия попали в ленинградский антирелигиозный музей, где лишь в 1991 году они были чудесным образом обнаружены на музейном чердаке в холщовом мешке. А мощи многих святых так и пропали в эти годы бесследно.

Мощи преподобного Сергия, привлекавшие к себе нескончаемый поток паломников, были вскрыты 11 апреля 1919 года. В связи с этой кощунственной операцией, боясь потерять навсегда драгоценную святыню, святитель Тихон, патриарх Московский благословил священника Павла Флоренского (принявшего мученическую смерть на Соловках в 1937 году) Юрия Александровича Олсуфьева (расстрелян 1937 году на Бутовском полигоне) сокрыли честную главу Преподобного. Отец Павел и Ю.А. Олсуфьев ночью вошли в Троицкий собор и, сотворив молитву, вскрыли раку, изъяли честную главу Преподобного, а на ее место возложили главу погребенного в подклети Троицкого собора князя Трубецкого. Все происходящее держалось в строжайшей тайне, но по отдельным воспоминаниям можно восстановить, что святая глава хранилась некоторое время в специальном ковчеге в доме Олсуфьевых в Сергиевом посаде, с 1928 года в тяжелые времена повальных арестов она была зарыта в саду при доме, а затем была скрываема в доме П.А. Голубцова (впоследствии архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий; † 1982 г.) в Люберцах.

Храм в с. Виноградово, где в войну хранилась глава Преподобного
С началом войны П. А. Голубцов стал готовится к мобилизации. До своего призыва в армию, который последовал 20 августа 1941 года, Павел Александрович передал главу своему духовному отцу схиархимандриту Илариону (Удодову; † 1951 г.), который с 1936 года служил в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово под Москвой. Еще перед войной, в конце 30-х годов, отец Иларион перенес во Владимирский храм иконостас и святыни хуторского храма прп. Сергия и устроил придел в честь прп. Сергия Радонежского, тем самым приготовив место для хранения великой святыни. Святая глава была скрыта под престолом главного алтаря и хранилась там всю войну с лета 1941 по лето 1945 года. Так глава преподобного Сергия бережно сохранялась верующими все те годы пока Лавра была закрыта, а святые мощи изъяты (Лавру закрыли в 1920 году). В Великую субботу 20 апреля 1946 года, когда Свято-Троицкая Сергиева лавра была вновь открыта, а мощи Преподобного - переданы верующим, архимандрит Илларион также тайно вернул главу к святым мощам.

Долгие и непростые годы, когда мощи прп. Сергия хранились в музейных запасниках, его святая глава не оставляла верующих, которые тайно хранили ее и возносили перед ней молитвы. К этой святыне, мы и имеем возможность прикладываться сегодня.
диакон Александр



ПРЕСТАВЛЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА
(9 октября)

Апостол Иоанн со своим учеником Прохором
9 октября Святая Православная Церковь молитвенно творит память святого Евангелиста Иоанна. Когда св. Иоанн Богослов дожил до столетнего возраста, много потрудившись во благовестии Христовом, он вместе со своими семью учениками вышел из города Ефеса и приказал им ископать для него крестообразную могилу, в которую он лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу. Однако, они не нашли его тела и, оплакав его честную кончину, они возвратились в город и потом часто приходили на могилу и там возносили усердные молитвы к Богу, призывая себе на помощь и ходатайство перед Богом св. Иоанна Богослова. Притом ежегодно в этот день и месяц (8 мая) от гроба его исходил как бы некий тонкий прах, творивший исцеления. Верующие собирали этот прах и врачевали им различные недуги и болезни. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Весь великий и святой дух этого апостола проявился в беззаветной, преданной до самопожертвования любви ко Христу Спасителю. Как только он услышал призвание к апостольскому служению - тотчас оставил все земное, мирское и всецело отдался своему Божественному Учителю, неотлучно следуя за Ним повсюду и внимая Его Божественным глаголам.

Святой апостол стал свидетелем важнейших событий в жизни Спасителя: он видел славу Его на горе Фавор во время преображения, присутствовал и в Гефсиманском саду во время Его скорбной молитвы о чаше. Во время Вечери, когда Господь установил Таинство Евхаристии, апостол Иоанн "возлежал у груди Иисуса" (Ин. 13, 23) и спросил Его об имени предателя. Любовь святого апостола ко Христу не прекратилась и тогда, когда облагодетельствованные Спасителем, исцеленные от болезней, насыщенные в пустыне, друзья, избранники Господа, в страхе оставили Его и разбежались. Он один безбоязненно последовал за своим Божественным Наставником, пришел на Голгофу, сострадал Ему и молился с Ним Небесному Отцу.

"Я, - говорит один из русских архипастырей XIX столетия, - когда представляю себе Иоанна, то представляю стоящим у креста. Не может быть положения единственнее и святее! Если Иоанн совершал чудеса, изгонял бесов, воскрешал мертвых, то в сем нет еще для него особенного отл ичия: тогда было время чудес; все почти верующие или совершали чудеса, или видели их совершенными над собой. Подобным образом, если Иоанн проповедовал Евангелие, обращал ко Христу грады и веси, посрамлял идолов и их служителей, то над сим самым трудились и прочие апостолы.

Самую честь быть писателем Евангелия св.Иоанн разделяет с другими тремя евангелистами, из коих два не принадлежали и к числу двенадесяти. Но на Голгофе Иоанн один и единственен; тут выше его, то есть ближе ко кресту одна Матерь Иисусова и его!".

Именно здесь он удостоился принять от умирающего на кресте Господа последнее Его завещание: быть сыном для Божией Матери. Любовь апостола Иоанна помогла ему быстрее других избранников поверить воскресению Спасителя, а затем и узнать Его при появлении на Тивериадском море. "Это Господь" (Ин. 21,7), - уверенно говорит он, увидев Воскресшего. Не ослабела любовь апостола ко Христу и после Его вознесения. Вся последующая его жизнь есть не что иное, как непрерывный ряд подвигов во имя этой любви, во славу Христову и для благосостояния святой Церкви.

Этой силой любви ко Христу проникнуты, дышат и все священные писания святого апостола, написанные им в напоминание и руководство верующим. В своем Евангелии святой Иоанн раскрывает те моменты служения Божественного Наставника, которые более всего возбуждают любовь к Нему. Это - свидетельство апостола о дружеском участии Учителя в недостатке вина у хозяина на браке в Кане Галилейской. Это - Его беседа с самарянкой у колодца, в которой Он постепенно с небесной кротостью возводит ее ум к духовному, к пониманию той "воды", которая течет "в жизнь вечную" (Ин. 4,14). Это - рассказ апостола о неосуждении грешницы, великой грешницы, но кающейся. Это - свидетельство святого Иоанна о слезах Господа при виде печали Марии о кончине брата ее Лазаря. Это и описание событий Тайной Вечери - смиренное омовение ног учеников. А кто из нас не знает изложенной святым апостолом прощальной беседы Спасителя со Своими учениками? В ней мы видим и чувствуем сердце Спасителя, полное любви к людям. Так все вверенные святому Иоанну тайны этот апостол обращал во славу своего Учителя, распространяя и утверждая ее среди верующих.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя "сынов грома" - вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел стал символ высокого парения Богословской мысли евангелиста Иоанна Богослова. А наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, как тайнозрителю Судеб Божиих.

Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru