на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 86 - 19 ноября 2006 г.


НЕДЕЛЯ 23-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ГЛАС 6



АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: ЕФ., II, 4-10

4. Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5. и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены,-
6. и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7. дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9. не от дел, чтобы никто не хвалился.
10. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: ЛК., VIII, 41-56

41. И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
42. потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
43. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
44. подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46. Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
48. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
49. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
50. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
51. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
52. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
53. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
54. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
56. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Христос воскрешает дочь Иаира и исцеляет кровоточивую жену.
Фреска собора Рождества Божией Матери Ферапонтового монастыря. Дионисий.

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Иаир гласно, при всех, упав к ногам Спасителя, молил Господа об исцелении дочери своей, и был услышан. Господь, ничего не сказав, тотчас встал и пошел к нему. На пути к Иаиру была исцелена кровоточивая жена, конечно, тоже не без молитвы с ее стороны, хоть она и не взывала словом и не падала ниц к ногам Господа: у ней была сердечная молитва веры. Господь услышал ее и дал исцеление. Тут все совершалось сокровенно. Кровоточивая сердцем обратилась к Господу; Господь слышал этот вопль сердца и удовлетворил прошение. У этой жены и у Иаира молитва, по существу, одна, хотя и можно различать в них некоторые степени. Такие-то молитвы, полные веры, упования и преданности никогда не бывают не услышаны. Говорят иногда: "молюсь, молюсь, а молитва моя все-таки не слышится". Но потрудись взойти в меру молитвы неотказываемой, ты и увидишь, почему она не услышана. Если ты будешь в молитвенном ли положении, как Иаир, или в простом обычном, как все окружающие, подобно кровоточивой, когда подвигнется в сердце твоем настоящая молитва, она несомненно войдет к Господу и преклонит Его на милость. Все дело в том, как дойти до такой молитвы. Трудись и дойдешь. Все чины молитвенные имеют в предмете вознести молитвенников в такую меру молитвы, и все, которые разумно проходят этот молитвенный курс, достигают цели своей.



О СОЦАРСТВОВАНИИ ХРИСТУ
Толкование на воскресное апостольское чтение


Бог <...> нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, <...> воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе (Еф. 2:4-6).

Чем доказывает апостол Павел то, что Бог посадил нас на небесах во Христе Иисусе? Никто бы и никогда бы не восстал, если бы не воскресла Глава; а когда Глава наша (Христос) воскресла, воскрешены и мы. Точно таким же образом Он нас и посадил на небесах. Когда Глава сидит, сидит вместе и тело. Потому-то апостол и прибавил: во Христе Иисусе. Или, - если посмотреть на это с другой стороны, - Он воскресил нас чрез купель крещения; как же после этого Он посадил? Если терпим, - говорит апостол, - то с Ним и царствовать будем (2 Тим. 2:12). Если вместе умерли, вместе и оживем. Подлинно, нужен дар Духа и откровения, чтобы уразуметь глубину этих тайн! Потом, чтобы ты не остался неверующим, смотри, что он присоединяет: Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (ст. 7).

Итак, как я говорил, веруй что Он посадил нас с Собою, убеждаясь в этой истине тем, что сказано было прежде, тем, что сказано о Главе, и тем еще, что Он хочет проявить к нам свою благость. Как, в самом деле, Он проявить ее, если этого нет (то есть, если Он не посадил нас с Собою)? И дабы явить в грядущих веках. Что же явить? Что блага уготованные Им и велики и совершенно достойны веры. Теперь эти блага кажутся для неверных несбыточными; а тогда все их узнают. Если желаешь узнать и то, как Он посадил нас, послушай, что сам Христос говорить ученикам: сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19:28); и в другом месте: но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим (Мф. 20:23). Итак, это уже уготовано. И хорошо сказал апостол: В благости к нам во Христе Иисусе. Воссесть одесную - это честь высшая всякой чести, за которой нет уже другой. Говоря это (то есть в благости к нам), апостол Павел показывает, что и мы воссядем. Сидеть с Христом это поистине невыразимое богатство, это подлинно преизобилующее величие силы Его! Если бы ты имел тысячи душ, неужели ты не положил бы их за это? Если бы потребовалось идти в огонь, не следовало ли бы быть совершенно готовым и на это испытание? Сам Христос говорит: Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною (Ин. 17:24; ср. 12:26). За такую честь если бы каждый день приходилось быть рассекаемую, то не должно ли было бы и это переносить с радостью? Подумай, где восседает Он? Превыше всякого Начальства, и Власти (Еф. 1:21). А с кем вместе ты воссядешь? С Ним.

Но кто же ты? Мертвый, - по естеству чадо гнева. Что ты сделал правого? Ничего. Теперь, поистине, благовременно воскликнуть: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего! (Рим. 11:33) Ибо благодатью, - говорит апостол, - вы спасены (Еф. 2:8). Чтобы величие благодеяний не заставило тебя возгордиться, смотри, как он тебя смиряет, говоря: "благодатью вы спасены". Но чтобы не уничтожить и твоего участия, он прибавляет и то, что требуется от нас "через веру". Потом снова как бы уничтожает это наше свободное участие, когда говорит: И сие не от вас. И вера, говорит он, не от нас; если бы Христос не пришел, если бы Он не призвал нас, как бы мы могли уверовать? Как веровать в Того, - сказано, - о Ком не слыхали? (Рим. 10:14) Таким образом, и вера - не наше достояние: Божий, - говорит, дар не от дел (ст. 9).

Вера, говорить апостол, недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует её от нас. Сказал, что вера спасает, но не сама собою, а через Бога; Бог хочет, и вера спасает. Скажи мне: как спасет тебя вера без дел? Она сама - дар Божий, чтобы никто не хвалился (ст. 9), а всякий напротив сделается благодарным к благодати. Итак, спросишь ты, апостол сам запретил снискивать оправдание делами? Вовсе нет! Он говорит только, что дела никого не оправдают, и говорить это для того, чтобы показать благодать и человеколюбие Божье. Имеющих за собою дела Бог не отвергает от Себя, но тех, которые погибли бы и с делами, Он спасает благодатью, так что после этого решительно никто не имеет права хвалиться.
Святитель Иоанн Златоуст



СВТ. ПАВЕЛ ИСПОВЕДНИК, ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ
(день памяти 19 ноября)

Святитель Павел, архиепископ Константинопольский, был избран на патриаршую кафедру после смерти Патриарха Александра († 340), когда вновь вспыхнула арианская ересь. На Соборе, избиравшем нового Константинопольского патриарха, присутствовало много ариан. Они восставали против избрания святителя Павла, но православных членов Собора оказалось большинство. Император Констанций, царствовавший над восточной половиной Римской империи, был арианин. Во время выборов патриарха его не было в Константинополе. По возвращении своем, он созвал собор, который незаконно объявил низложенным святителя Павла, и император изгнал его из столицы. На место святителя возвели арианина Евсевия Никомидийского. Патриарх Павел удалился в Рим, где нашли себе приют и другие православные епископы, изгнанные Евсевием.

Недолго управлял Церковью Евсевий. Когда он умер, святитель Павел вернулся в Константинополь. Он с любовью был встречен паствой. Но Констанций вторично изгнал святого, и ему пришлось возвратиться в Рим. Император Констант написал своему восточному соправителю Констанцию грозное письмо, которое отправил в Константинополь со святым архипастырем-изгнанником. Угрозы подействовали, и святитель Павел был возвращен на патриарший престол.

Однако вскоре благочестивый император Констант, защитник православных, был предательски убит во время дворцового переворота. Святителя Павла вновь изгнали из столицы и отправили в ссылку в Армению, в город Кукуз, где он принял мученическую кончину. Когда Патриарх совершал Божественную литургию, ворвались ариане и задушили святого его святительским омофором. Произошло это в 350 году. В 381 году святой царь Феодосий Великий торжественно перенес мощи святителя Павла исповедника, из Кукуза в Константинополь. В 1326 году мощи святителя Павла перенесены в Венецию.

Святитель Афанасий Великий, современник святого Павла, об его изгнании пишет кратко: "Святой Павел в первый раз сослан Константином в Понт, во второй раз Констанцием, окованный железными узами, заточен в Сингару Месопотамскую и оттуда переведен в Емесу, а в четвертый раз в Кукузу Каппадокийскую у Таврских пустынь".



СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ

Вера в существование ангельского мира всегда была присуща человеческому роду и в ветхозаветные времена, и в новозаветное время. Люди, с благоговением веруя в то, что существует не только видимый физический мир, но и Богом так же сотворенный ангельский мир, всегда с глубоким почтением и с молитвой на устах совершали поклонение святым Небесным бесплотным Силам. Но еще в Ветхом Завете, отступившие от Бога люди, стали приносить жертвы солнцу, луне, и звездам, - в то время люди поклонялись и приносили жертвы и ангелам, о чем так сказано в книге Царств: "кадили Ваалу, солнцу и луне и созвездиям, и всему воинству небесному" (4 Цар. 32, 5). В апостольское время многие стали видеть в Ангелах как бы богов. Иные проповедовали, что ангелы - творцы всего видимого и, как бесплотные, выше и достойнее почитания Самого Христа. Архангела же Михаила называли богом евреев. Другие, предававшиеся волхвованию и обольщению людей, под именем ангелов призывали бесов и служили им, называя их ангелами.

Поэтому не случайно, в самом начале IV века собрался в Лаодикии Собор отцов Церкви, на котором Святая Церковь установила истинное учение об ангельском мире. Церковь учит нас о том, что Ангелы являются бесплотными духами, имеют разум, свободную волю и находятся в послушании у Бога, являясь тварными существами. Конечно, они во многом отличаются от человека, прежде всего тем, что не имеют физической плоти - они бесплотные духи. Количество Ангелов весьма велико, никто, кроме Бога, не знает их точного количества. Их, как говорится в Священном Писании, ''тысячи тысяч и тьма тем''. Ангельский мир был сотворен до сотворения видимого мира. ''В начале Бог сотворил небо'', так об этом пишет бытописатель пророк Моисей в 1-й главе своей 1-й книги, под словом ''небо'' подразумевая не что иное, как ангельский мир. Устанавливая правильное почитание Ангелов, Святая Церковь так же установила и особый день их общего почитания вместе с Архистратигом Божиим Михаилом - 8/21 ноября каждого года.

Архистратиг Михаил.
Прп. Андрей Рублев. Ок. 1420.
Премудрость Божия учредила удивительный порядок в этом Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию, разделив всех Ангелов на девять чинов, которые составляют 3 триады. Так об этом учит Дионисий Ареопагит - ученик апостола Павла. Апостол Павел при жизни был восхищен до 3-го неба и имел возможность видеть там ангельский мир, а затем передать впечатления о виденном своему ученику. Первую триаду составляют Престолы, Херувимы и Серафимы, во 2-ю - входят Господства, Силы и Власти, а в 3-ю - Начала, Архангелы и Ангелы. Здесь может возникнуть недоуменный вопрос: ''Почему мы прославляем Архангела Михаила, как воеводу всего ангельского мира, а он как Архангел входит лишь в низшую триаду?'' Мы знаем, что еще до творения этого мира, до творения человека произошла страшная битва на небе, когда первый среди всех Ангелов Денница восстал против Бога и, возгордившись, требовал от остального ангельского мира себе такого же поклонения, которое должно было воздаваться Самому Богу. И вот в этот момент из той же ангельской среды выступает поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира - Архистратиг Михаил. Он властно произносит: ''Никто, яко Бог'', т. е. нет другого бога, кроме одного единственного, истинного Бога. В этом поступке проявились его личные качества: твердая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге, излучая, распространять воспринятый им Божественный свет на весь мир. И началась страшная война, которая закончилась тем, что Денница вместе с очень большим числом своих последователей был низвергнут с неба. Поэтому не случайно на православных иконах чаще всего Архистратиг Михаил изображается как воин со шлемом на голове, держащий в руках меч или копье, а под ногами его - поверженный змий. Но Денница, низвергнутый с неба, не успокоился в своей ненависти к Богу. Эта злоба продолжает жить в нем, но теперь объектом его нападений является человек - венец творения Божия.

Ангелы были сотворены Богом разумными и со свободной волей выбора. В Священном Писании Господь говорит: "Избери себе жизнь или смерть, добро или зло". Свои способности Ангелы развивают в одном направлении - исполнения воли Божией, постоянно восхваляя Бога, славословя Его и поя Ему вечную, чудную песнь ликования и торжества. Благоговейное созерцание величия Творца является для Ангелов источником постоянной радости. В книге Иова говорится, что, когда Господь сотворил землю, все сыны Божии восклицали от радости (Иов. 38, 7), а Святая Церковь ежедневно словами Песнопевца призывает: "Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся Силы Его" (Пс. 148,2). Таков первый вид деятельности Ангелов - радостное восхваление и славословие Бога.

Второй вид их деятельности - исполнение воли Божией, радостное и свободное послушание Ему. Они привыкли подчинять свою волю воле Божией и уже не склонны ко злу, но "не по естеству своему, а по благодати и по всегдашней близости к Единому Благу". Они - истинные слуги Божии, готовые ревностно исполнить любое Божественное повеление, как сказано в псалме: "Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный" (Пс. 103,4).
Протоиерей Валерий Захаров


Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru