на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 88 - 24 декабря 2006 г.


НЕДЕЛЯ 28-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ. Глас 3



АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: Кол, III, 4-11.

4. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6. За которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7. В которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9. Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10. И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11. Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., XIV, 16-24.

16. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
18. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
21. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
24. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.


Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Много званных, но мало избранных". Званные это все христиане, избранные же это те из христиан, которые и веруют и живут по христиански. В первое время христианства к вере призывала проповедь; мы же призваны самым рождением от христиан и воспитанием среди христиан. И слава Богу! Половину дороги, то есть вступление в христианство и вкоренение начал его в сердце с самого детства, проходим мы без всякого труда. Казалось бы, тем крепче должна быть вера и тем исправнее жизнь во все последующее время. Оно так и было; но с некоторого времени стало у нас не так быть. В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века - противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться.



ОБ ОБЛАЧЕНИЯХ СВЯЩЕНСТВА

В нашем храме прошедшие две недели собирали пожертвования на облачения священства. Слово "облачения" понятно каждому, "стихарь" - каждому второму, но стоило произнести слово "фелонь", у многих возникал вопрос: "А что это?". Поэтому появилась идея разместить цикл статей, поясняющих название, назначение и историю возникновения церковных облачений.
Немного истории
Ряса

Церковные облачения духовенства делятся на повседневные и богослужебные. Основными повседневными одеяниями духовенства являются подрясник и ряса.

Все богослужения, кроме Литургии, совершаются священниками в подряснике и рясе, поверх которых одеваются особые богослужебные одеяния (ризы). При служении Литургии, а также в особых случаях, предусмотренных Уставом, ряса снимается и поверх подрясника надевается белый подризник и другие ризы - епитрахиль, фелонь, набедренник. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет стихарь.

Таким образом, повседневные одеяния являются обязательной основой и богослужебных облачений.

В Русской Церкви до XVII века рясы не были обязательны. В обыденной обстановке духовенство носило длинные одноряски особого покроя из сукна и бархата зеленого, фиолетового и малинового цветов. Вороты отделывались бархатом и мехом.

Большой Московский Собор 1666-1667 гг. постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке. При этом делалась оговорка, что Собор не принуждает, а только благословляет ношение таких одеяний. В XVIII веке повседневные одежды духовенства приобрели большее единообразие и устойчивость покроя и цвета. Монашествующие стали носить только черные подрясники и рясы, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих повседневных одежд. В наше время сохранилась традиция для белого духовенства шить рясы черного цвета, а подрясники, кроме черного цвета, могут быть серого, коричневого или более светлых оттенков, как правило, для летнего времени.

Скуфья
Подрясник
Общее символическое значение подрясника и рясы - свидетельство отрешенности от мирской суеты. Черный цвет - это, по существу, отсутствие цвета - то, что лежит за пределами светового спектра. В применении к одеянию духовенства и монашества это означает цвет совершенного покоя, отрешения от внешней жизни и сосредоточенности на невидимой внутренней жизни.

Духовенство и монашество в повседневном употреблении имеет особые головные уборы - скуфьи. Это небольшая мягкая складывающаяся шапочка черного цвета, покрывающая голову глубоко до бровей, сшитая при этом так, что складки надетой скуфьи образуют над головой крест.

Наш словарик:

Подрясник - нижнее одеяние православного духовенства. Длинное до пят одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами. У монахов обязательно черного цвета, у не монахов он может быть темно-синим, коричневым, серым или белым для лета.

Ряса - верхнее одеяние православного духовенства. Ряса шире подрясника, с широкими рукавами, чаще всего черного цвета.

Подризник - делается из тонкой белой материи. Рукава узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Подризник напоминает собою тот хитон, в котором ходил по земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.




Елена Черкасова.
Адам и Ева снова в Раю



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Из книги "Слово о человеке"


Что такое - человек? На этот вопрос отвечает человекам Апостол: вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2 Кор. 6, 16). Священное Писание называет всякого вообще человека домом, обителью, сосудом. Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны. Егда нечистый дух, - сказал Спаситель, - изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох: и пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых ( Мф. 12, 43). Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом. Не дано ему пребывать единственно с самим собою, вне общения: это ему неестественно. Он может быть с самим собою только при посредстве Божественной благодати, в присутствии ее, при действии ее: без нее он делается чуждым самому себе и подчиняется невольно преобладанию падших духов за произвольное устранение из себя благодати, за попрание цели Творца.

Свт. Игнатий Брячанинов




ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО
(память 12/25 декабря)


На о. Кипре есть город Кирина. Однажды сюда прибыл из Тримифунта святой Спиридон по своим делам вместе с учеником своим Трифиллием, который был тогда уже епископом Левкусийским на о. Кипре. Когда они переходили через гору Пентадактил и находились на месте, называемом Паримна (отличающемся красотой и богатой растительностью), то Трифиллий прельстился этим местом и пожелал и сам, для своей церкви, приобрести какое-либо поместье в этой местности. Долго он размышлял об этом про себя; но мысли его не утаились от прозорливых духовных очей великого отца, который сказал ему:


- Зачем, Трифиллий, ты постоянно думаешь о суетном и желаешь поместьев и садов, которые на самом деле не имеют никакой цены и только кажутся чем-то существенным, и своей призрачной ценностью возбуждают в сердцах людей желание обладать ими? Наше сокровище неотъемлемое - на небесах (1 Петр. 1, 4), у нас есть храмина нерукотворенная (2 Кор. 5, 4) - к ним стремись и ими заранее (через богомыслие) наслаждайся: они не могут переходить из одного состояния в другое, и кто однажды сделается обладателем их, тот получает наследие, которого уже никогда не лишится.

Эти слова принесли Трифиллию великую пользу, и впоследствии он своею истинно-христианской жизнью достиг того, что стал избранным сосудом Христовым, подобно апостолу Павлу, и сподобился бесчисленных дарований от Бога.



* * *

К нему (святому Спиридону) пришёл один человек, желавший купить из его стада сто коз. Святой велел ему оставить установленную цену и потом взять купленное. Но он оставил стоимость девяноста девяти коз и утаил стоимость одной, думая, что это не будет известно святому, который, по своей сердечной простоте, совершенно чужд был всяких житейских забот. Когда оба они находились в загоне для скота, святой велел покупателю взять столько коз, за сколько он уплатил, и покупатель, отделив сто коз, выгнал их за ограду. Но одна из них, как бы умная и добрая раба, знающая, что она не была продана своим господином, скоро вернулась и опять вбежала в ограду. Покупатель опять взял её и потащил за собою, но она вырвалась и снова прибежала в загон. Таким образом до трёх раз вырывалась она у него из рук и прибегала к ограде, а он силой уводил её и, наконец, взвалил её на плечи и понёс к себе, причём она громко блеяла, бодала его рогами в голову, билась и вырывалась, так что все видевшие это удивлялись. Тогда святой Спиридон, уразумев, в чём дело, и не желая в то же время при всех обличить нечестного покупателя, сказал ему тихо:

- Смотри, сын мой, должно быть, не напрасно животное это так делает, не желая быть отведённым к тебе: не утаил ли ты должной цены за него? Не потому ли оно и вырывается у тебя из рук и бежит к ограде?

Покупатель устыдился, открыл свой грех и просил прощения, а затем отдал деньги о забрал козу, и она сама кротко и мирно пошла купившего её, впереди своего нового хозяина.



ОБЪЯВЛЕНИЯ

Дорогие братия и сестры!

БЛАГОДАРИМ ВСЕХ, кто жертвовал на обновление богослужебного облачения!!!Спаси всех Господь!!!

Силами нашего прихода, с момента появления его постоянных членов, ведется работа по приобретению церковных облачений для нашего храма. Это послушание заключается в сборе средств на покупку готовых облачений, покупку ткани и собственно пошивочные работы.

Раньше это направление возглавляла безвременно ушедшая от нас Люда Наумова.

Все имеющиеся в храме облачения для службы и убранства, облачения алтарников, дьякона, священников не только приобретены на средства наших прихожан, но и в большинстве своем сделаны личным трудом наших прихожанок.

К сожалению, в настоящий момент ситуация изменилась: Надежда Сахарова занята сложнейшей и объемной работой по вышивке (в т.ч. и для нашего храма); Лена Сабурова занимается воспитанием детей; Клевцовы Елена и Юля, имевшие собственные пошивочные цеха, закрыли свои салоны; у Оли Леонтьевой очень плотный график работы. Т.е. объем пошивочных работ, который мы могли выполнять силами наших прихожанок, резко сократился. Соответственно, теперь мы должны заказывать пошив на стороне, за что придется платить по расценкам этого рынка. В связи с этим прошу откликнуться прихожанок, которые могут и умеют шить, желают оказать помощь храму и готовы нести это послушание. Подойдите, пожалуйста, за благословением к нашему настоятелю о. Алексею и потом ко мне.

Просьба ко всем, кто когда-либо уже выполнял это послушание, передать мне сведения и списки того, что находится у вас на руках или в работе, для составления базы данных по образцам ткани, тесьмы и прочим прикладным материалам.

Моб. 8-916-650-23-93,
julka-33 (а) mail.ru

* * *
Просим поправить в приходском списке:
бол. Любови, Александра, Нины, отроковицы Серафимы, а не отр. Серафима.



Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru