на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 89 - 31 декабря 2006 г.


НЕДЕЛЯ 29-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, СВЯТЫХ ОТЕЦ. Глас 4

Лоно Авраамово (святые Праотцы в Раю), икона XIX в.


АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: Евр., XI, 9-10, 17-23, 32-40.
9. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10. ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. <...>
17. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18. о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. <...>
32. И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33. которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34. угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35. жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36. другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37. были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38. те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40. потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мф., I, 1-25.
1. Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4. Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5. Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6. Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7. Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8. Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9. Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10. Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11. Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13. Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14. Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15. Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23. се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25. и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.



ИЗ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АРХИЕПИСКОПА ФАДДЕЯ ТВЕРСКОГО

Священномученик Архиепископ Фаддей (Успенский) - один из величайших молитвенников и подвижников ХХ столетия, сочетавший в своей жизни аскетическое делание и архиерейское служение. Как при жизни, так и после мученической кончины прославлен Богом даром чудотворений. 18 - 22 февраля 1997 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Архиепископа Фаддея к лику святых для общецерковного почитания. Память священномученику Фаддею празднуется в день его мученической кончины - 18/31 декабря.

* * *

Из Москвы архиепископа Фаддея вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) перевезли в тюрьму во Владимир. Митрополит так вспоминал об этом: "Поместили в большую камеру вместе с ворами. Свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе... Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и сказал:

- Для нас настало настоящее христианское время: не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте, Христос ведь с нами.

Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно. Я дважды поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник" .

Передачи в тюрьму владыке Фаддею собирала Вера Васильевна Трукс. Архиепископ целиком отдавал их старосте камеры, и тот делил на всех. Но однажды, когда "поступила обычная передача, - вспоминал митрополит Кирилл, - владыка отделил от нее небольшую часть и положил под подушку, а остальное передал старосте. Я увидел это и осторожно намекнул владыке, что, дескать, он сделал для себя запас.

- Нет, нет, не для себя. Сегодня придет к нам наш собрат, его нужно покормить, а возьмут ли его сегодня на довольствие?

Вечером привели в камеру епископа Афанасия (Сахарова), и владыка Фаддей дал ему поесть из запаса. Я был ошеломлен предсказанием и рассказал о нем новичку" .

Не только продукты раздавал владыка в тюрьме, но и все, что получал из одежды или из постельных принадлежностей. Епископу Афанасию владыка отдал подушку, а сам спал, положив под голову руку. Одному из заключенных архиепископ отдал свои сапоги и остался в шерстяных носках. Предстоял этап. С воли передали ему большие рабочие ботинки со шнурками. На этапе, неподалеку от Усть-Сысольска, у него развязался шнурок на ботинке, и он остановился и немного, пока управился со шнурком, поотстал. Один из конвоиров со всей силы ударил архиепископа кулаком по спине, так что тот упал, а когда поднялся, то с большим трудом смог догнать партию ссыльных.
Игумен Дамаскин (Орловский)
"Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского"




ОБ ОБЛАЧЕНИЯХ СВЯЩЕНСТВА
(Продолжение)

Богослужебные одеяния православного духовенства предназначены только для священнослужения, для славы и благолепия Божественных служб. они не могут быть носимы в быту. Через пророка Иезекииля Господь повелел ветхозаветным священникам, выходя из храма во внешний двор к народу, совлекать с себя богослужебные одеяния, облекаясь в другие одежды. в Православной Церкви по окончании богослужения облачения также снимают и оставляют в храме.

Церковные, освященные по особому чину богослужебные одеяния являются вещественным образом небесных одежд Господа, Ангелов и святых. Богослужебные ризы в настоящее время являют собой удивительно точное соответствие букве и смыслу Священного Писания, свидетельством Апокалипсиса Иоанна Богослова. В основных чертах канон богослужебных облачений сложился в VI веке и сохраняется по сей день.

Одежды диакона составляют стихарь, орарь и поручи.

Стихарь - длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лиа священного сана. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам.

Орарь - длинная широкая лента из той же материи, что и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в Таинстве Священства.

Поручами - узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая Таинства или участвуя в совершении Таинств, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Облачение иерея составляют: подрясник, ряса, подризник (см. в предыдущем выпуске), епитрахиль, пояс, поручи и фелонь.

Епитрахиль - тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения Таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон - без ораря.

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

Поручи - см. одежды диакона.

Фелонь, или риза - надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большим вырезом спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен Спаситель во время поругания. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. На спине, в верхней части фелони, нашивается крест, а в нижней части - восьмиконечная звезда - кустодия.

За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду:

- набедренник, то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре, означающий "меч духовный";

- скуфья (см. в предыдущем выпуске) и камилавка - высокий головной убор, который дается священнику как награда. Камилавку священник может носить в храме, совершать в ней богослужения.

- палица - плат в виде ромба, так же как и набедренник, символизирует Четвероевангелие и означает духовный меч, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестие.

(Читайте продолжение в январе)

Материал подготовила Юлия Клевцова




"ЧЕМ ТЫ ДУМАЕШЬ СПАСТИСЬ?"

Однажды святитель Филарет, митрополит Московский, присутствовал на экзаменах в семинарии, и спросил одного из учащихся: "Скажи мне, как ты думаешь спастись?" Тот ответил: "Я думаю спастись смирением". Строго посмотрел на него архиерей и сказал: "Твой ответ уже заключает в себе гордость, ты считаешь, что ты приобрел такое смирение, которое может спасти тебя: откуда ты его взял? Этого смирения я вовсе в тебе не вижу".

Обратился он ко второму семинаристу и спросил: "А ты чем думаешь спастись?" Тот тотчас отвечал: "Вашими молитвами, Владыко!" Вознегодовал святитель Филарет: "Такой молодой человек, а уже научился лицемерить, какой же из тебя ханжа выйдет потом?" - и выгнал его вон.

Затем обратился к третьему: "А ты чем думаешь спастись?" Тот ответил: "Страданиями Христа Спасителя". Тогда митрополит Филарет сказал: "Вот единственный истинный ответ, другого ответа быть не может!"



ОБЪЯВЛЕНИЯ

Просим внести в приходские списки принявшую Святое Крещение с именем Мария маму Александра Леонидовича Дворкина.
* * *
Сообщаем о радостном событиии: к нам в храм был привезен вифлеемский огонь из храма Рождества Христова. От этого огня были зажжены все лампадки нашего храма.



Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru