на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 91 - 14 января 2007 г.


НЕДЕЛЯ 31-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПРЕД БОГОЯВЛЕНИЕМ, глас 6.
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ





ВОСКРЕСНОЕ АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: II ТИМ. IV, 5-8.

5. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
6. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
7. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
8. а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.


ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: МК. I, 1-8.

1. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2. как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8. я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ПРАЗДНИКУ: КОЛ. II, 8-12.

8. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9. ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10. и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12. быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ПРАЗДНИКУ: ЛК. II 20-21, 40-52.

20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то', что слышали и видели, как им сказано было.
21. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
45. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что' принадлежит Отцу Моему?
50. Но они не поняли сказанных Им слов.
51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.


ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ
(из слова на обрезание Христово, помещенного в житиях святых святителя Димитрия Ростовского)

Обрезание Христа.
Ганс Леонард Шауфелейн, 1505 г.
Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост - некоторое стеснение, чтобы вступая в них мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: "Христос рождается - славите" и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! - этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу.

Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом - и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу... Ждет заключенный день - другой, ждет месяцы и годы... не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро, внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель... Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий! Другой случай: больной покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства, и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его - обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного... Проходит час, другой, более - беспокойство снова начинает точить душу его... Уже под вечер кто-то подъехал... идет... отворилась дверь, и входит желанный... Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной. Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая, говорит; Слава Тебе, Господи!

Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, - пришел Господь - примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей - пришел врач душ и исцелил нас... Были мы в узах рабства - пришел освободитель и разрешил узы наши... Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос!

Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: "радуйтесь", потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: "радуйтесь"; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: "радуйся избавлению" - не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания?

Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: "пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец - Христос Спас мира". Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостью и нехотящим знать других радостей.



СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

Предки Василия Великого происходили из малоазийских областей Римской (Византийской) империи: Понта по линии отца и Каппадокии по линии матери. В обоих родах были военачальники, крупные чиновники, царедворцы, люди состоятельные. Родители Василия Великого владели обширными угодьями в 3 малоазийских областях.

Мать Василия Великого прп. Емилия росла сиротой: ее отец претерпел мученическую смерть. В юности она отличалась редкой красотой и вышла замуж за человека уважаемого и безупречного - Василия (Старшего). Они преуспевали в добродетели, выражавшейся в заботе о нищих, странноприимстве и милостыне, чистоте души и особенно в благочадии, под которым свт. Григорий разумел многочисленность и разнообразие дарований детей. У родителей Василия Великого было 4 сына и 5 дочерей. Василий Великий был вторым ребенком в семье.

Местом рождения Василия Великого и старших детей семейства принято считать Кесарию Каппадокийскую родину матери, где прошла почти вся дальнейшая жизнь Василия Великого. Тем не менее есть серьезные основания принимать за родной город Василия Великого Неокесарию в провинции Понт. Его детство прошло в окрестностях Неокесарии; впоследствии здесь он часто и подолгу жил.

С самого раннего возраста Василий отличался чрезвычайно хрупким здоровьем, болезнь сопровождала его неотлучно всю жизнь. Еще в младенчестве он перенес смертельный недуг, от которого чудесным образом исцелился: его отец увидел Христа, говорящего: "Пойди, сын твой здоров". Детство его прошло при бабке Макрине в окрестностях Неокесарии. От нее будущей святитель получил первые духовные познания: она передала ему "речи блаженнейшего Григория Чудотворца" и "воспитала в благочестивых учениях". С детства усвоенные понятия о Боге Василий Великий пронес через всю жизнь, лишь "доводя их до возможного совершенства".

Для получения высшего образования Василий Великий переехал в Константинополь. Около 350 г. Василий перебрался в "обитель наук" - Афины, где его ожидали с нетерпением, поскольку имя его уже было на слуху у многих образованных людей. Поначалу Василий был разочарован, не найдя в Афинах того, ради чего приехал, называя этот город призрачным раем. Однако сближение с Григорием обнаружило общий предмет желаний друзей - любомудрие, под которым оба разумели целомудренную любовь по Богу.

Василий и Григорий были руководимы одним призванием - быть и именоваться христианами. Обилие же в Афинах идолов и др. языческих соблазнов только укрепило будущих святителей в вере. По словам Григория, они знали "две дороги: одна, первая и превосходнейшая, вела к священным храмам и к тамошним учителям, другая - к наставникам во внешних науках", к которым Василий питал известную привязанность.

Около 356 г., несколько ранее Григория, Василий покинул Афины ради того, чтобы "вступить в жизнь более совершенную". Поводом для этого послужила весть об учении и подвижнической жизни Евстафия, еп. Севастии в М. Армении. С 40-х гг. IV в. Евстафий Севастийский был главным проводником монашеского идеала в М. Армении, Понте и Пафлагонии; он оказал значительное влияние на семью Василия. По возвращении из Афин Василий не нашел Евстафия на родине. О послеафинском периоде свт. Григорий Богослов пишет, что, вернувшись домой, Василий Великий и он "несколько уступили миру и общественной жизни", "Василия... удерживал Кесарийский город".

К послеафинскому периоду относится крещение Василия Великого: в детстве, очевидно, он не был крещен. Принято считать, что Василий Великий был крещен в Кесарии в возрасте 27 лет, т. е. ок. 357 г., кесарийским еп. Дианием, который знал его с детства.Затем он опять отправился за Евстафием Севастийским в Сирию, а затем в Египет, но не нашел его.

По возвращении на родину из путешествия, которое заняло год, Василий Великий отправился в родовое имение Анниса, где уже несколько лет подвизались Емилия и Макрина Младшая. Здесь Василий перебрался на противоположный берег р. Ирис, на расстояние 3 дней пути, в место, где прежде нес монашеский подвиг его брат Навкратий. В отличие от жилища матери и сестры, располагавшегося подле деревни, место уединения Василия Великого находилось в стороне от поселений и было труднодоступным. Более всего Василий Великий ценил здесь тишину и уединение. К подвижническим трудам друга вскоре присоединился Григорий Богослов. Друзья, давно мечтавшие об аскетической практике, сочетали здесь чтение Священного Писания, богомыслие и изучение экзегетического наследия Оригена с физическим трудом. Вскоре к Василию Великому стали стекаться последователи, из которых устроились общежительные общины.

Василий Великий постепенно прошел все ступени церковной иерархии, начиная с обязанностей чтеца, в которого он был посвящен, вероятно, вскоре после крещения, ок. 358-360 гг, заканчивая епископством. Василий Великий принял Кесарийскую кафедру в тяжелое для Православия на Востоке время. Церковь переживала тяжелые гонения со стороны государственной власти, мучительно изживала кризис, связанный с арианством и другими ересями. Василий Великий многократно заступался перед властями за друзей, родственников, странствующих, рабов, за большие и малые города, Церкви, клириков и монахов

По примеру своих родителей Василий Великий уделял большое внимание заботе о больных, путешествующих, а также нищих, обеспечивая их работой. На собственные средства и на пожертвования он основал и поддерживал богоугодное заведение, получившее название "Василиада" и действовавшее по крайней мере до VI в. Оно включало больницу, возможно, также лепрозорий и странноприимный дом.

Своим обликом Свт. Василий напоминал великих святых древности. Свт. Григорий Богослов говорит о бледности его лица, о бороде, которую носили либо философы, либо монахи, о необычной походке, замедленной манере речи. Одежда, устройство кровати, пища - все носило у Василия Великого случайный характер. Свт. Григорий Богослов отмечает в Василии Великом твердость характера, постоянство, мужество и в то же время осмотрительность, силу ума, дар учительства, указывает на его умение быть приятным собеседником, выговаривать, не задевая самолюбия. Болезнь, сопровождавшая его всю жизнь, росла вместе с ним и воспитывала его, часто служа к духовной пользе. Перед самой смертью свт. Василий нашел в себе достаточно сил, чтобы произнести прощальное слово и рукоположить самых близких учеников. Последними словами святителя были: "В руце Твои предаю дух мой". Согласно свт. Григорию Нисскому, Василий Великий умер на 9-м году епископского служения. Общепринятая дата смерти Василия Великого - 1янв. 379г.



КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец - гласом с неба, Бог Сын - воплотившийся - крещением. Бог Дух Святый - нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, - спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.
Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года


Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!



Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru