на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

№ 99 - 18 марта 2007 г.


НЕДЕЛЯ 4-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА
ПАМЯТЬ ПРП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА
ГЛАС 7



АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ: Евр., VI, 13-20.

13. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14. Говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18. Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19. Которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20. Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.


ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мк., IX, 17-31.

17. Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18. Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22. И многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
24. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29. И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
30. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
31. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.




Свт. Феофан Затворник. МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА

В изречениях Своих о блаженствах Господь изображает райское сердце (Мф. 5, 1-12). В настроение его входят: смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь рай, в который готовым вступишь по смерти, как преднареченный наследник.





ИЗ КНИГИ "ЛЕСТВИЦА ВОЗВОДЯЩАЯ НА НЕБО"

Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий

Начнем наблюдать и найдем, что когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Они приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: "подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь". Другие предстоящих на молитве погружают в сон. Иные производят сильные и безвременные движения в животе. Иные побуждают заводить в церкви разговоры. Другие отвлекают ум наш в скверные помыслы. Иные заставляют нас, как изнемогших, опираться о стену, а иногда наводят весьма частую зевоту. Некоторые же возбуждают в нас во время молитвы смех, чтобы чрез сие подвигнуть Бога к негодованию на нас. Иные побуждают нас от лености спешить псалмопении. Другие убеждают петь медленнее от самоуслаждения; а иногда сидят при устах наших и заключают их, так что мы едва можем их открыть.

Слово 22. О многообразном тщеславии

Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх.

Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.

Тщеславие предпочитаемых делает гордыми, а презираемых памятозлобными.

Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия; средина же - отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия; а конец, (если только есть конец в этой бездне), состоит в том, чтобы стараться делать пред людьми то, что нас уничижает, и не чувствовать при оном никакой скорби.

Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу.

Слово 23. О безумной гордости. О неизъяснимых хульных помыслах

Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.

Начало гордости - корень тщеславия; средина - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец - отвержение Божие помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.

Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносившихся в мыслях своих. О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Боже, благодарю Тя (Лук. 18, 11).

Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе.

Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и находясь во тьме, думает, что она во свете.

Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви

Любовь есть подательница пророчества; любовь - виновница чудотворений; любовь - бездна осияния; любовь - источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь утверждение Ангелов, вечное преуспеяние.

Возвести нам, о Ты, прекраснейшая из добродетелей, где Ты пасеши овцы твоя? Где почиваеши в полудне (Песн. Песн. 1, 6)? Просвети нас, напой нас, наставь нас, руководи нас: ибо мы жаждем придти к Тебе. Ты владычествуешь над всеми. Ты уязвила душу мою, и не может стерпеть сердце мое пламени Твоего. Итак, воспев Тебя, иду. Ты владычествуеши державою морскою, возмущение же волн его ты укрощаеши и умерщвляеши. Ты смиряеши, яко язвена, гордый помысл; и мышцею силы Твоея расточив враги Твоя (Пс. 88, 10.11), делаешь любителей Твоих непобедимыми от всякой брани.

Преподобный Иоанн Лествичник





РАССКАЗ СТАРЦА ИОСИФА ИСИХАСТА

Мы решили, что и нам следует, подобно другим отцам, сделать небольшой запас хлеба. В то время продовольствие обычно закупали летом на весь год. Скитские суденышки каждое лето доставляли к различным пристаням и причалам всевозможные необходимые съестные припасы, и отцы, получив об этом известие, спускались к побережью, где каждый получал то, в чем нуждался...

Итак, мы вместе с отцом Арсением также отправились на Разбойничью пристань (в Средневековье она служила базой для пиратских кораблей) скита Керасьи, располагавшуюся ближе всего к скиту святого Василия, чтобы купить немного муки. Набрав в мешки по двадцать пять ок, то есть по тридцать два килограмма, мы, как это здесь понято, приладили их каждый у себя на спине и отправились домой. Привыкнув не нарушать своего распорядка, мы и в тот день придерживались обычного поста... Когда мы начали крутой подъем к себе, солнце стояло почти в зените, и мне показалось трудным продолжать путь. Тело мое настолько обессилело, что я с трудом передвигался и без груза. Так можно ли было с такой тяжестью одолеть столько крутой подъем, страдая от голода и жажды? "Арсений, - попросил я, - я оставлю здесь груз. У меня нет сил его нести". Но я сомневался и в том, что смогу ли подняться даже налегке, поскольку чувствовал совершенное изнеможение. Я ненадолго остановился и заплакал. "Господи, Ты все знаешь и все можешь", - сказал я - и тотчас же ощутил признаки утешения. Я снова закрепил мешок у себя на спине и предложил отцу Арсению идти дальше. Он с удивлением посмотрел на меня, и мы пошли в молчании. В течение всего пути, до самой нашей каливы, я чувствовал, что кто-то за моей спиной поддерживает мою ношу, так что я сам не нес ничего.

Монах Иосиф (Ватопедский)
Из книги "Старец Иосиф Исихаст"
Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru