на главную на главную
история храм сегодня жизнь прихода страница настоятеля интерактив

ПРО БОРИСОГЛЕБСКИЙ АНОСИН МОНАСТЫРЬ
рассказывает Татьяна Константинова



Много на Руси иноческих обителей, просиявших своей историей, святостью основателей и благочестием насельников. Есть среди них те, что могут гордиться почти тысячелетней древностью, выдающейся архитектурой или изысканной церковной утварью. Но есть и смиренные пустыньки, заслужившие в православном народе не меньшую любовь высотой духовной жизни. Среди таких монастырей - расположенный в 30 километрах от Москвы Аносин Борисо-Глебский, всего за 105 лет своего существования стяжавший славу "женской Оптиной пустыни".

Cудьба свела меня с настоятельницей обители монахиней Марией три года назад (я оформляла буклет, посвященный монастырю), и с тех пор я стала частым гостем в Аносиной пустыни, познакомилась с насельницами и послушницами, узнала удивительную историю монастыря, очень полюбила это святое место и его обитательниц.

Основательницей и первой настоятельницей Аносина Борисо-Глебского монастыря была игумения Евгения (1774-1837), в миру Евдокия, урожденная Тютчева (тетка известного русского поэта Ф.И.Тютчева). В 22 года Евдокия вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Однако Господь судил ей иной путь. Менее чем через три месяца после венчания горячо любимый супруг скоропостижно скончался, оставив молодую вдову в ожидании младенца. Княгиня не пожелала вторично связывать себя узами брака, посвятив жизнь воспитанию дочери и делам благотворительности.

В 1799 году она приобрела сельцо Аносино на живописном берегу реки Истры, где была возведена церковь в честь Живоначальной Троицы. с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге).

В 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем - в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил навещать ее и дорожил духовной дружбой с ее настоятельницами.

В 1823 году княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря - игуменией Евгенией.

При мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне. Матушка Евгения служила образцом истинной иноческой жизни Среди настоятельниц и насельниц Аносиной пустыни и впоследствии немало было сестер, отличавшихся строгим подвижничеством и высотой духовных устремлений. В аносинских стенах были воспитаны настоятельницы многих российских женских монастырей, сюда благословляли своих духовных чад оптинские старцы. Аносин монастырь почитался "образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным своим достижениям" (Русские православные женские монастыри XVIII-XIX вв. СТСЛ, 1992). Недаром эту молодую обитель называли в среде отечественных боголюбцев "женской Оптиной". Среди духовных друзей и чад Аносиной пустыни такие известные церковные и общественные деятели, как архиепископ Леонид (Краснопеков), епископ Арсений (Жадановский), епископ Серафим (Звездинский), старцы Зосимовой пустыни схиигумен Герман (Гомзин) и иеросхимонах Алексий (Соловьев), московский старец Алексий Мечев и отец Сергий Мечев, схиигумения Фамарь (Марджанова), восстановительница Коломенского Успенского Брусенского монастыря игумения Олимпиада, основательница Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря под Подольском игумения Евгения (Виноградова), известные меценаты Цуриковы, семейства Мансуровых и Лосевых и др.

Тяжкие испытания выпали на долю аносинских сестер в первой половине XX века. В 1928 году на день Пресвятой Троицы состоялась последняя служба. Монастырь подвергся разорению. Колокольня с приделами была взорвана. Книги и иконы бросали в костер. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры, включая матушку игумению Алипию (впоследствии схиигумения Евгения), претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских - преподобномученица Дария (Зайцева), расстрелянная на полигоне Бутово под Москвой - память 1 / 14 марта, и преподобномученица Татиана (Фомичева), принявшая смерть в заключении - память 20 ноября / 3 декабря. Но огонек духовной жизни не угасал. Блаженная Пелагея, любившая посещать Аносину пустынь, незадолго до ее закрытия предсказывала: "Обитель будет до тех пор, пока последняя сестра не переселится в вечность". Последняя сестра - схимонахиня Анна (Теплякова), бывшая послушница Борисо-Глебского Аносина монастыря - дождалась возрождения родной обители.

В 1992 году по ее просьбе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил взять обитель на восстановление.

Для возобновления иноческой жизни в Аносине прибыли насельницы Рижского Троицкого монастыря во главе с монахиней Варахиилой (Бучельниковой). Строителем и духовником монастыря был назначен насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Спиридон. В 2005 году настоятельницей монастыря поставлена монахиня Мария (Солодовникова). С первых дней возрождения Аносиной пустыни, открытой в 1992 году сначала в качестве Патриаршего подворья, а в 1999 году получившей статус ставропигиального монастыря, ее поддерживают благословение и молитвы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Первосвятитель неоднократно посещал обитель и внимательно следит за ее восстановлением.

Среди святынь монастыря - мощевики с частицами мощей святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, блаженной Матроны Московской, оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, праведного Симеона Верхотурского, мученицы Татианы и других святых.

На благо обители и для спасения своей души сестры несут послушания: выращивают овощи и фрукты, ухаживают за коровами и курами, изготавливают сыры, творог, сметану и другие молочные продукты, выпекают душистый аносинский хлеб. Нигде я так вкусно не трапезничаю с сестрами, как в Аносиной пустыни! Они всегда не только с любовью накормят, но и обязательно с собой дадут тяжелую сумку с гостинцами.

Последний раз я была в Аносино ранней весной, на Светлой седмице, когда пробуждающаяся природа вместе с людьми встречала ликованием Воскресение Христово. Небо было какой-то нереальной синевы, сады утопали в белоснежном цветении яблонь и вишен, колокола радостно звенели дни напролет. Посмотрите на фотографии, проникнитесь удивительной красотой и какой-то особенной, тихой и светлой духовностью этого места и обязательно поезжайте туда помолиться святым благоверным князьям-страстотерпцем Борису и Глебу…










Живописные окрестности Аносино и берега реки Истры - изумительная русская природа средней полосы


Ворота монастыря с надвратной церковью


Внутренняя территория монастыря




Главный храм монастыря


Борисоглебский придел храма




Это самая старая насельница монастыря - 93-летняя матушка Александра. Она пережила Ленинградскую блокаду и сохранила свой дневник того времени, который дала мне прочитать. Удивительный человеческий документ, который потрясает до глубины души.


Мы очень подружились с матушкой Александрой и она учила меня класть земные поклоны и правильно (чтоб ноги не болели) вставать с колен - и делала это легко и с удовольствием (в ее то возрасте!)




А это моя молодая подружка - послушница Светлана учит меня звонить в колокола. Оказалось совсем непростое дело!








Пасхальный крестный ход


Монахиня Мария (Солодовникова) настоятельница монастыря (крайняя слева)




А это мои четвероногия друзья - корова Роща и конь Орлик.














Так - в трудах и молитвах - протекает жизнь насельниц Аносиной пустыни


Воскресная  школа храма Живоначальной Троицы в Хохлах Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа Собор Александра Невского Фома-центр Центр Св. Иринея Лионского Православная служба помощи бездомным
Наш храм расположен по адресу: Хохловский пер., дом 12. (схема проезда)
Телефоны: 917-51-34, 916-00-96
e-mail: trinity-church@mail.ru