Телепрограмма «Православная
энциклопедия»
(Прямой эфир на канале ТВЦ
01.03.08)
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Здравствуйте! В эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы приглашаем
вас в Нижегородскую епархию. 5 лет назад в России широко отмечалось
100-летие со дня канонизации преподобного Серафима Саровского. В Дивеево
съехались иерархи всех поместных Православных Церквей. В праздновании
приняли участие президент России Владимир Путин и Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II. А через год Россия отметила 250-летие со дня
рождения преподобного Серафима. Казалось, после таких крупных дат и
событий, потребовавших колоссальных усилий в организации восстановительных
работ и проведении торжеств, в жизни Нижегородской епархии наступит время
затишья. Но этого не произошло. Сегодня в одном Арзамасе одновременно
восстанавливается 10 храмов. С города Арзамаса, второго по значению города
Нижегородской епархии, мы и начнем наше путешествие по Нижегородской
земле.
|
|
|
|
 |
|
|
Арзамас |
|
 |
|
Сюжет: город Арзамас
«Куда не взглянешь, всюду было такое
обилие золоченых, похожих на яблоки куполов, что казалось, этот город был
вышит в золотошвейной мастерской руками искусных женщин» – так писал об
Арзамасе в 1916 году Константин Паустовский. Конечно, нынешний Арзамас не
таков. До революции в нем насчитывалось 4 монастыря и 36 храмов. Но в годы
богоборческого лихолетья почти все они были закрыты или разрушены. И вот 5
лет назад в Арзамасе была принята программа по возрождению памятников
православной культуры «Арзамаские купола».
Марина Козлова
директор департамента администрации г. Арзамаса: – Уникальность
программы в том, что откликнулись руководители предприятий и сами
прихожане. Из городского бюджета не было истрачено ни копейки. Как
результат, за 5 лет 10 храмов отреставрированы, 8 из них уже открыли свои
двери. Город стал возвращаться к своим духовным истокам, к православному
городу, которым он и был долгие годы.
|
|
|
|
 |
|
|
Воскресенкий собор города
Арзамас |
|
 |
|
Соборная площадь Арзамаса. В центре её возвышается уникальный по своей
красоте и размерам Воскресенский собор. В 30-е годы, благодаря усилиям
многих арзамасцев, его удалось спасти от разрушения, и в конце Великой
Отечественной войны он вновь был открыт для богослужений. В Советском
Союзе этот собор был самым большим из действующих храмов. В 1988 году в
дни празднования 1000-летия крещения Руси под его сводами молились около
12 тысяч человек. Собор был воздвигнут в память об изгнании Наполеона из
России. На его постройку горожане собрали свыше 500 тысяч рублей.
Архитектор собора - Михаил Коринфский, уроженец Арзамаса. А росписи
выполнены выпускниками арзамаской школы живописи. В ней могли учиться не
только представители высшего сословия, но и крепостные. Одним из
выпускников школы был художник Василий Перов.
Фрески, за
исключением центрального купола, выполнены в легких коричневых тонах.
Мастер Осип Серебряков с сыном Александром использовали очень сложную
технику – альфреско. Художники работали тушью по сырой штукатурке и не
всегда успевали нанести рисунок, так как штукатурка высыхала. Тогда её
отбивали, наносили свежий слой и снова начинали работу.
Все сюжеты
фресок посвящены одной теме – земной жизни Иисуса Христа.
Храм
украшен множеством старинных икон. Резной образ Николы Можайского
упоминается еще в 1580 году. В начале 17 века он был прославлен многими
чудесными исцелениями.
Одной из особо почитаемых святынь
Воскресенского собора является животворящий крест Господень. История его
обретения такова. В середине 17 века жители Арзамаса братья Шаянские
поехали на Макарьевскую ярмарку. Один из братьев был человеком особенно
богобоязненным и благочестивым. И пока старшие братья занимались торговыми
делами, он отправился в Макарьевский монастырь, а оттуда на пристань.
|
|
|
|
 |
|
|
Явленный Крест |
|
 |
|
Александр Залялиев, секретарь благочинного Арзамаского округа: –
В это время на Волге находилось множество торговых судов. И вдруг, среди
них он видит необыкновенную лодку, украшенную цветами, на которой стоит
большой Крест. Человек, который держит этот Крест сказал Шаянскому: «Купи
у меня Распятие». Тот согласился, но сказал, что ему нужно посоветоваться
с братьями. Человек же сказал: «Ты возьми Крест, покажи его братьям, если
понравиться принесешь мне деньги». Он так и сделал; братья дали ему
деньги, но когда он пришел на пристань, оказалось, что ни лодки, ни
человека того нет. Он ходил и спрашивал у всех, но никто ничего не видел.
По церковному преданию этот Крест считается явленным.
|
|
|
|
 |
|
|
Городец |
|
 |
|
Сюжет: город Городец
Городец – самый древний город на
Нижегородской земле. Он был основан в середине 12 века князем Юрием
Долгоруким. Сохранился вал, окружавший древний город. Он достигал высоты
15 метров и был протяженностью более двух километров. В 1378 году во время
нападения ордынского хана Арапши за этим валом и крепостной стеной
укрылись не только жители Городца, но и Нижнего Новгорода.
Сегодня
Городец переживает свое второе рождение. Правительством нижегородской
области утверждена программа развития Городецкого района «Городец-21 век».
В ней предусмотрено восстановление центральной купеческой части города,
домов со старинной резьбой, Духовской и Покровской церквей, храма Михаила
Архангела и храмового комплекса в селе Николо-Погост.
|
|
|
|
 |
|
|
Городец |
|
 |
|
Принято решение – возродить древний Федоровский монастырь. За свою
историю он трижды подвергался разрушению. В последний раз в 30-х годах
прошлого века.
Владимир Иванов, глава местного самоуправления
города Городца: – В настоящее время остались трапезная с домовой
церковью и кельи. В этом году мы планируем восстановление храма
Федоровской иконы Божьей Матери.
Федоровский монастырь был основан
на месте явления иконы Божией Матери, по преданию написанной евангелистом
Лукой. В страшные дни разорения Городца Батыем икона чудесным образом
оказалась в Костроме. Костромичи увидели как человек, одетый в древнюю
воинскую одежду, точь в точь как изображается на иконе святой
великомученик Федор Стратилат, нес по городу эту икону. С тех пор икону и
стали называть Федоровской.
|
|
|
|
 |
|
|
Костромской Ипатьевский
монастырь |
|
 |
|
Этот образ сыграл важную роль в истории государства Российского. В 1613
году в Троицком Ипатьевском монастыре перед ликом чудотворной Федоровской
иконы принял избрание на престол государства Российского Михаил Романов. С
этого времени Федоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней
царственного дома Романовых.
Николай Карасев городецкий
иконописец: – Все царицы принимали Православие перед Федоровской
иконой Божией Матери.
|
|
|
|
 |
|
|
Избрание царя |
|
 |
|
Федоровская икона Пресвятой Богородицы сохранилась до наших дней. С
1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином
кафедральном соборе Костромы. А в восстанавливаемый после Батыева
нашествия Городец костромской князь Василий Георгиевич послал список
Федоровской иконы. Он тоже сохранился до наших дней. Сейчас икона
находится в городецком краеведческом музее.
|
|
|
|
 |
|
|
Феодоровская икона Божией Матери
(список) |
|
 |
|
Каждое воскресение перед ней служаться молебны. Когда Федоровский
монастырь будет возрожден, образ должен вернуться в стены обители. А пока
в уцелевшие строения монастыря пришли дети. Здесь открыта православная
гимназия.
|
|
|
|
 |
|
|
Воскресная школа |
|
 |
|
Каждое утро перед занятиями ученики молятся перед иконой благоверного
князя Александра Невского. Федоровский монастырь был неразрывно связан с
именем этого святого. Александр Ярославович неоднократно бывал в Городце.
А в 1263 году он скончался здесь по дороге из Орды. Чувствуя приближение
своей смерти, князь принял схиму и духовное имя Алексий, оставив духовное
завещание: «всем русичам жить в едино сердце».
|
|
|
|
 |
|
|
Успенская Флорищевская пустынь |
|
 |
|
Сюжет: Успенская Флорищева пустынь
Среди обширных лесов
на северо-западе Нижегородской области укрылась Успенская Флорищева
пустынь. Она была основана в начале 17 века. Её первый настоятель
преподобный Илларион ввел в обители строгий иноческий устав: все было
общее, трапеза совместная. Кроме больных и немощных, все трудились на
монастырских послушаниях. Устав Флорищевой обители лег в основу устава
Саровской пустыни и других монастырей.
Иеромонах Варнава,
наместник Свято-Успенской Флорищевой пустыни: – Обитель славна
носителями духовных традиций. В первую очередь это святитель Илларион
Суздальский. Он был духовником царя Федора Алексеевича Романова. Царь
дважды был в монастыре. Второй раз, когда был царь, освещался этот храм
Успения. Он был построен за год в 1681 году.
|
|
|
|
 |
|
|
Иеромонах Варнава |
|
 |
|
Революция 1917 года прервала мирное течение жизни. В 1923 году
монастырь был закрыт. Церковное имущество или реквизировали органы
государственной власти или, просто, разворовали. В зданиях разместилась
воинская часть. Первая Божественная литургия была совершена через 70 лет.
А в 2005 году Священным Синодом принято решение о возобновлении здесь
монашеской жизни. Начались масштабные работы по реставрации монастырских
строений и храмов. 31 мая 2007 года архиепископом Нижегородским и
Арзамасским Георгием было совершено освящение Троицкого храма. Но для
того, чтобы возродить былую красоту всего архитектурного ансамбля, а
главное – духовную славу обители, братии монастыря предстоят еще многие
труды.
Иеромонах Варнава, наместник Свято-Успенской Флорищевой
пустыни: – Уже есть храм просторный, где можно молится, есть росписи,
иконостас прекрасный. Монашеское братство есть здесь. Так что, монастырь
живет своей жизнью уставной, каждодневная молитва здесь.
***
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Покровитель нижегородской земли – преподобный Серафим Саровский, один из
самых почитаемых святых нашей страны и мира. Серафим Саровский (в миру
Прохор Мошнин) уроженец города Курска. С младенчества он был под особым
руководством и охранением промысла Божия.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Сюжет: Преподобный Серафим Саровский
Прохору было семь
лет, когда мать его, осматривая колокольню Сергиевской церкви, взяла с
собой и сына. По неосторожности Прохор упал на землю с самого верха
колокольни. Мать в испуге сбежала вниз, думая найти сына разбившимся до
смерти, но с удивлением и радостью увидела его целым и невредимым. Через
10 лет Прохор окончательно решает оставить мир и вступить на иноческий
путь жизни.
|
|
|
|
 |
|
|
Панорама Курска. На заднем плане -
Сергиево-Казанский храм, построенный родителями преп.
Серафима |
|
 |
|
Иеромонах Варнава, нынешний наместник Флорищевой пустыни, до этого
полгода был наместником возрождающегося монастыря в Сарове. Не раз в своей
молитве он обращался за помощью к прп. Серафиму.
Иеромонах
Варнава, наместник Свято-Успенской Флорищевой пустыни: – На встрече с
другим человеком нас всегда поражает, как он относится к нам. Насколько он
добр. Вот и преподобный Серафим ко всем обращался «Ваше боголюбие», потом
«Радость моя, Христос воскресе!». Такой радостный пасхальный дух в нем
был. А ведь он был как мученик: терпел не просто удары судьбы, но и
физически его сильно избили. Но подвиг он не ослабевал.
Прп.
Серафим пришел в Саровскую пустынь в 1776 году. Через 8 лет был пострижен
в иночество с именем Серафим, что значит пламенный.
|
|
|
|
 |
|
|
Дальняя пустынька прп. Серафима
Саровского |
|
 |
|
Дальняя пустынька. Место лесного затвора Серафима Саровского. Здесь он
провел в уединенной молитве и молчании почти 16 лет. Сегодня воссоздана
келия преподобного, построена часовня. В 1991 году был поставлен памятник,
созданный скульптором Клыковым. Святой запечатлен во время моления на
камне. В этом великом подвиге он провел тысячу дней и ночей. Точно такой
же памятник, обращенный лицом к Сарову, установлен на родине преподобного,
в монастыре Курская Коренная пустынь.
|
|
|
|
 |
|
|
Дальняя пустынька прп. Серафима
Саровского (интерьер) |
|
 |
|
Ближняя пустынька близ Сарова. В ней преподобный Серафим принимал
паломников, приходивших к нему за духовной помощью и советом. В наши дни
здесь воздвигнут храм в честь Святого Духа.
|
|
|
|
 |
|
|
Храм Св. Духа на месте Ближней пустыньки
прп. Серафима |
|
 |
|
Игумен Андроник (Могилатов), наместник Свято-Успенской Саровской
пустыни: – В ближней пустыньке было явление Бога Серафиму Саровскому и
Мотовилову. Мотовилов спросил: «В чем сущность христианской жизни?». Тогда
преподобный предложил вместе помолится. Тут лицо его просияло и сам
Мотовилов испытал такое счастье, что не хотел покидать это место. Тогда
Серафим Саровский сказал, что сущность христианской жизни в стяжании Духа
благодати Божией.
|
|
|
|
 |
|
|
Преображение прп. Серафима |
|
 |
|
В 2006 году, в год 300-летия основания Свято-Успенской Саровской
пустыни, Святейший Патриарх Алексий приехал в некогда прославленную
обитель. Молебен преподобному Серафиму на площади перед колокольней и
Святыми вратами Саровской обители. Здесь святейший патриарх объявил о
решении Священного Синода вновь открыть в Сарове мужской монастырь.
Святейший Патриарх Алексий: – Здесь вновь будет возноситься
горячая, монашеская молитва за наше Отечество, Церковь, народ.
После революционных потрясений величественный монастырь 80 лет
находился в запустении. Саров стал закрытым городом. Здесь был образован
федеральный ядерный центр. В 1951 году был взорван необыкновенный по
красоте Успенский собор. Еще через два года уничтожили храм иконы Божей
Матери «Живоносный источник». Чудом уцелели колокольня (её высота – более
80 метров) и храм Иоанна Предтечи. Главный храм возрождаемой обители,
освящен в честь Серафима Саровского. В советское время в нем размещался
театр.
|
|
|
|
 |
|
|
Игумен Андроник (Могилатов) |
|
 |
|
Игумен Андроник (Могилатов), наместник Свято-Успенской Саровской
пустыни: – Но по милости Божией, обитель сейчас возрождается. На
данный момент здесь 6 человек. Все в священном сане. К монастырю
принадлежит 4 храма и во всех совершается литургия. Народу приходит много,
на исповеди всех стараемся внимательно выслушать. На Пасху было полторы
тысячи человек. А в воскресные и праздничные дни приходят до пятисот
человек.
|
|
|
|
 |
|
|
Памятник прп. Серафиму
Саровскому |
|
 |
|
Серафим Саровский – один из немногих святых, прошедший через подвиги
отшельничества, столпничества, безмолвия и затвора, достигший наивысшего
духовного совершенства. В храме прп. Серафима Саровского восстановлена
келлия преподобного в ней он провел последние месяцы своей жизни.
|
|
|
|
 |
|
|
В келлии прп. Серафима |
|
 |
|
Игумен Андроник (Могилатов), наместник Свято-Успенской Саровской
пустыни: – Преподобный Серафим сказал: «Моя смерть откроется пожаром».
Действительно, когда братия увидела, что из щелей двери его келлии идет
дым, ее взломали и увидели старца, который стоит на коленях перед иконой.
В таком молитвенном положении он предал Богу душу. Эта келлия прп.
Серафима дает нам понимание того, как нужно относится к молитве.
|
|
|
|
 |
|
|
Дивеево |
|
 |
|
Сюжет: Дивеево
Село Дивеево находится в 15 километрах от
Сарова. Это самый известный центр паломничества на нижегородской земле.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь считается четвертым
уделом Божией Матери. Казанская церковь была построена по благословению
самой Царицы Небесной, которая велела основать здесь обитель, «равной
которой не было, нет, и не будет никогда на свете».
|
|
|
|
 |
|
|
У мощей прп. Серафима |
|
 |
|
После смерти первой настоятельницы женской общины преподобной
Александры Дивеевской, заботу о ней взял на себя преподобный Серафим. Не
оставил он ее и после своей кончины. В 1991 году сюда крестным ходом из
Петербурга были перенесены святые мощи Серафима Саровского. Рака с мощами
преподобного ныне находится в Троицком соборе монастыря.
***
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Сегодня в составе нижегородской епархии 433 прихода и 14 монастырей,
семинария и два духовных училища. А 2 года назад в Нижнем Новгороде был
создан просветительский центр «Глагол», объединивший все епархиальные
средства массовой информации. Думаю, размаху его деятельности могла бы
позавидовать каждая епархия.
***
Сюжет:
Просветительский центр «Глагол»
Телефон доверия – одно из
направлений деятельности центра «Глагол». Круглосуточно священнослужители
нижегородской епархии отвечают по телефону на самые разнообразные вопросы.
|
|
|
|
 |
|
|
Диакон Александр Хекало. Телефон доверия
центра «Глагол» |
|
 |
|
Диакон Александр Хекало: – С 9 утра кто- то до 9 вечера дежурит,
потом с 9 вечера до 9 утра. И так по суткам. У нас целая епархия
священнослужителей. Не вопрос, в данном случае.
Сегодня в
Нижегородской епархии выходят две газеты: «Нижегородские епархиальные
ведомости» и «Православное слово в Нижнем Новгороде», четыре журнала:
детский «Саша и Даша», женский «Моя надежда», журнал семинаристов
«Дамаскин» и «Нижегородская старина». Последний готовят в стенах древнего
Печерского монастыря. Его настоятель архимандрит Тихон считает, что самый
лучший способ привлечь людей к вере – это рассказать о святынях прошлого
через печатное слово. Свою первую газету «Печерский благовест» монастырь
начал выпускать еще в 1999 году.
|
|
|
|
 |
|
|
Издания Нижегородской епархии |
|
 |
|
Архимандрит Тихон (Затёкин), наместник Печерского Вознесенского
монастыря: –Нашлись добрые люди, пожертвовали. Мы сверстали,
проиллюстрировали. Через месяц у нас уже выходила своя газета. Тогда
митрополит Николай, который возглавлял тогда кафедру, говорит: «Ну, теперь
вы быстро пойдете». И действительно, люди стали узнавать о монастыре, а то
ни экскурсий сюда, ни велось, ничего.
|
|
|
|
 |
|
|
Архимандрит Тихон (Затёкин) |
|
 |
|
Теперь экскурсии регулярно ведутся в самом монастыре. Здесь создан
музей нижегородской епархии, по размаху не уступающий многим областным
краеведческим музеям. Всем желающим расскажут о становлении православия на
нижегородской земле от самых его истоков до событий недавнего времени.
|
|
|
|
 |
|
|
Нижегородский Печерский
монастырь |
|
 |
|
Здесь трагическая история монастыря, когда к власти пришли большевики.
В 1918 году с 6 на 7 ноября был расстрелян настоятель Печерской обители
епископ Лаврентий за то, что обратился с воззванием в защиту обездоленного
сельского духовенства.
Спасский кафедральный собор Нижнего
Новогорода. Рядом с ним сегодня разместился просветительский центр
«Глагол». Здесь выпускают газеты и сайт Нижегородской епархии.
|
|
|
|
 |
|
|
Спасский кафедральный собор Нижнего
Новгорода |
|
 |
|
Здесь же расположена телестудия. Вот уже два года программа «Источник
жизни» выходит на одном из областных телеканалов два раза в день. Здесь же
в «Глаголе» с 2008 года был запущен новый информационный проект. 15 января
началось вещание радио «Образ».
Священник Игорь Пчелинцев,
главный редактор епархиальных СМИ: – Было много отказов, много
сложностей, но в прошлом году мы выиграли конкурс на чистоту. Выиграли у
олигарха. То, что мы победили – это чудо. С нашей стороны ничего кроме
идеи и желания не было.
Радио «Образ», по замыслу его создателей,
обращается не только к людям воцерковленным. Православное по духу, по
форме - это современное радио, отвечающее на все вопросы
общественно-культурной жизни.
Полина Ступина шеф-редактор радио
«Образ»: – Диджейства у нас нет. Мы скорее собеседник для нашего
слушателя, который несет позитивное настроение.
Сегодня радио
«Образ» могут услышать все жители Нижнего Новгорода и ближайших
городов-спутников. Это почти 2 с половиной миллиона слушателей. А в скором
времени оно будет доступно через интернет в любой точке земного шара.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А наше путешествие по
Нижегородской епархии подошло к концу. Полную версию нашей программы вы
можете найти на сайте Седмица.ру, где всегда помещаются самые последние
новости жизни Русской Православной Церкви, а также религиозные новости со
всех концов света. Спасибо всем, кто был с нами эти полчаса. В следующий
раз наша программа выйдет не в субботу, а в понедельник 10 марта. Тема
программы «Человек и его вера». У нас в гостях будет журналист Елена
Емпольская. Я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!
|