Телепрограмма «Православная энциклопедия»
(Прямой
эфир на канале ТВЦ 02.08.08)
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире – «Православная
энциклопедия». 27 июля – день памяти святого равноапостольного князя
Владимира – крестителя Руси. В этом году этот день отмечался с особенной
торжественностью. 1020 лет назад в Киеве Владимир крестил Русь. Когда
летом 988 года тысячи киевлян шли к Днепру, чтобы принять святое крещение,
это было единое Древнерусское государство.
Какое значение имеет
это событие для народов Украины, Белоруссии и России? Как складывалась
история Православия на Украине? Об этом мы будем говорить в нашей
программе. Наш гость - заведующий кафедрой церковной истории Московской
духовной академии профессор Алексей Светозарский. Но сначала – подробный
репортаж о праздновании 1020-летия Крещения Руси в Киеве.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru |
|
 |
|
Сюжет: «Патриарший визит в Киев»
26 июля специальный
авиарейс доставил Святейшего Патриарха Алексия и сопровождающих его
архиереев в Киев, на торжества, посвященные 1020-летию Крещения Руси.
Прямо из международного аэропорта Борисполь делегация Русской Церкви
направилась в Киево-Печерскую лавру, где уже несколько часов своего
патриарха ждали верующие со всей Украины.
«Алексий – наш
Патриарх!» – Эти приветствия сопровождали Святейшего Патриарха все три дня
его пребывания в Киеве. И эта радость была взаимной.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru |
|
 |
|
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: – С особым
чувством, как Милость Божию, я воспринимаю посещение Киева – Матери
городов русских, откуда началось православие на нашей земле.
После
молебна на площади у Успенского собора Алексий Второй направился в Ближние
пещеры лавры. Он приложился к чтимой Успенской иконе в Крестовоздвиженском
храме и спустился в пещеры, где поклонился мощам преподобных Печерских
угодников.
Утром 27 июля на Владимирской горке у памятника святому
равноапостольному князю Владимиру Святейший Патриарх Алексий и Патриарх
Константинопольский Варфоломей вместе совершили Божественную литургию. Им
сослужили Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним, Архиепископ
Тиранский и всея Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Киевский и
всея Украины Владимир и множество иерархов Поместных Православных Церквей,
прибывших в Киев для участия в торжествах по случаю 1020-летия Крещения
Руси.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru |
|
 |
|
Это праздничное богослужение увенчалось многолюдным крестным ходом с
мощами святого князя Владимира, которые пронесли через весь центр Киева к
Лавре. И общее ликование подтверждало – наша Церковь едина, все мы –
наследники святого князя Владимира.
Диакон Андрей Кураев: –
Русский человек, когда узнает, что Украина хочет отделиться, чувствует
себя как ребенок, которому сказали, что его родители разводятся: Как,
мама, – ты теперь хочешь жить отдельно от меня?!
В тот же день
состоялась встреча двух Патриархов, на которой обсуждались спорные
вопросы, возникшие в последние годы. Итогами этой встречи ее участники
остались довольны.
Патриарх Константинопольский Варфоломей:
– Мы все несем ответственность за всеправославное единство и за общее
свидетельство Православия перед всем миром.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru |
|
 |
|
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: – Мы
договорились о том, что все возникающие между Церквами вопросы нужно
решать так же, как и в семье. В каждой семье возникают проблемы, в
церковной семье они тоже могут возникать и возникают. Так вот, все эти
возникающие сложности нужно разрешать путем обсуждения и диалога.
То, что Русская Церковь едина, особенно ощущалось в праздничное
утро 28 июля, когда на центральной площади Лавры вместе совершали литургию
сотни православных иерархов из России, Белоруссии и Украины. В этот день,
когда Церковь отмечает память святого князя Владимира, Святейший Патриарх
Алексий рукоположил во священники диакона Владимира Коцабу.
Священник Владимир Коцаба: – Я никогда раньше не видел
Святейшего Патриарха – только на портретах. А тут – личная встреча, и в
эти же дни Его Святейшество меня рукоположил во священство – вы
представляете, какая теперь радость и ликование у меня в душе!
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru |
|
 |
|
Среди тех, кто приехал на этот праздник в Киев, были люди из Крыма и
Донецка, Харькова и Ужгорода. Участники торжеств: – Я ехала 17
часов поездом. Но не жалею, что потрудилась, это – такой праздник!
– Слава Богу за такую милость!
– Слава Богу, что наша
многострадальная Украина увидела нашего Патриарха. Что он жив и здоров –
это большая радость!
Впервые почти за два десятилетия измученная
расколами Украина со всей очевидностью почувствовала, что правда не в
силе, а в истине.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru |
|
 |
|
Владимир митрополит Киевский и всея Украины: – Молитесь о нас,
Ваше Святейшество, чтобы Господь не искушал нас теми последствиями,
которые несет с собой раскол. . Первосвятительский визит в Киев
завершился праздничным концертом во Дворце культуры «Украина» в честь
1020-летия Крещения Руси. Святейший Патриарх еще раз поздравил всех с
праздником, и напомнил раскольникам, что Церковь ждет их возвращения и
покаяния.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II: – Движимая материнской любовью, наша Церковь горячо желает того,
чтобы те ее чада, которые неразумно ушли на страну далече, возвратились в
дом отчий. Но происходить это должно в соответствии с незыблемыми канонами
Церкви. Только на этом прочном фундаменте возможно восстановление
подлинного единства без опасности дальнейших разделений.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Киев всегда называли
матерью городов русских. Сегодня Украинская Православная Церковь
Московского Патриархата – это одиннадцать тысяч приходов, три Лавры и
множество монастырей. Издавна украинский и русский народы были связаны
крепкой дружбой. Нас всегда объединяла общая история, общая культура и
главное, общая Вера.
Сюжет: «Святыни Киева»
Первым
благую весть о воскресении Христа на берега Днепра принес сам апостол
Андрей Первозванный. По преданию, он водрузил крест там, где сейчас стоит
Андреевский храм, в знак того, что православие распространится отсюда по
всей русской земли. Первыми русскими христианами стали два князя-язычника,
Аскольд и Дир. В конце девятого века они крестились здесь, в Киеве. А
через пятнадцать лет были убиты князем Олегом. На могиле Аскольда
поставили Никольский храм, один из самых первых киевских храмов, он
появился здесь за сто лет до крещения Руси. Христианкой была великая
княгиня Ольга, но Русь крестил ее внук – великий князь Владимир. Он принял
православие в Херсонесе. И когда вернулся домой, весь город спустился с
ним к Днепру, чтобы принять святое крещение. Вместе с правой верой князь
Владимир привез в Киев многие святыни: иконы, кресты и мощи мучеников, в
том числе и мироточивую главу Климента, папы Римского, ученика апостола
Петра. Эта глава по сей день мироточит в Дальних пещерах Киевской лавры.
Ничего не сохранилось от первого киевского храма – Десятинной
церкви. Его поставили на том месте, где пролилась кровь первых мучеников
на Руси – Феодора и его сына Иоанна. Мощи младенца Иоанна тоже покоятся в
Киево-Печерской лавре.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Седмица. Ru |
|
 |
|
Этот монастырь основал монах Антоний, который 950 лет назад пришел в
Киев со святой горы Афон. Он вырыл пещеру на берегу Днепра, и скоро вокруг
нее образовался целый пещерный город. Так началась Киево-Печерская лавра.
Здесь множество святынь, главные из которых – это мощи преподобных. Только
тех, чьи имена известны, здесь больше двухсот. Среди них есть известные
всему миру святые – Нестор Летописец, Илья Муромец… А всего в пещерных
склепах покоится почти десять тысяч монахов. Одним из последних здесь
упокоился митрополит Владимир (Богоявленский), первый русский новомученик,
павший жертвой безбожной революции. Его мощи обрели совсем недавно, и это
событие стало одним из главных в жизни возрождающейся Украинской Церкви.
Архимандрит Пантелеимон, благочинный Киево-Печерской лавры:
– Это был 1992 год – период испытаний для Украинской Церкви. И то, что мы
обрели мощи священомученика Владимира, послужило к укреплению нашей веры.
Киев называют одним из четырех земных уделов Божией Матери. В
старину паломничество сюда приравнивалось к пешему походу в Святую Землю.
Тысячу лет Божия Матерь хранит свой земной удел и всех, кто с верой
прибегает к ней за помощью и утешением.
|
|
|
|
 |
|
|
Фото - Ю. Клиценко, Седмица. Ru |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Сегодня наша программа
посвящена 1020-летию крещения Руси. Наш гость - заведующий кафедрой
церковной истории Московской духовной академии профессор Алексей
Светозарский. Здравствуйте, Алексей Константинович.
Алексей
Светозарский, заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной
академии, профессор: – Здравствуйте!
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Как изменилась культурная и политическая жизнь
Древнерусского государства после Крещения Руси?
Алексей
Светозарский: – Определенным этапом здесь было правление сына св. кн.
Владимира Ярослава Мудрого, который также почитается как подвижник в сонме
святых. То, что было посеяно при св. кн. Владимире, возросло при Ярославе
Мудром: расцвет культуры, вхождение в семью европейских народов. Причем, в
буквальном смысле «вхождение в семью», ведь кн. Владимира называли тестем
всей Европы. Все его дочери были замужем за европейскими государями.
Расцветает книжность и архитектура, свидетельство чему – великолепный храм
святой Софии в Киеве. За краткий период – в течение полувека – Русь
возросла духовно, культурно, политически. Параллельно мы можем видеть
историю Болгарии, от которой мы приняли культурные плоды во дни князя
Владимира.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Т. е.
это была культурная интеграция в культурную жизнь современной Европы?
Алексей Светозарский: – Есть соблазн, и многие историки ему
подвержены, что кн. Владимир при Крещении Руси руководствовался только
прагматическими, политическими мотивами. Конечно, они присутствовали, это
безусловно. Он не хотел, чтобы его народ стоял на обочине истории. Но
обращение его было глубоко личным, повлекло за собой перемену всей его
жизни.
|
|
|
|
 |
|
|
Васнецов В.М. «Крещение князя
Владимира» |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Во время
татаро-монгольского нашествия, в 1240 году, Киев и большая часть
украинской территории были захвачены и разорены. А как развивалась история
Православия на Украине? Какие самые важные этапы Вы бы отметили?
Алексей Светозарский: – Вы правильно отметили трагедию
Древнерусской цивилизации – Батыево нашествие, и, как его следствие,
вхождение принудительное или добровольного в состав литовских княжеств,
принятие литовского подданства. Когда литовские князья обещали избавление
от татаро-монгольского ига, и, на первых порах, обещали не трогать веру.
Дальше следует тенденция по отрыву православных от центра, который
переместился естественным образом в Залесскую Русь – во Владимир, а затем
в Москву. На начало периода после монгольского нашествия был один
митрополит на две митрополии, а затем тенденция к тому, чтобы митрополит
был в Киеве, а это не всегда удавалось, было не реально, потому что Киев
тогда объективно перестал быть этим центром. Либо был отдельный
митрополит.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А
тогда киевский митрополит был во Владимире, но носил титул Киевского? И в
Москве тоже был Киевский митрополит?
Алексей Светозарский:
– Да. Святитель Алексий в XIV веке носил титул Киевского митрополита, и в
конце – уже в XV веке – полный титул был Киевский, Владимирский Московский
и всея Руси.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: –
Многие, я уверен, этого не знали. Мы привыкли Митрополита Алексия называть
– Московский.
Алексей Светозарский: – Эта тенденция к
отрыву приводит к тому, что в середине XV века удается содать отдельную
митрополию в Киеве под властью великих князей Литовских, под властью
Литовской и Польской короны.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – Можно сказать, что в тот момент Киевская митрополия уже
существует независимо от митрополита Киевского, который заседает на
Московской кафедре?
Алексей Светозарский: – Да, но там все
гораздо сложнее. Первым митрополитом был униат, ставленник Рима, который
потом покаялся перед греками, вошел в их юрисдикцию и обрел, таким
образом, некую легитимность. Да, он был совершенно
независим.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Т. е.,
таким образом, тогда Киевская митрополия напрямую начинает подчиняться
Константинопольскому Патриарху.
Алексей Светозарский: – Да.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А что же
происходит в тот период с унией? Вы сказали, что первый Киевский
митрополии бы, оказывается, униат.
Алексей Светозарский: –
Это был Григорий Болгарин. Этио было в тот период, когда был
Ферраро-Флорентийский собор, и митрополит Московский Исидор был изгнан из
Русской Церкви. Он не возвратился, отправился в Рим, а его архидиакон
Григорий Болгарин стал самостоятельным митрополитом. Все начиналось с
унии, потому что сверхзадача была не только оторвать от Москвы, но еще и
окатоличить.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – И
насколько тот униатский проект был в тот период успешен на Украине?
Алексей Светозарский: – Он провалился. Не было объективных
условий. Иерархия, хотя внешне и подчинялась Григорию около 20 лет, не
принимала его. Около 1470 года Григорий Болгарин покаялся и был принят.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Насколько мне
известно, во время Речи Посполитой, униатство фактически насаждалось на
западных и центральных территориях Украины. И многие митрополиты, будучи
внешне православными, тайно подчинялись униатам.
Алексей
Светозарский: – Это связано с подбором иерархии, в котором большую
роль играло государство, которое считало своим правом раздавать церковные
должности. Можно себе представить, что на эти должности попадали люди
неготовые к этому: не монахи, не склонные в душе к епископству, а просто
получившие доходные места и ими пользовались. Этих людей заедало, что
такие же точно епископы, только католические, заседают с королем в сейме,
имеют массу привилегий, которых они лишены. Это тоже очень важная
тенденция, которая набирает полную силу с начала XVI столетия и
завершается в конце этого века принятием унии, предательством Православия
со стороны этой иерархии.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – Сегодня религиозная ситуация на Украине довольно сложная.
Помогите нашим телезрителям разобраться в этом. Что сегодня происходит на
Украине?
Алексей Светозарский: – Она очень сложная. Потому
что с начала 90-х годов параллельно существуют каноническая Украинская
Православная Церковь Московского Патриархата и ряд раскольничьих структур.
Самые крупные из них это «Киевский Патриархат»; «Украинская Православная
автокефальная Церковь» и еще масса мелких группировок. Парадоксально, но,
оказывается, где-то в Голландии живет человек, не знающий ничего
по-украински, который является патриархом всея Украины! Я недавно об этом
прочитал.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А на
Украине кто-то об этом знает, вот интересно?
Алексей
Светозарский: – Кто-то знает. Есть люди, которые очень четко учитывают
эти группировки с тенденцией, что они могут быть когда-то объединены.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Т. е, это – фишки
в политической игре?
Алексей Светозарский: – Да.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Мне недавно
пришлось побывать на Украине с нашей съемочной группой. Там, на берегу
Днепра я увидел строительство огромного собора. Я спросил у монаха
киево-Печерской Лавры, что это за строительство. Ответ был, что строится
кафедральный униатский собор. Фактически, сегодня даже униаты имеют
колоссальное влияние на Украине?
Алексей Светозарский: –
Скорее это желаемое, чем действительное, относительно Киева. Но раз будет
приход, община, то будут и прихожане. Это будут, в основном, выходцы из
западно-украинских областей, но тем не менее, размерами своими эта стройка
поражает. Это знаковый момент – продвижение унии на Восток.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – А как, по-вашему,
в какой степени и как политический лидер, глава государства может
заниматься делами Церкви? Ведь история оставила нам яркие примеры подобной
деятельности. Ну, например, Константин Великий или наш князь Владимир.
Алексей Светозарский: – Я полагаю, что может и должен, тем
более, если он живет и действует в рамках Христианской Православной
традиции. Равноапостольный Константин даже выручал Церковь в тяжелые для
нее моменты. Он был инициатором созыва Первого Вселенского собора,
выпустил массу постановлений уже после Миланского эдикта, которые
ограждали Церковь от нападок язычников. Князь Владимир тоже начинает с
гражданского законодательства по церковным делам – его «Церковный устав»,
и слушает епископов. Это очень важный момент применительно к сегодняшней
ситуации. Конечно лидер государства может и должен участвовать в делах
Церкви, заботиться о главной конфессии, тем более если он к ней
неравнодушен и ей принадлежит, и это можно только приветствовать, но он
должен слушать епископов, т. е. действовать в рамках канонического поля, и
не навязывать свою волю.
|
|
|
|
 |
|
|
Памятник князю Владимиру. Киев |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – То, чего, мы, к
сожалению, не видим на Украине. Позиция В. Ющенко вызывает некоторое
уважение, когда глава государства обеспокоен жизнью Церкви внутри страны
и, как кажется внешне, прилагает такие колоссальные усилия для обединения.
Человеку несведущему это может показаться примером того, как должен лидер
государства вести себя в этих рамках. Но там нет главного, поэтому
получается все очень неловко. Церковь живет по древним канонам, а ей
предлагается жить по политическим законам. В Византии ведь тоже было
такое, а государи обычно бывали еретиками, к сожалению.
Алексей
Светозарский: – Да, будучи еретиками, они навязывали православным свою
волю.
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Из уст
украинского руководства можно слышать заявления о том, что Украинская
Церковь должна объединиться. Что это может значить сегодня? Говорят все –
Ющенко, Константинопольский Патриарх говорит, и Святейший Патриарх Алексий
говорит, и все – будто об одном и том же. А что стоит за этими словами?
Алексей Светозарский: – Я полагаю, что с точки зрения
Святейшего Патриарха объединение возможно на правильных канонических
началах. Возможно принятие людей уклонившихся в раскол через покаяние. И
еще один важный, на мой взгляд, момент – устранение предрекаемых фигур,
фигур скандальных, тех, которые стоят на пути.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – Филарета Денисенко и прочих?
Алексей Светозарский: – Да. Я думаю, что и те люди, которые
пребывают в неканонических конфессиях и объединениях, тоже это осознают.
Христианская совесть их обличает.
|
|
|
|
 |
|
|
Успенский собор Киево-Печерской
Лавры |
|
 |
|
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вселенский Патриарх так
же понимает объединительный процесс на Украине, как и Святейший Патриарх
Московский и всея Руси?
Алексей Светозарский: – Я полагаю,
что нет. Судя по всему, там модель такая: попытка восстановить ту
ситуацию, которая закончилась в конце XVII века. Т. е. распространить свою
юрисдикцию, что совпадает с известной тенденцией Константинополя с
распространением юрисдикции на христианскую диаспору.
Ведущий –
протоиерей Алексий Уминский: – А для Ющенко что это означает?
Алексей Светозарский: – Создание национальной Церкви. Он
давно стремится к этой цели. Думаю, что здесь канонические моменты не
будут играть большой роли. Создание Церкви механическим путем сплочения
всех конфессий в одну.
Ведущий – протоиерей Алексий
Уминский: – А зачем, собственно, это нужно? и нужно ли это сейчас
Украине – создание автокефальной Церкви? Мы видим по истории Церкви, что
все страны. которые обретали свою независимость. они обретали. в конечном
итоге. и автокефалию. Так было с Болгарией, Сербией, Албанией, и с
Россией. Не является ли это естественным для государства, иметь
самостоятельную церковь? Что в этом крамольного?
Алексей
Светозарский: – Православная Церковь это – семья Поместных
Православных Церквей. Мы ориентируемся именно на эту древнюю модель.
Каждая церковь существует в своей культурной традиции и, конечно, в
определенных государственных границах. Но это не является безусловным
доводом. Когда сторонники этой автокефалии наиболее рьяно говорят, что у
нас, мол, другое государство, и теперь будет другая, отдельная Церковь,
это не является абсолютным с канонической точки зрения, и с точки зрения
церковной практики тоже возьмем Советский Союз – две Поместные Церкви на
территории одного государства. Возьмем современную Антиохийскую Церковь,
юрисдикция которой распространяется на несколько стран, и т.д.
Константинопольская Церковь пытается распространить свое влияние на весь
мир. И здесь возможно идти к этому только в духе нормального диалога и
законным каноническим путем. Иначе будет следующий раскол, и так раскол
-за расколом. А это очень болезненно.
Ведущий – протоиерей
Алексий Уминский: – Спасибо, Алексей Константинович, за интересную
беседу.
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
 |
|
Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию можно прочесть на
нашем сайте «Седмица.Ru». Здесь же Вы узнаете много интересного о
религиозной жизни всего мира. В следующий раз мы отправимся с Вами в Баку.
Как живут там сегодня православные верующие? В чем особенности пастырского
служения? С чего начиналось христианство на берегах Каспийского моря? Об
этом Вы узнаете из нашей программы, которая выйдет в эфир через неделю.
Всего Вам доброго. Храни Вас Господь!
|