Человек и его вера (Телепрограмма 04.10.08)
Ведущий - протоиерей Алексий
Уминский: Здравствуйте! В прямом эфире «Православная энциклопедия».
Сегодня мы снова обращаемся к теме «Человек и его вера». Путь к вере у
каждого свой. Как меняется человеческая жизнь, что вера меняет в самом
человеке и в его отношении к тому делу, которым он занимается? Чем он
должен руководствоваться, если занимает высокое положение в обществе:
законами духовной жизни или чистым прагматизмом? Сегодня гость нашей
программы экономист, политолог, научный редактор журнала "Эксперт"
Александр Привалов. Но в начале, как всегда, новости.
Сюжет: Придел прп. Александра Свирского в соборе
Василия Блаженного
На Красной площади в соборе Покрова на Рву, больше известном
как храм Василия Блаженного, после реставрации открылся один из девяти
приделов. Эта церковь была освящена в честь прп. Александра Свирского в
середине XVI века, спустя всего 14 лет после канонизации этого святого.
Александр Свирский стал монахом на Валааме, а после того как
на реке Свирь ему явилась Святая Троица в виде трех Ангелов, создал там
свою обитель. Преподобный особенно почитался царем Иоанном Васильевичем,
после того, как даровал победу в одном из сражений Казанского похода.
Елена Юхименко, главный научный сотрудник отдела
рукописей Государственного исторического музея: 30 августа, в день
памяти прп. Александра Свирского и день памяти Трех Константинопольских
Патриархов, была одержана первая важная победа в Казанском походе. Поэтому
здесь два придела. Один посвящен прп. Александру Свирскому, а другой -
Константинопольским Патриархам.
В иконостасе обновленной церкви прп. Александра Свирского
есть несколько старинных образов преподобного. В этом году Церковь
отмечает сразу три даты связанные с этим святым: 560-летие со дня его
рождения, 500-летие явления святому Пресвятой Троицы и 475-летие
преставления Александра Свирского.
Сюжет: Перевод Библии
«Перевод Библии как фактор сохранения и развития языков
народов России и стран СНГ», - так называлась международная научная
конференция, которая прошла в Москве. Ее участники - библеисты и филологи,
историки и переводчики - три дня обсуждали практические вопросы, связанные
с переводом священного писания на языки малых народов.
Марианна Беерле-Моор, директор Института перевода
Библии: Очень хорошо, что здесь присутствуют люди из регионов,
которые сами могут рассказать о том, как влиял перевод Библии на языки
малых народов и их развитие.
За 30 лет работы института перевода Библии Священное Писание
было переведено на 30 языков народов России и СНГ, включая и неписьменные.
Для некоторых культур именно перевод Евангелия стал первым памятником
собственной национальной письменности.
Сюжет: Реабилитация Царской семьи
Спустя 90 лет после трагедии в Екатеринбурге, была
реабилитирована семья последнего Российского императора. Президиум
Верховного Суда постановил признать необоснованно репрессированными и
реабилитировать Николая Александровича и Александру Феодоровну Романовых,
а также их детей, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексия. Такое
решение Суд принял в ответ на жалобу адвокатов Дома Романовых. Обращения в
различные судебные инстанции подавались более 10-и лет. Ранее они не
рассматривались, так как члены семьи Романовых считались жертвами
уголовного преступления. Теперь признан их статус как жертв политических
репрессий.
* * *
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Напоминаю
что тема нашей сегодняшней передачи - человек и его вера. Наш гость
Александр Привалов.
Александр Николаевич Привалов. Родился 31 мая 1950 года.
Окончил механико-математический факультет МГУ. Работал в
научно-исследовательских структурах Госплана СССР, где занимался вопросами
прогнозирования и управления. В начале 90-х годов принимает активное
участие в создании аналитических изданий нового типа. Был одним из
руководителей журнала «Коммерсантъ», газеты «Известия», автором и ведущим
телепрограмм, научным редактором журнала «Эксперт». Сейчас - генеральный
директор этого издания. немало публикаций Привалова были посвящены роли
Православия и Церкви в жизни нашего общества. Александр Николаевич - один
из ведущих аналитиков страны, автор серьезных работ по экономике и
политологии. Именно он в свое время ввел в оборот печатных СМИ термин
«олигарх» применительно к российским бизнесменам. Сегодня сфера его
деятельности достаточно широка: от макроэкономических и внешнеполитических
проблем, до образования и музыки.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский:
Здравствуйте, Александр Николаевич. Давайте начнем беседу с новости
последних дней о реабилитации Царской семьи. Как Вы считаете, почему этот
вопрос не решался так долго?
Александр Николаевич Привалов: Мне представляется,
что не решался он правильно. Ведь если бы мы говорили о реабилитации
венценосных особ Европы - Карла Английского или Людовика Французского,
которые сложили головы по приговору какого-либо суда, там слово
реабилитация имело бы свое стандартное юридическое значение. А здесь его
пришлось «притягивать за уши», потому что никакого судебного решения не
было, а семья Романовых и люди их окружавшие расстреляны бессудно.
Поэтому, когда мы говорим о том, что произошла реабилитация, мы говорим о
том, что признано законным неизвестно чье решение о расстреле.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Решение
Ленина прежде всего.
Александр Николаевич Привалов: Ленина,
Свердлова, уральских товарищей... . Это не существенно. Оно косвенно
признано законным. Ничего особенно радостного я в этом не вижу.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Оно как раз
не признано законным, в моем представлении.
Александр Николаевич Привалов: Оно признанно
чем-то, что можно судебно опровергать.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Но в таком
случае, если считать убийство Николая II и его семьи чисто уголовным
преступлением...
Александр Николаевич Привалов: Оно, без сомнения,
политическое. И уголовное и политическое. Мне представляется, что юристы,
науке которых много тысяч лет, могли бы напрячь извилины и предложить
более внятную формулировку. Потому что формулировка, которую мы прочли в
газетах, на мой взгляд, ставить акценты очень странным образом. И дело вот
в чем. Бывает, что судебные инстанции, правоохранительные органы,
принимают какое-то решение по политическим соображениям нам приятным. Но,
все равно, такое решение должно настораживать, потому что они не должны
принимать никакие решения по политическим мотивам.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский:
А мне, все же, кажется, что такое очевидное решение не принималось
так долго потому, что в людях этой страны укоренена долгая
социалистическая память.
Александр Николаевич Привалов: Не стану спорить, но
мы придали какую-то долю законности этим страшным решениям и действиям.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: И, тем не
менее, реакция коммунистов очевидная: они просто визг подняли!
Александр Николаевич Привалов: На них не угодишь. И
простое ощущение, сформулированное в русской поговорке «Чья бы корова
мычала», им совершенно чуждо. Нет ощущения, что по каким-то вопросам им бы
лучше помолчать, но они не одни такие, таких много.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Ваше
отношение к канонизации Царской семьи. Ведь этот вопрос неоднозначен и для
многих верующих людей. Многие этим решением были в течение какого-то
времени смущены, и не сразу согласились принять канонизацию.
Александр Николаевич Привалов: Это так, для многих,
оказалось, трудно отделить канонизацию от не очень близких, но смежных
вещей - от политического прославления, от исторического оправдания, а ведь
это разные вещи. Те люди, кто понимал, что канонизация Николая
Александровича ни коим образом не означает оправдание его поступков на
станции Дно, для них не было сомнения. А те, кто путал эти вещи,
разобрались со временем.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: А каково
Ваше отношение к монархической идее для России?
Александр Николаевич Привалов: Что толковать.
Возвращение монархии для России, конечно, было бы полезно. Но беда в том,
что разговор этот в пользу бедных. Как сказал весьма умный и расположенный
к монархической идее человек, философ Иван Ильин: «Монархию нужно
заслужить». Ощущение же, что наше с Вами Отечество заслужило или находится
в процессе заслуживания монархии, у меня отсутствует. А что это, без
сомнения, полезно для России, так никакой республиканец спорить не станет,
глядя на то, что происходит.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Сфера Ваших
интересов - экономика и политика. И, тем не менее, Вы не раз обращались к
религиозной теме. Что Вас побуждает писать об этом, и насколько эта тема
важна для нашего общества?
Александр Николаевич Привалов: Уточню, что я
публично писал не по религиозной проблематике, а по проблематике
образовательной. Образование сегодня вместе с демографией - важнейшая тема
в России, потому что все, что происходит в образовании, не может не
интересовать сколько-нибудь сознательного гражданина. Многолетнее и очень
неприличное «бодание» вокруг Основ Православной культуры вынудило меня
высказаться на этот счет. Ведущий - протоиерей Алексий
Уминский: Кому сегодня мешает и помогает Церковь?
Александр Николаевич Привалов: На мой взгляд,
Церковь не мешает никому, и потому чрезвычайная активность, с которой она
по тем или иным темам подвергается нападкам, наводит на самые странные
мысли. Один из моих коллег, г-н Соколов, по этому поводу прямо говорит,
что видимо бес корчит.
К счастью, к сожалению - это уж у кого какие воззрения,
сегодняшняя роль Церкви в России чрезвычайно невелика.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: К сожалению!
Александр Николаевич Привалов: К сожалению. И
потому, страстные высказывания по ее поводу фактологической опоры не
имеют. Они имеют какую-то другую опору, наверное.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: В последнее
время мы все увлечены экономическими новостями. А насколько экономика
связана с нравственностью, с религиозной составляющей общества?
Александр Николаевич Привалов: Мир един, и
совершенно невозможно представить себе жизнь общества или отдельного
человека, где разные направления деятельности огорожены непроницаемыми
перегородками. И экономика, и мораль, и вера это черты одной и той же
человеческой жизни, они влияют друг на друга. Отрицать это смешно, но и
смешно на этом строить глубоко идущие рассуждения, потому что все со всем
связано: выдели одну связь, поговори про нее полчаса, а дальше что? А есть
еще 17 000 связей...
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Я задал этот
вопрос в связи с мировым экономическим кризисом.
Александр Николаевич Привалов: С мировым
экономическим кризисом сегодня связано все.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Я обнаружил
на нашем сайте такие новости, на эту тему высказались и митрополит
Смоленский и Калининградский Кирилл, и представитель Ватикана,
госсекретарь Ватикана кардинал Торчизо Бертони. Митрополит Кирилл, в
частности, сказал: «Без связи экономики с нравственностью невозможно
говорить об исцелении хронических болезней современной экономической
системы». А вот слова кардинала: «Глобальный финансовый кризис доказывает
неспособность безбожной политики и идеологии предотвратить социальные
катастрофы».
Александр Николаевич Привалов: Мне чрезвычайно
нравятся оба эти высказывания. С некоторыми оговорками, касающимися
второго высказывания, я бы под ними подписался. Дело в том, что это не
отвлеченные рассуждения, это прямой ход к сути событий. Ключевым признаком
того экономического кризиса, который сейчас начал корежить всю планету
является кризис доверия. Ведь совершенно не случайно прожженные
экономисты, которые, может, никогда в жизни и лба не перекрестили, говорят
именно о кризисе доверия. Деньги в мире есть, но поскольку экономические
субъекты в эту политическую пору абсолютно перестали друг другу доверять,
то это останавливает взаимные кредиты, без которых современная экономика
не работает. Т. е. сегодняшний экономический кризис упирается прямо в
нравственные проблемы! Что же до наступательного высказывания господина
кардинала, я бы хотел смиренно указать, что, к сожалению, и религиозные
общества оказались неспособны, сдерживать социальные бури, чего уж там...
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский:
Приходилось слышать о том, что Православие, якобы, является
ретроградной религией, и поэтому в силу этой ретроградности экономика в
России не может развиваться, а будь у нас более модернизированное
религиозное сознание, мы бы и в экономике шли вперед. Согласны?
Александр Николаевич Привалов: Конечно, нет. Когда
мне приходится слышать что-нибудь о современной религии, то просто
передергивает. Прямо вчера испекли тебе религию, давай ты ей будешь
пользоваться. Все эти высказывания - прелестные, в обоих смыслах этого
слова и относятся к той категории, что и русская поговорка «Кабы у
бабушки была бородушка, был бы дедушка». Православие создало Россию,
историю России, нынешнею Россию опосредовано. Говорить о том, что было бы,
если бы наши предки избрали другой способ поклонения Создателю - просто
смешно, бессмысленно. Да, наверное, в этом выборе было то, что
способствовало экономическому развитию, было то, что ему меньше
способствовало - и что? Это все равно как если бы говорить: если бы у меня
были гены кенийские или эфиопские я бы лучше бегал марафон. Да, но у тебя
их нет.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Вы ввели
понятие «олигарх» в наш современный язык. Мы часто слышим об этих людях:
«Это наша элита, экономическая, финансовая, политическая». Что такое
элита, и в какой элите нуждается наше общество? В этой?
Александр Николаевич Привалов: Нет, не в этой. Но
тут, как говорил «товарищ Сталин»: «Других представителей у меня для вас
нет». В слове «элита» содержится момент оценки, говоря о ком-то, что они
наша элита, мы, как бы, начинаем их хвалить. Хвалить их сейчас совершенно
не хочется, и, по-моему, лучше использовать нейтральное слово «верхушка».
Эти люди, может быть, в чем-то хороши, в чем-то плохи, но, на мой взгляд,
они не выполняют главного предназначения, ради которого нация кормит
элиту. Главное предназначение элиты - вырабатывать стратегию будущего, все
остальное - вторичное.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Мне
представляется, что люди, о которых говорят, что они элита, должны
являться нравственным камертоном для общества.
Александр Николаевич Привалов: Боюсь, что это
идеализированное представление, которое, в полной мере, не воплощалось
никогда. Люди «на верху» крайне редко бывают сильно нравственными, а уж
все сильно нравственными не бывают никогда.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Общество не
должно именно такого рода ставить требование к элите?
Александр Николаевич Привалов: Должно. Общество в
праве требовать чтобы элита вела себя пристойно: чтобы публично не лгали,
чтобы не предавались порокам показного потребления, но этого, к сожалению,
не выполняется.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Какой был
Ваш путь к Вере?
Александр Николаевич Привалов: Я бы о личных
вопросах в эфире говорить не стал, но ничего особенного, все традиционно.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Вы с детства
в Православии?
Александр Николаевич Привалов: Я воспитывался в
отголосках православной традиции. Мы с трудом можем представить масштаб
безбожия, которое царствовало в больших городах. Сначала отголоски, а
потом все возродилось, вообщем, все традиционно.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Вера и
политика, геополитика. Насколько, сейчас, можно говорить об их
взаимосвязи. Многие говорят о слабости последнего российского императора,
но, может быть, это был последний христианский политик, который относился
и к внешней политике и внутренней с позиции своего личного христианства.
Насколько сегодня можно об этом говорить, или это ушло в небытие?
Александр Николаевич Привалов: Думаю, что не ушло.
Во всяком случае, достаточно большое количество известных в современном
мире деятелей считают нужным говорить о своих религиозных верованиях, и
говорить, иногда, весьма наступательным, но, боюсь, у христианских
деятелей всех толков это скорее дань традиции, чем реальный движитель их
поступков. Я готов поверить, что, в какой-то степени, движет вера
исламскими деятелями, похоже на то. С людьми христианскими не очень
похоже, потому что, например, происходящий сейчас кризис может
трактоваться и с точки зрения христианских заповедей, канонов поведения,
но этого никто не делает. Не потому что это трудно, это легко, а потому
что они понимают - это, вряд ли добавит им козырей в их политических
играх, это не очень востребовано публикой.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Это очень
грустно. Чем дальше мы уходим от этого, тем ближе мы становимся к
катастрофам и противостоянием в нашем обществе.
Александр Николаевич Привалов: Совершенно верно.
Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: Спасибо Вам
большое, Александр Николаевич, за то, что Вы пришли к нам.
Сейчас пришло время нашей постоянной рубрике
«Соотечественники».
Рубрика «Соотечественники»
Один из крупнейших и красивейших городов Соединенных Штатов
Чикаго населен людьми многих национальностей и вероисповеданий.
Религиозная жизнь здесь достаточно разнообразно; представлены здесь и
Православные Церкви, но именно в этот храм Покрова Пресвятой Богородицы,
который принадлежит Русской Зарубежной Церкви, и находиться далеко от
центра, приезжают из разных районов города не только русские, но и
верующие других национальностей.
Популярность Покровского собора объясняют его особой
атмосферой, а также тем, что службы здесь идут постоянно только на
церковно-славянском языке.
Долгое время основу здешнего прихода составляли семьи
эмигрантов первой волны, однако, в последние десятилетия картина сильно
изменилась: среди прихожан сейчас преобладают переселенцы из Советского
Союза и России. Староста храма Юрий Юсупов - один из них.
Юрий Юсупов, староста храма Покрова Божией Матери в
Чикаго: - У меня свой бизнес, занимаюсь транспортировкой разных
грузов, товаров, а в храме это послушание. Справа от храма находиться
обеденный зал, он был специально построен для общения, чтобы люди после
службы могли приходить туда на чаепитие, разговаривать, знакомиться.
Сейчас у нас строится приходская школа, пока она располагается в обеденном
зале. Там дети изучают Историю Православия, Историю, Историю России,
Русский язык, и Историю других религий. Надеемся, с Божией помощью,
закончить в следующем году строительство нового здания школы. Рядом с
храмом резиденция здешнего правящего архиерея, одного из видных и
влиятельных иерархов зарубежной Церкви, архиепископа Чикагского и
Среднеамериканского Алипия. Несмотря на возраст и недуги, он продолжает
активную церковную деятельность. Этот храм называют еще детищем владыки
Алипия.
Архиепископ Чикагский и Среднеамериканский
Алипий: -
Мы купили землю в 1986 году. Некоторые были разочарованы: «Купили
землю, что мы с ней будем делать?».
Андрей Иванченко пришел на службу с крестницей - чернокожей
американской девочкой Моникой - Натальей. Ее родители всю жизнь были
далеки от Православия, но, в последнее время, все чаще стали заходить в
Покровский собор и дочь свою решили крестить здесь.
Андрей Иванченко: - Когда мы приехали сюда из
Болгарии, наш епископ благословил прийти в эту Церковь. И мы с первого
дня, не найдя еще себе жилья, нашли этот храм.
Восстановление церковного единства вызвало огромную радость
у прихожан Покровского собора, а совместные богослужения с Московской
делегацией стали настоящим праздником.
Юрий Юсупов, староста храма Покрова Божией Матери в
Чикаго: - Мы осознаем, что мы не осколок, а единое целое, и это
отрадно.
Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы
всегда найдете на нашем сайте Седмица.ру. Там же Вы узнаете много
интересного из религиозной жизни всего мира. Через неделю мы встретимся
снова, и я буду отвечать на Ваши вопросы. Часто человек верующий чувствует
себя одиноким среди родственников, сослуживцев, друзей, знакомых. Почему
так происходит, и чем можно помочь в этой ситуации поговорим на следующей
неделе.
Всего Вам доброго. Храни Вас Господь.
|